Статья "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста"
статья по развитию речи (старшая группа)

Кузнецова Лариса Викторовна

Развитие речи дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 211

Статья «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель:

Кузнецова Лариса Викторовна

г. Кемерово

2020г.


Статья «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста необходим опыт общения. Разговорная речь современных родителей и детей засорена сленгом и ограничена, малословна, поэтому важно на занятиях уделять большое внимание развитию словарного запаса детей.

Родители мало общаются с детьми, так свободное время дети проводят за компьютерами, поэтому необходимо проводить работу с родителями, объясняя важность чтения художественной литературы детям.

Умение красивой связной речи развивается постепенно на систематических занятиях по развитию речи.

Особое внимание уделяется пересказу художественной литературы, сказок, разучиванию стихов, а так же описанию картин или составлению рассказа по сюжетной картинке.

Особое внимание можно уделить рассказам о природе, они обладают полным набором красивого русского языка. Дети учатся владеть родным языком использую в речи много прилагательных, глаголов, наречий, синонимов, антонимов и т.д.

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти. Усваиваются нормы построения предложений.

Начинать надо с небольших по объёму и простых по структуре текстов.

Обучать пересказу лучше с опорой на схему, используя эффективные методические приёмы.

Лучше использовать произведения К. Ушинского, В. Бианки, Г. Скребицкого, Н. Сладкова, и других авторов.

Детям важно усвоить начало, середину и конец произведения. По мере развития тексты берутся более сложные.

Опираясь на графическое изображение последовательности событий детям легче воспроизводить текст и анализировать его.

Сначала необходимо прочитать текст, затем побеседовать с детьми о прочитанном, далее рассмотреть иллюстрации, нарисовать схему, или предложить готовую, а в конце поиграть в дидактическую игру.

Но вначале занятия важно правильно провести организационный момент привлечь внимание детей картинками по теме рассказа. И провести подготовку к восприятию текста, то есть активизировать предметный словарь и словарь признаком по данной теме. Например, если тема птицы, то сравнить птиц на картинках и т.д.

Таким образом, у детей развивается произвольное внимание, диалоговая речь, слуховая память, активизируется словарь, а так же развиваются навыки словообразования.

Литература:

1. Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Антохина Н.В., Павлова Т.С., Львова Т.В., Прокопова СП., Журавлева Н.Н., Чернышева И.Н. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. -- М.: Центр педагогического образования, 2008. — 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

В данной статье раскрываются методы, приёмы коррекционно-развивающей работы, системный подход к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР). Осо...

опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Для ребенка с проблемами речевого развития важно не столько обучение, сколько образование. Процесс образования подразумевает умение воспринимать, интерпретировать и создавать образы.  Дети с общи...

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста...