Опыт работы «Организация предметно-пространственной среды в контексте развития социально-коммуникативных компетенций дошкольников в сюжетно ролевых играх»
методическая разработка

Кузнецова Елена Яковлевна

Материал содержит методические рекомендации по организации предметно-пространственной среды для развития социально-коммуникативных умений дошкольников в ходе сюжетно-ролевых игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  №78» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Опыт работы «Организация предметно-пространственной среды в контексте развития социально-коммуникативных компетенций дошкольников в сюжетно ролевых играх»

    Выполнила:

                                                          старший воспитатель

                              высшей квалификационной                                                                                                       категории

                                                          Кузнецова Елена Яковлевна

Сюжетно-ролевая  игра-ведущий вид деятельности ребенка.В ней ребенок удовлетворяет потребности в активном освоении окружающего мира и важнейших социальных потребностей- участие в жизни взрослых и общении со сверстниками. В игре идет процесс активного  освоения знаний об окружающем , их совершенствование, возрастает способность быстрой мобилизации знаний в процессе решения разнообразных ,возникающих в игре задач-игровых, познавательных, практических. Процесс игры требует активного участия воображения, памяти, мыслительной деятельности. Любая игровая ситуация предполагает анализ, сравнение и сопоставление условий, отбор средств, элементарное планирование, оценку результатов, что способствует развитию мыслительных процессов и способностей. Условие игры позволяет многократно повторить действие, осуществлять их отбор наиболее рационально, создавать их комбинации, на основе чего и формируются творческие способности ребенка. В игре идет процесс формирования самостоятельности. Самоорганизация детей в игре лежит в основе становления и развития качества общественности у детей, становление детского общества. Участие в сюжетно-ролевых играх способствует воспитанию чувства товарищества, дружбы и вместе с тем умения совместно действовать, подчинятся правилам и т.д. Отражение в играх социальной жизни взрослых помогает освоению нравственных норм поведения и отношения к окружающему.

В  сюжетно-ролевой игре  у ребенка формируется социально-коммуникативные компетенции:

1.Эмоционально вживаться, «врастать» в сложный социальный мир взрослых людей.

2.Предвидеть стратегию ролевого поведения

3.Смотреть на себя со стороны глазами других людей

4.Делать свои действия ,свои желания ,свои чувства понятными для играющих

5.Переживать жизненные ситуации других людей как свой собственные, понимать смысл их действий и поступков.

6.Осознает свое реальное место среди других людей.

7Сделать для себя открытие: желание и стремление других людей не всегда совпадают с моими.

8Стремится к справедливости, преодоления стремления не только доминировать, но и соглашаться, подчинятся игре

9. Доверять друг другу

10.Уважать себя и верить в себя

11.Надеятся на собственные силы при столкновении с проблемами.

12.Свободно выражать свои чувства.

13.Переживать свои эмоции

14.Делать выбор

Сюжетно-ролевую игру отличает от всех остальных игр существенные особенности: свобода , высокая степень самостоятельности и наличие возможности для самоорганизации. Свобода и самостоятельность детей проявляется в выборе игры или в определении ее содержания, подборе партнеров. Включения в игру или выхода из нее и т.д. Для сюжетно –ролевой игры характерно наличие воображаемой ситуации или ее элементов. Играя, дети действуют в условной обстановке, условной ситуации или ее элементов, принимают на себя роли, устанавливают между собой особые отношения как партнеры в игре, наряду с оперативными действиями используют изобразительные, имитирующие реальные; условными значениями наделяют предметы, вовлекаемые в игру, используют игрушки и т.д. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является ее эмоциональная насыщенность. Дети переживают в игре самые разнообразные чувства и эмоции, однако основная из них-радость, удовольствие. Это мощный фактор, усиливающий воспитательное воздействие игры. Положительные эмоции, сопровождающие игру, связаны со своеобразием мотивов. Мотив игры- в ней самой, ребенок играет ради игры. Это не исключает многих дополнительных мотивов: игра ради общения. Действие с занимательной игрушкой, ради привлекательной роли. Проявление своих умений.

      Развивающую предметно – пространственную среду организовываем с учётом требований ФГОС ДО: формируем  образовательное пространство, стимулирующее детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора, двигательную и познавательную активность детей, сотрудничество взрослого и ребёнка.

