Рекомендации для воспитателей о применении фольклора в режимных моментах и на занятиях.
консультация по развитию речи (младшая группа)

Четвергова Елена

Цель    

Цель: Создание условий для приобщения детей младшего дошкольного возраста к малым фольклорным формам в режимных моментах.

Задачи:

-развивать речевые навыки детей, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию;

-развивать интерес к окружающему миру и народному слову;

- учить детей сопровождать проговаривание потешек, пестушек, прибауток игровыми действиями;

- поощрять желание детей договаривать слова, фразы, повторять текст потешек, пестушек, прибауток целиком;

- воспитывать у детей самостоятельность, умение активно применять полученные знания на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_vospitateley_o_primenenii_folklora.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для воспитателей  о применении фольклора

 в режимных моментах и на занятиях.

Цель: Создание условий для приобщения детей младшего дошкольного возраста к малым фольклорным формам в режимных моментах.

Задачи:

-развивать речевые навыки детей, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию;

-развивать интерес к окружающему миру и народному слову;

- учить детей сопровождать проговаривание потешек, пестушек, прибауток игровыми действиями;

- поощрять желание детей договаривать слова, фразы, повторять текст потешек, пестушек, прибауток целиком;

- воспитывать у детей самостоятельность, умение активно применять полученные знания на практике.

Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.  В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Дети младшего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения. В младшем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у дошкольников. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается внимание детей к предметам, животным, людям.

 Так, Г.С.Виноградов писал, что «одним из средств педагогики является народное творчество – фольклор (пестушки, потешки, прибаутки); Л.Н. Павлова говорила о том, что «фольклор – действенный метод воспитания детей с первых лет его жизни».

Можно сказать, что ранний  период жизни детей во многом зависит от взрослых, которые воспитывают малыша. Очень хорошо, если родители и воспитатели наполняют жизнь детей добром и лаской, если способны обогатить среду, в которой они растут. Народное поэтическое слово может и должно обогатить данную среду. В результате общения с фольклорными произведениями детям передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность. Детский фольклор стимулирует творческие проявления воспитанников, будит фантазию.         

Таким образом, можно утверждать, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, т.е. всесторонне развивает дошкольников.

Сoзданию эмoционально благоприятной атмосферы для детей младшего дошкольного возраста в группе способствует соблюдение режима дня. Это формирует у детей чувство увереннoсти в окружающем их пространстве, организует деятельность дошкольников, дает возможность педагогу всесторонне развивать детей.

Крoме того, в режимных моментах oсуществляется обогащение сoциально-бытoвого опыта детей. Дети младшего дошкольного возраста приобретает навыки необходимые ему в повседневной жизни. Вoзникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой способствует строгое соблюдение режима дня, проведение всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время. Oрганизм детей в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, в результате все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.

Соблюдение режима будет проходить легче, веселее, интереснее под веселые народные песенки и потешки,  да и  различные формы фольклора легче запоминаются, если их использовать в  режимных моментах.

 С помощью потешек дети легче и лучше запоминают животных, их повадки, внешний вид. При этом хорошо тренируется память.

Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывания ее спать. Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь малышей, их фантазию и воображение, влияет на  духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

            Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни дошкольников приобщать их к народной поэзии. Потешки, прибаутки, пестушки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим детей дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у них интонационную выразительность.  

В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я активно  использую малые фольклорные формы, так как они отражают деятельность и быт людей многих поколений, а этого, как правило, не хватает современным детям; потешки, прибаутки, пестушки окрашивают речь педагога, делая её красочной, оживляют повседневные дела детей. Фольклор активно используется нами в течение всего дня в различных режимных моментах. Ведь в соответствии с требованиями ФГОС решение образовательных задач осуществляется не только в рамках образовательных действий, совместной и самостоятельной деятельности, но и в режимных моментах. Активно используя в своей работе фольклор, мною отмечено, что дети с удовольствием умываются, обедают, собираются на прогулку, готовятся ко сну и поднимаются после сна. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укрепления здоровья. Чтобы вырастить детей здоровым, в фольклоре присутствует весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. Проговаривание и заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что малыши лучше запоминают, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность детей. Давно известно, что пальчиковые игры, которые придумали нянюшки в прошлые века, развивают одновременно координацию движений и речь, так как центры мозга, отвечающие за эти виды деятельности, связаны между собой. Дети, которые регулярно играют в пальчиковые игры, в среднем начинают говорить раньше, чем те малыши, которые в эти игры не играют.