Принципы конструирования организации РППС  основаны на психолого-педагогической концепции современного ДО, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка. Она насыщенна, изменяема, полифункциональная, доступна и безопасна. Отражает используемые технологии программы «Детский сад 2100» и возрастные особенности. Весь материал в группах сформирован и распределен по центрам развития. Останавливаемся на центре сюжетно-ролевой  игры. Своевременное изменение игровой среды активизирует общение взрослого с детьми, побуждая  их к самостоятельному применять свой опыт в решении проблемных игровых задач и развитию сюжета. Конечно, игровые задачи планируются  нами заранее, с учетом психологических особенностей возраста. Взрослым создаются условия для ее решения теми или иными средствами, вызывая детей на самостоятельное достижение воображаемой цели. Педагоги нашего дошкольного учреждения  планируют по 12 сюжетно-ролевых игр на каждый возраст, придерживаясь рекомендованного перечня ОП «Детский сад 2100» и ориентируясь на раздел познавательного развития «Здравствуй, мир!», «По планете шаг за шагом». Планируется на месяц одна новая сюжетно-ролевая с предварительной работой в течении месяца.

   У детей раннего  возраста (1,6-3 года) материал для игр педагог располагает по периметру всей группы. Сюда входят  игрушки-предметы оперирования или орудийные: набор чайной крупной посуды , набор купной кухонной посуды, штурвалы, рули, молотки, пилы, лопатки, мастерки, свистки, постельные принадлежности, кукольное белье, каталки, коляски соразмерная ребенку, плита, атрибуты для врача, парикмахера, продавца, ящик с предметами-заместителями, крупный транспорт, крупная мебель , соразмерная с ребенком и крупными куклами. Дети в своих играх могут привлекать материал из других центров: строительный материал, музыкальные игрушки.

     У детей младшего возраста (3-4года) материал для игр педагог тоже располагает по периметру группы. Сюда входят :игрушечная чайная, кухонная и столовая посуда крупного и среднего размера, миски, тазики, ведерки, крупные и средние куклы, коляски и мебель(спальня, кухня, гостиная) соразмерная куклам, молоток, утюг, полосатый жезл, бинокль, руль, весы, сумки, корзинки, рюкзачки, набор медицинских принадлежностей, различные атрибуты для ряженья(шляпы, очки, шали, юбки, плащ-накидки и т.п.), ширма парикмахерская. Дети в своих играх могут привлекать материал из других центров: строительный материал, музыкальные игрушки, атрибуты из центра двигательной активности. Из центра дорожного движения дети используют крупное складывающееся дерматиновое полотно с изображением дорог, пешеходных переходов, игрушечный транспорт средний и крупный (грузовые, легковые машины, пожарная машина, машина «скорой помощи», паровоз и вагончики, лодка, самолет, транспорт из наволочек), крупные (соразмерные с транспортом)макеты домов из кубиков или картонных коробок, деревья, светофор, небольшие игрушки (фигурки людей, животных),машины-наволочки

     У детей среднего возраста (4-5 лет) материал для игр педагог тоже располагает в пластмассовых контейнерах, маркированных сюжетными картинками. Они наполнены: кукольной мебелью (кроватка, столик для кухни, парикмахерская) и для кукол среднего размера, набором для кухни: плита, мойка, стиральная машина, набор чайной, кухонной, столовой посуды среднего размера, куклы в одежде мальчиков и девочек (средние по сезонам),коляска для кукол, комплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол, атрибуты для ряженья (шляпы, очки, бусы, шарфы, сарафаны и т.п.),атрибуты для игр «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Салон красоты», «Кафе», «Гараж», «Дорожное движение», «Строители», «Зоопарк» и т.д., складная ширма  с изображением витрины продуктового магазина и гаража. Дети в своих играх могут привлекать материал из других центров: строительный материал, музыкальные игрушки, атрибуты из центра двигательной активности, центра дорожного движения: крупное складывающееся полотно с изображением дорог, пешеходного перехода, игрушечный транспорт средний и крупный (грузовые, легковые машины, пожарная машина, машина «скорой помощи», паровоз, лодка, самолет и т.д.), крупные (соразмерные с транспортом) макеты домов из картонных коробок, деревья, светофор, небольшие игрушки (фигурки людей, животных),машины-наволочки, пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина, атрибутика служб спасения

У детей старшего возраста (5-6 лет) материал для игр педагог тоже располагает в пластмассовых контейнерах, маркированных схемами. Они наполнены кукольной мебелью по типу «домик для Барби»( стол, стулья, диванчик, кресла, столик, шкаф, ванна, умывальник, камин),набором для кухни(плита, мойка, стиральная машина), игрушечной посудой: набор чайной посуды (средний и мелкий), набор кухонной посуды (средний), набор столовой посуды (средний);куклами в одежде мальчиков и девочек (мелкие), колясками для кукол, комплектами одежды и постельных принадлежностей для кукол; картонными куклами с набором одежды на разные времена года; атрибутами для ряженья (шляпы, очки, бусы, шарфы, сарафаны, юбки и т.п.), атрибутами для игр «Овощеводы», «Аптека», «Путешествие на автобусе», «В гостях у лесника», «Путешествуем  по родному городу», «Воины - пограничники», «Музей», «Откуда хлеб пришел», «Путешественники», «Строители», «Супермаркет», «Салон красоты». Дети в своих играх могут привлекать материал из других центров: строительный материал, музыкальные игрушки, атрибуты из центра двигательной активности, центра дорожного движения: полотно мелкое с изображением дорог, пешеходных переходов из картона, мелкий транспорт, макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофор (с сезонными изменениями), небольшие игрушки (фигурки людей), пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина, атрибутика служб спасения, разные отрезы тканей, шарфов, тулей.

У детей подготовительной к школе группы (6-7лет) материал для игр педагог тоже располагает в пластмассовых контейнерах, маркированных схемами. Материал аналогичный с материалом для детей 5-6 лет, но атрибуты игр по данному возрасту: «Школа», «Дорожное движение», «Железная дорога», «Библиотека», «МЧС спешит на помощь», «Пограничники», «Турагенство», «Космическое путешествие», «Путешествие по воде», «Почта», «Салон красоты», «Супермаркет».

«Игровые задачи-это система условий, в которых задается мнимая цель, понятная ребенку по его жизненному опыту, направленная на воспроизведение действительности игровыми способами и средствами» Е.В.Зворыгина.

            Чтобы иметь представление о содержании игры, педагоги выясняют следующие вопросы:

Содержание игры

  1. Как у играющих возникает замысел?
  2. Насколько разнообразны замыслы игры у детей?
  3. Сколько игровых задач ставит ребенок?
  4. На сколько разнообразны поставленные игровые задачи?
  5. Какова степень самостоятельности детей при постановке игровых задач?

  Способы решения детьми игровых задач

На этапе сюжетно-ролевой игры дети решают поставленные задачи предметными и ролевыми способами.

1.На сколько разнообразны игровые действия с игрушками.

2.Степень обобщенности игровых действий с игрушками.

3.Наличие в игре игровых действий с предметами-заместителями.

4.Наличие в игре игровых действий с воображаемыми  предметами.

5.Принимает ли ребенок на себя роль?

6.Насколько разнообразны ролевые действия?

7.Какова выразительность ролевых действий?

8.Наличие ролевых высказываний

9.Кто инициатор ролевых высказываний?

10.Наличие ролевой беседы

11.Кто инициатор ролевой беседы?

12.С кем ребенок вступает в ролевую беседу?

13.Какова содержательность ролевой беседы?

 Взаимодействие детей в игре.

Игровые задачи дети могут решать индивидуально или совместно с кем-нибудь. При совместном решении игровых задач дети вступают во взаимодействие.

1.Вступает ли ребенок во взаимодействие?

2.Кому ребенок ставит игровые задачи?

3.Умеет ли ребенок принимать игровые задачи?

4.Какова длительность взаимодействия?

Самостоятельность детей в игре.

Эта группа показателей отдельно не выделяется, она присутствует в каждой рассмотренной группе. Самостоятельность в выборе замен и постановка игровых задач, в распределении ролей, разрешении конфликтов, в планировании и т.д.

    В сюжетно-ролевой игре дети решают поставленные задачи предметными и ролевыми способами. На примере одной сюжетно-ролевой игры   предлагаю рассмотреть изменения и развитие игровых задач

План –схема сюжетно-ролевой игры «Кукла заболела» в группе раннего возраста (2-3 года).