Можно сказать, что ранний  период жизни детей младшего дошкольного возраста во многом зависит от взрослых, которые воспитывают малыша. Очень хорошо, если родители и воспитатели наполняют жизнь детей добром и лаской, если способны обогатить среду, в которой они растут. Народное поэтическое слово может и должно обогатить данную среду. В результате общения с фольклорными произведениями детям передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность. Детский фольклор стимулирует творческие проявления малышей, будит фантазию.         

Дети младшего дошкольного возраста получают первый опыт общения со сверстниками в детском саду. При этом я заметила, что у многих детей снижен интерес к социальной действительности: нет желания играть вместе, делиться друг с другом, и как тяжело бывает новичкам адаптироваться в группе детей. Для облегчения вхождения новых детей в группу и лучшего знакомства с ними, я отвлекаю их от грустных мыслей с помощью платковой куклы «Машеньки», беру малыша за руку, говоря ласково, спокойно, подставляя в текст нужное имя: «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка хороший, Ванечка пригожий!». Услышав свое имя, малыш постепенно затихает, успокаивается.

Начиная с утреннего приема детей, использую потешки, стишки к первым играм с пальцами, ручками и ножками («Сорока-ворона», «Этот пальчик в лес ходил», «Ножки, ножки бежали по дорожке», «Кто у нас хороший?», «Капуста», «Пришли дети в детский сад», «Раздувайся пузырь»).Все это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями. Малые формы фольклора помогают увеличить словарный запас дошкольников. Они привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что способствует развитию разговорной речи.

Чтобы вызвать положительные эмоции у малышей в процессе умывания и привлечь внимание детей, я использую потешки, и дети с удовольствием осваивают навыки гигиены: «Водичка-водичка», «Ай лады, лады, лады!», «Носик-носик», «Кран откройся», «Руки надо с мылом мыть», «Не боимся мы воды».

А заплетание волос превращается в волшебный ритуал: «Расти коса до пояса. Ни вырони ни волоса», «Все волосинки в ряд.»

Обуваясь на прогулку, дети любят приговаривать: «Вот они сапожки».

Еда покажется вкуснее и аппетитней, если мы сопровождаем её потешкой с «вкусным» содержанием ( «Идет коза рогатая, за малыми ребятами», «Я обед съедаю сам»,  «Каша из гречки, варилась в печке», «Огурчик», «Травка-муравка со сна поднялась», «Мышка и хлебушек»).

Так повелось, что еще совсем маленькому грудному малышу мама напевает колыбельные, рассказывает прибаутки, потешки, пестушки. Фольклор является своеобразным проводником в мир художественной литературы. Простота и мелодичность звучания колыбельных песен позволяет детям легко и быстро запоминать звуковой и словесный ряд: «Вот лежат в кроватке», «Спать пора», «Котик серенький…», «Спят луга, спят леса…» «Идет котик по лавочке…», «Котя, котенька, коток…», «Ой, люли, люли, прилетели к нам гули…».

Также были подобраны потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствую их пробуждение ласковой пестушкой: «На кисоньку потягушечки», «Глазки открываются», «Вот проснулись, потянулись».

Находясь в группе целый день, дети устают, бывает, ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. этих случаях я старалась ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит: «Не плачь, не плачь, детка», «Кто у нас хороший?», «Поехали, поехали по ровненькой дорожке», «У сороки боли, у вороны боли»). Целебная сила слов в сочетании с мягкими, ласковыми, успокаивающими поглаживаниями и снова малыш весел!

Во время наблюдения на прогулке я обязательно включаю потешки: «Снежок падает», «Тарара ли, тарара. Ушли кони со двора», «Еду, еду к бабе, деду. На лошадке в красной шапке», «Мишка косолапый».