Игровые задачи:

1 обеспечить зарождение сюжета внутри предметной деятельности;

2 создание условий для переименования ребенком предметов, отождествление своих действий с действиями взрослого, называнием себя именем другого человека; формирование действий, воспроизводящих действия других людей;

3 способствовать выполнению однообразных двух-трех игровых действий, перенесение способов действия на другие предметы, самостоятельное их воспроизведение в новых условиях;

4 обеспечение бесконфликтной игры рядом;

5 развивать детскую инициативу в овладении действиями с предметами особого рода-игрушками и заместителями отсутствующих предметов без игрового названия, способствовать осознанию предметов в игре;

6 поощрять называние детьми своих игровых действий.

Предварительная работа:

1.Экскурсия в медицинский кабинет

Цель: создать условия для формирования понятий у детей об орудийных  действиях медработника, познакомить с обстановкой медкабинета.

2.Рассмотреть иллюстрацию на тему: «Доктор лечит детей».

Цель: создать условия для формирования у детей понятий об действиях врача, способствовать активизации речи.

3.Сюжетно-дидактическая игра « Катя заболела».

Цель: уточнение игровых действий.

4.Игра-ситуация «Зайка заболел», «К нам приехал врач»

Цель: создать условия для формирования начальных навыков ролевого поведения

5.Чтение: А. Крылов «Заболел Петух ангиной».

Цель: создать условие для формирования элементарного понятия лечения больного, развитие чувства сопереживания

6. Прослушивание песни «Кукла заболела» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной).

Цель: вызвать эмоциональный отклик на музыкальное произведение

7.Лепка «Таблетки  и горчичники для заболевшей куклы».

Цель: развитие творческого воображения, создать условия формирования умения выполнять предметы округлой формы, закрепить приемы сплющивания.

8.Д/игры:   «Кому, что нужно для работы?»

Цель: создать условия для закрепления названия орудий труда и действий с ними

План-схема сюжетно-ролевой игры «Болезнь куклы»

во второй младшей группе (3-4 года).

Игровые задачи:

1  Создание условий для выстраивания действий в несложный сюжет

2 Способствовать развитию ролевых действий с определенными предметами, направленными на соучастников игры, без называния роли, но определяемыми характером действия;

3 Способствовать разнообразию однообразных действий, состоящих из ряда повторяющихся операций.

врач осматривает больного, измеряет температуру,

мама жалеет, даёт лекарства, поит чаем

больной жалуется, капризничает

4 Обеспечивать бесконфликтное поведение играющих;

5 Поддерживать детскую инициативу в широком использовании игровых атрибутов (халат врача, шапочка, фонендоскоп, градусник, баночки с лекарствами, посуда для заваривания чая, горчичники) и возникших в ходе игры  предметов-заместителей (кубик-мыло или телефон).

6 Инициировать возникновение отдельных фраз во время выполнения игровых действий.

Предварительная работа:

1.Чтение К. Чуковского «Айболит»

Цели: создать условие  для формирования у детей устойчивого интереса к чтению,  способствованию возникновению  интереса к профессии врача, вызвать сочувствие к больным и нуждающимся в помощи героям.

2.Рассматривание иллюстраций на тему «Профессии».

 Цель: познакомить с рабочей формой врача (халат, шапочка и т.д.).

3.Экскурсия в медицинский кабинет

 Цель: познакомить с обстановкой медкабинета,  создать условия для уточнения профессиональных действий  медсестры.

4.Прослушивание песни «Кукла заболела». Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Вологиной.

Цель:  создать условия для эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение.

5.Дидактическая игра «Чем лечить»

Цель: создать условия для закрепить названий орудий труда медработника и действий с ними

План – схема сюжетно ролевой игры

«На приеме у врача» для детей среднего возраста(4-5лет)

Игровые задачи :

1 Создание условий для возникновения сюжета «На приеме у врача», носящий бытовой характер :

2 Создание условий для названия роли(врач, медсестра, пациент, мама больного); способствовать разделению функций и реализации действий, связанных с данной ролью .

3 Способствовать обеспечению игрового действия реальному,

устойчивость замысла поддерживать игровой ролью и развитию бытовых отношений ; инициировать необходимость договариваться друг с партнером в игре ( врач-осматривает больного,

медсестра-делает укол, перевязку, дает витамины;

мама-уговаривает, жалеет, готовит чай с малиной, выполняет назначение врача

пациент-капризничает, открывает рот)

4 Способствовать чтобы правила игры регулировали последовательность игровых действий; регулировать возникшие противоречия, связанные с игровыми действиями

5 Поддерживать детскую инициативу в использовании игровых атрибутов, предметов заместителей: орудийные игрушки, строительный материал, мозаика, кусочки ткани, наволочки, накидки, карандаши и пр.)

6 Инициировать возникшие отдельные фразы и реплики, соотнесенные с ролью, направленные на игрушку  или партнера.

 Предварительная работа:

1 Чтение стихотворения « Мы с Тамарой санитары» , К. Чуковский « Доктор Айболит».

Цель: создать условия для уточнения профессиональных действий медработников

2 Просмотр мультфильма «Быть здоровым здорово» ( сериал « Смешарики»)  

Цель: создать условия для формирования представления о здоровом образе жизни, о значении физических упражнений для организма человека, воспитывать потребность быть здоровым.

3.Рассматривание картины «Таня заболела»

Цель: способствовать  развитию связной речи, уточнение действий врача.

4.Слушание произведения П.И. Чайковского «Болезнь куклы».

Цель: развитие эмоциональной отзывчивости, альтруистических чувств.

5. Экскурсия в кабинет медицинской сестры детского сада.

Цель: создать условия для уточнения понятие о профессиональных действиях  медсестры, её действий с инструментами  и оборудованием кабинета , их назначением.

6. Дидактическая игра « Кому это нужно».

Цель: создать условия для закрепления понятий   детей о медицинских инструментах и их назначении.

7. Рисование  «Наша медсестра »

Цель: создать условия для формирования образа  медсестры, развитие творческих способностей.

План-схема   сюжетно- ролевой игры «Больница» в старшей группе(5-6 лет).

Игровые  задачи:

1.Создание условий для развития сюжета «Больница»  производственного  характера, обеспечить среднюю устойчивость замысла.

2.Создание условий для определения ролей до начала игры. Игровые роли: врач, медсестра, водитель автомобиля «Скорая помощь», нянечка, больные ,посетители

3.Способствовать выполнению ролей и вытекающих из них разнообразных действий, отражающих производственные отношения:

врач осматривает больного, делает назначение.

 медсестра делает укол, выполняет перевязку,

 водитель скорой помощи доставляет больного в больницу

 нянечка моет полы, кормит больных,

 пациенты жалуются на самочувствие,

посетители интересуются состояние больных,  приносят передачи для больного.

Обеспечение договоренности детей в процессе игры. Способствовать взаимосвязи  игры в больницу с другими сюжетно- ролевыми играми.

4.Способствовать подчинению действий детей правилам игры, регулирующих ролевые отношения.

 5.Способствовать развитию детской инициативы в широком использовании предметов – заместителей: градусник (линейка ), мозаика (таблетки ), лист бумаги ( горчичник ),шприц (карандаш ) ,бинт (бант );      использование игрового материала: топчан для осмотра больного,  орудийные игрушки обозначенных ролью(шприц, фонендоскоп, шпатель, бинт, руль, ведро, посуда)

6.Инициировать  развитие возникшей ролевой речи, обусловленной игровыми мотивами и сюжетом.

 Предварительная работа:

1.Беседы «Больница нашего времени»

 Цель : создать условие для формирования  понимания у детей , что квалифицированную помощь больным людям оказывают в клинике ,уточнить конкретность  профессиональных действий работников больницы, воспитывать уважение к людям этих профессий.

2.Экскурсия в медицинский кабинет.

Цель : способствовать уточнению действий врача, пациента, название медицинских инструментов

3.Чтение художественной литературы: Чуйковского К. И « Айболит»

Цель : создать условия для формирования умения слушать воспитателя ,  понимать содержание произведения, способствовать развитию альтруистических чувств к больным, уважение к профессии врача.

4.Рассматривание иллюстраций «Городская больница»

Цель : создать условие для возникновения  интереса к людям ,оберегающих здоровье, разъяснить полезность и важность деятельности работников больницы.

5.Игровая проблемная ситуация « На приеме у врача» .

Цель : способствовать развитию творческого воображения, развитию диалогической речи , уточнению игровых действий.

6.Аппликация. «Машина скорой помощи» .

Цель : способствовать развитию творческого воображения, уточнению назначения данного вида транспорта.

7.Дидактическая игра «Какой профессии это необходимо»

Цель: способствовать закреплению названий орудий труда и назначений инструментов

План-схема  сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» в подготовительной группе (6-7 лет)

Игровые задачи:

1. Создание условий для развития сюжета «Поликлиника» социального характера, обеспечение высокой устойчивости замысла.

2. Создание условий для определения ролей до начала игры и развитие ролевых функций, связанных с другими играющими.