Процесс одевания становится интересным и забавным, когда мы приговариваем: «Наша Маша маленька. На ней шубка аленька», «Тушки-тушки, Где твои ушки?», «Вот они, сапожки», это помогает сформировать навыки самообслуживания. 

Услышав стихотворение «Раз, два, три, четыре, пять собираемся гулять», дети уже знают, что мы убираем игрушки и идём одеваться на прогулку.

Многократное повторение способствует развитию связной речи. Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Словарный запас значительно обогащается из-за обилия слов-признаков предметов, образных сравнений, множества синонимов, антонимов.

Развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетание - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причём исполняются на мотив народных мелодий.

Полноценное развитие ребенка возможно только при тесном сотрудничестве с семьей. Наша работа с детьми по использованию фольклора заинтересовала родителей. Они охотно поделились знанием тех песенок, которые используют дома с детьми. Некоторые родители создали книжки-малышки «Мои первые потешки, прибаутки, пестушки», которые мы с детьми очень любим. Услышав знакомые строчки, которые малыши знают от своих мам и бабушек, дети с радостью их повторяют. Таким образом, родители поделились своим опытом друг с другом и с педагогом. Это способствует установлению доверительных отношений педагога и родителей, что приводит к положительному результату в воспитании и развитие детей.

Использование фольклора в режимных моментах в работе с детьми младшего дошкольного возраста позволяет нам сделать следующие выводы: во время утреннего приёма дети без капризов расстаются с мамой и входят в группу; охотно выполняют утреннюю зарядку, услышав строчки знакомой пестушки; выполняют гигиенические процедуры; во время прослушивания потешки о поведении за столом дети сами берут ложку, начинают кушать, пользуются салфетками, выпрямляют спину, правильно ставят ноги; уверенно и охотно одеваются (проблема с одеванием детей быстро исчезает) и  аккуратнее раздеваются; спокойнее укладываются спать и легко пробуждаются после сна. Естественно, только лишь прослушивание потешек, прибауток, пестушек недостаточно для того, чтобы сформировать навыки самообслуживания. Но они создают хорошую атмосферу, настраивают детей на то, чтобы такие навыки сформировать.

А совместная работа с родителями приводит к положительному результату, они становятся активными участниками педагогического процесса и дети чувствуют положительную связь между детским садом и семьей.

Таким образом, я убеждена, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей. Использование фольклора в режимных моментах в работе с детьми младшего дошкольного возраста необходимо и целесообразно.

Литература:

Алексеева М. М., Яшина В. И. «Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста», М. «Академия» 2000г.

Берестов В. От былин до считалки. М.: Детская литература, 1988.

Ветрова В. Ладушки, ладушки… М.: Знание, 1995.

Лазутин С. Г. Русские народные лирические песни, частушки и пословицы. М.: Высшая школа, 1990.

Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987.

Павлова Л. Роль детского фольклора в воспитании дошкольника. Дошкольное воспитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации и проведению режимных моментов в разновозрастной группе.

Материал будет полезен воспитателю, помощнику воспитателя, руководителю физ.воспитания. Подробно расписаны все режимные моменты в ДОУ (утренний прием, гимнастика, организация умывания ,  организа...

Классификация подвижных игр и их применение в режимных моментах.

В данном материале вы узнаете о классификации подвижных игр и их применении в течение дня с детьми дошкольного возраста...

Рекомендации "Использование фольклора в режимных моментах"

Рекомендации "Использование фольклора в режимных моментах"...

Методическая рекомендация для педагогов "Математика в режимных моментах"

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – обязательный спутник детства. В современном образовании существует множество подходов, методов и форм организации детской ...

Методические рекомендации для воспитателей при проведении режимных моментов «Раздевание и одевание детей младшей группы после прогулки»

Методические рекомендации для воспитателей для обучения детей последовательности процессов раздевания и одевания...

Рекомендации для педагогов "Музыка в режимных моментах"

Вашему вниманию предлагается перечень музыкальных произведений, которые могут звучать в ходе организации педагогического процесса в группе детского сада...