3. Способствовать выполнению ролей и вытекающих из них разнообразных действий, отражающих социальные отношения, обеспечить договоренность детей до начала игры:

веселый шофер скорой помощи - ведет машину скорой помощи;

вежливый фармацевт отпускает по рецепту лекарство

обходительный гардеробщик принимает у пациентов одежду и выдает номерок.

приветливый работник регистратуры  отвечает на звонки телефона, регистрирует больных, выдает талоны к врачам

внимательный, добрый педиатр, окулист, хирург, терапевт, отоларинголог осматривают пациентов и делают назначения

медсестра аккуратная, добрая, внимательная медсестра выполняет распоряжения врача

 плаксивый больной жалуется на состояние своего здоровья

Способствовать взаимосвязи  игры в поликлинику с другими сюжетно- ролевыми играми.

4. Создание условий для уточнения детьми правил социального поведения  и выполнения их, как условие реализации роли

5. Способствовать развитию детской инициативы в широком использовании  предметов-заместителей и воображаемых предметов, выполнение недостающих предметов-заместителей и игрушек: градусник, шпатель, талоны, деньги, таблетки, рецепты, таблица для проверки зрения, зеркало.

Выбор места игры (самостоятельно)

6. Обеспечение  развития ролевого диалога, отражающего специфику игрового взаимодействия.

 

Предварительная работа:

Экскурсия в медицинский кабинет

Цель: создать условия для закрепления  названий инструментов, их назначения, уточнение профессиональных действий сотрудников, создать условия для возникновения чувства уважения  к труду медицинской сестры

Экскурсия в аптеку

Цель:  создать условия для уточнения профессиональных действий фармацевта,  воспитывать уважение к труду взрослых.

Рассматривание картины «Врач лечит детей»

Цель: способствовать расширению и закреплению  понятий у  детей о профессиональных действиях врача, создать условия для  развития связной речи.

Дидактическая игра  «Разные врачи»

Цель:  формировать понятия различных профессиональных действий врачей, закреплять  названия мед. инструментов, раскрыть способы их использования.

Игра – ситуация «Приезд скорой помощи»

Цель: создать условия для  формирования умения    отражать в игре трудовые действия врача, медсестры, шофера

Дидактическая  игра «Диалог по телефону»

Цель: создать условия для развития диалогической речи, уточнение игровых действий.

Сюжетно – дидактическое упражнение «Изобрази сотрудников поликлиники»

Цель: создать условия для уточнения  и закрепления  сформированных понятий у детей о работе медработников, стимулировать творческую активность детей

Художественный труд: изготовление атрибутов к игре (градусники, таблетки, шпатели медицинские, рецепты, медицинские карточки, талоны, направления)                               

Цель: формирование умения подбирать  и выполнять недостающие предметы-заместители, развивать творческую инициативу. 

 Для изучения сюжетно-ролевой игры используем следующие таблицы по Д.Б.Эльконину

Уровни развития сюжетно-ролевой игры(по Д. Б. Эльконину)

ПОКАЗАТЕЛИ

ИГРЫ

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ

основное

содержание

игры

действия с определен

ными предметами,

направленные на соу-

частника игры

в действиях с предме-

тами на первый план выдвигается соответ-

ствие игрового дейст-

вия реальному

выполнение роли и вытекающих из нее

последствий, среди

которых начинают

выделятся действия,

передающие харак-

тер отношений с дру

гими участниками

игры

выполнение дейст-

вий, связанных с отношением к дру-

гим людям

характер

игровой

роли

роли есть фактически,

но они не называются

и определяются характером действий

роли называются,наме

чается разделение функций, выполнение

роли сводится к реали-

зациидействий,связан-

ных с данной ролью

роли ясно очерчены

 и выделены,называ

ются до начала игры

появляется ролевая

речь, обращенная к товарищу по игре,но

иногда прорываются

обычные внеигро-

вые отношения

роли ясно выделены

и очерчены, названы

до начала игры, роле

вые функции детей

взаимосвязаны, речь носит ролевой харак

тер

характер

игровых

действий

действия однообраз-

ны и состоят из ряда

повторяющихся опе-

раций

логика действий опре-

деляется жизненной последовательностью,

расширяется число действий и выходит за

пределы какого-либо

одного типа действий

логика и характер

действий определя-

ются ролью, дей-

ствия очень разнооб

разны

действия четко,пос-

ледовательновоссоз

дают реальную логи

ку, они очень разно-

образны, ясно выделены действия, направленные к дру-

гим персонажам иг-

ры

отношение

к правилам

логика действий лег-

ко нарушается без

протестов со стороны

детей, правила отсут-

ствуют

нарушение последова-

тельности действий не

принимается фактичес

ки,но не опротестовывается,не-

приятие ничем не моти

вируется,правило явно не вычленяется,но уже

оно может победить в

случае конфликта непо

средственное желание

нарушение логики

действий опротесто

вывается ссылкой на

то, «что так не быва-ет»,высленяется правило поведения,

которому дети под-

чиняют свои дейст-

вия,правило еще не

полностью определя

ет поведение, но мо

жет победить возни

кшее непосредствен

ноежелание,нару-

шение правил лучше

замечается со сторо

ны

нарушение логики действий и правил отвергается не прос

то с сылкой на реаль

ную действительно-

сть, но и указанием на рациональность

правил, правила яс-

но вычленены, пра-

вила побеждают же-

лания.

Формирование детского общества в игре

1.Содержание игр

2.Количество участников

3.Продолжительность игры

4.Взаимодействие детей в игре:

-принимают совместное решение при затруднениях

-советуются

-действуют разрозненно

-влияние лидера

5.Характер контроля за действиями друг друга, за выполнениями правил:

-нет контроля

-указывают на нарушения , но не требуют выполнения

-настраивают на выполнение правил

6.как поступают с нарушителями

7.Реакция нарушителя

8.Сохранение игровых групп, их устойчивость в других играх

 Анализ наблюдаемой игры

1.Полнота содержания игры, соответствие возрастным возможностям, игровые умения и действия,  их уровень

2.Характер взаимоотношений детей,уровень качества общественности, проявленный детьми

3.Самостоятельность и творчество детей, в чем оно выражалось

4.Воспитательное значение игры

5.Оценка роли воспитателя, соответствие его приемов уровню развития и задачам руководства

6.Предложение к развитию содержания игры, ее структуре, обогащения игровых действий и умений, использование соответствующих приемов руководства

Организация и проведение сюжетно-ролевой игры

1.Начало игры:

-предшествующая деятельность

-что послужило поводом для начала игры

-кто инициатор игры

-как были привлечены к игре остальные дети

был ли оговор на игру

-его содержание(планирование, распределение ролей)

-характер взаимоотношений детей во время сговора(спор,обсуждение)

-количество детей начавших игру

-распределение ролей между ними

-создают обстановку заново или используют имеющуюся

-как подбирают игрушки, готовые предметы или заместители, создают

сами

 -развитие сюжета: как развивались изображаемые в игре события, по  

чьей инициативе

- роль воспитателя в подготовке возникновения игры, какими приемамипользовался

2.Ход игры

-содержание игровых ,реальных действий и характер отношений

-эмоциональное состояние играющих

-затруднение, конфликты, пути их преодоления

-выдумка, творчество играющих

-кто выбыл из игры раньше ее завершения, почему

-роль воспитателя, приемы руководства в этой части развития игры

-реакция детей  на действия взрослого

3.Конец игры

-имела ли игра завершение или была прервана, договорились  ли о

продолжении

-к какой деятельности перешли

-продолжительность игры

-оценка воспитателем  деятельности детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социокультурной компетенции дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.

      Пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию социокультурной  компетентност...

Развитие социокультурной компетенции дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.

      Пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию социокультурной  компетентност...

Организация предметно-пространственной развивающей среды по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в средней группе.

рекомендации по Организации предметно-пространственной развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в средней группе...

Из опыта работы "Организация предметно – пространственной развивающей среды в «Социально – коммуникативном развитие»"

 Проблема социально – личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его  взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольк...

« Организация предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ для воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения»

В данной работе описана роль    развития познавательной активности и исследовательского поведения у  детей с нарушением зрения    в особой, специально организованной...

Педагогический совет «Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО» с применением деловой игры

В методической разработке указаны основные этапы педагогического совета в ДОУ по теме «Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО&raq...

Опыт работы «Организация предметно-пространственной среды в контексте развития социально-коммуникативных компетенций дошкольников в сюжетно- ролевых играх»

В этом материале представлен опыт работы по организации предметно-пространственной среды по возрастам  для развития социально-коммуникативных умений дошкольников в процессесюжетно-ролевых игр...