конспект ООД "Дифференциация звуков З и Ж"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Терегулова Гузель Халилевна

конспект ООД "Дифференциация звуков З и Ж"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект29.48 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3

с. Серафимовский

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

                                                         Конспект

организованной образовательной деятельности

образовательная область «Речевое развитие»

раздел: звуковая культура речи

тема: «Дифференциация звуков [З] и [Ж]»

возрастная группа: старшая группа

                                                                                           Подготовил:

                                                                                           воспитатель

                                                                                           Терегулова Г.Х.

                                                                                  Педагогический стаж:

                                                                   11 лет, 4 мес.

                                                                            Категория: первая

                                                                   

                                                 

                                           

                                    с. Серафимовский  - 2023г.

Цель: Учить детей различать звуки [З] и [Ж] в словах.

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков [З] и [Ж]

2. Упражнять в различении на слух и отчетливом произношении сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки [З] и [Ж].

Развивающие:

1.Продолжать развивать фонематический слух

2. Развивать речевое дыхание

Воспитательные:

1. Воспитывать умение детей работать сообща, слушать ответы и дополнять

друг друга.

Интеграция образовательных областей: ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Физическое развитие».

 Средства реализации:  мультимедийное оборудование, магнитная доска, картинки  с предметами, названия которых включают звуки [З] и [Ж], разрезные картинки.

Методы и приемы: наглядные, словесные, практические, игровые.

Приемы: дидактические игры, дидактические  упражнения.

 Планируемый результат: освоение правил произношения звуков [З] и [Ж].

Активизация словаря: журавль, жираф, нож, змея, ваза, зонт, зебра, арбуз, заяц. 

Ход ООД:

I. Организационный момент

Воспитатель:

-  Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с

ними. А теперь поприветствуем друг друга – улыбку подарим соседу справа, соседу слева.

А у нас еще гости!  Угадайте их! А подсказкой будет для вас загадки:

Громко я жужжу, летая,

Мёд целебный собирая.

Всем полезна и мила

Хлопотливая         (пчела).  

Словно гвоздик на магнит,

Он на нас бросается –

Без бубенчиков звенит,

Без зубов кусается.    (комар)

Воспитатель:

- Сегодня у нас в гостях пчелка Жужа и комарик Звонарик. Они очень хотят знать, правильно ли вы умеете произносить  звуки, которые они издают и предлагают выполнить задания. Выполним их?

Дети:

-Да

Воспитатель:

-  Садитесь за столы. (внимание на осанку)

II.Основная часть

Воспитатель:

- Чтобы научиться правильно и красиво разговаривать, нужно ежедневно делать специальную гимнастику для язычка.

Выполнение артикуляционных упражнений

«Заборчик

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг за другом, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.

 «Трубочка»

Сомкнуть зубы, сделав «Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

 «Горка»

Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать 15 секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз.

Воспитатель:

-Молодцы. Теперь наши язычки готовы «работать».

А давайте мы с вами вспомним особенности этих звуков.

 Воспитатель:

-Песенка комарика З-З-З   – губы в улыбке, зубы закрыты, кончик языка за нижними зубами, по языку проходит холодный воздух, горлышко работает, значит этот звук звонкий.  

-Как поет комарик?

Дети:

-  ЗЗЗ

Воспитатель:

- Песенка пчелки Ж-Ж- Ж - губы трубочкой, зубы слегка разомкнуты, язычок за  верхними зубками по языку проходит теплый воздух. Этот звук тоже звонкий.  

- Как жужжит пчелка?

Дети:

-  ЖЖЖ

Воспитатель:

- Давайте мы с вами тоже превратимся в пчелок и комариков, так нам будет

легче общаться с нашими гостями.

Я буду произносить звуки [Ж] и [З]. Если вы услышите звук  [Ж], сразу машете кистями рук, как будто летит пчелка. А если услышите в звук  [З], легонько хлопните в ладоши, как будто ловите комара.

Ж, ж, з, ж, з, ж, з, з, ж

 -  Ребята, молодцы! Наши гости предлагают нам спеть с ними  их любимую

«Слоговую песенку». Повторяйте  за мной:

 за-жо- за, жы-зу- жы , зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы  

- Молодцы!  А теперь чистоговорки!

ЗА - ЗА - ЗА – летает стрекоза.

ЗЫ - ЗЫ – ЗЫ – два крыла у стрекозы.

Зу-зу-зу - едет Ваня на возу.

ЖИ – ЖИ - ЖИ – колючие ежи.

ЖУ – ЖУ – ЖУ – молока дадим ежу.

Жа-жа-жа - сто иголок у ежа.

Воспитатель:

-Молодцы! А теперь посмотрите внимательно на экран. Я предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний» внимательно рассматриваем картинки и отвечаем, какая  картинка здесь  лишняя.

 (журавль, жираф, ежик, лиса;

Зонт, ваза, зебра, белка)

Воспитатель:

- Все молодцы. Наши гости очень довольны нашими результатами и  предлагают нам немного отдохнуть.  

Физминутка    

Только в лес мы вошли (маршируют)

Появились комары.

(лёгкое похлопывание по телу)

Дальше по лесу шагаем (маршируют)

И медведя мы встречаем.

(раскачивают из стороны в сторону)

Снова дальше мы идём (маршируют)

Перед нами водоём (руки в стороны)

Прыгать мы уже умеем

(руки на пояс, полуприседания с поворотом вправо- влево)

Раз – два, раз – два! (прыжки)

Позади теперь вода! (маршируют)

Воспитатель:

- Садитесь на свои места. А давайте  мы научили играть пчелку и комарика в нашу игру. Я предлагаю вам игру «Найди домик». Возьмите карточки с рамками и фишками. Следующее задание: надо определить место звука в слове (в начале, в конце)

 - жираф, нож

- забор, арбуз

А сейчас для вас самое ответственное задание «Помоги животным найти свой домик». Предлагаю расселить животных по домикам: со звуком [З] - в зеленый домик, с [Ж]- в желтый (заяц, жираф, ежик, змея)

Воспитатель:

- Жираф в каком домике будете жить?

Дети:

- В желтом домике. Потому что слова жираф и желтый имеют звук «Ж»

Воспитатель:

- Молодец. Теперь зайчика поселим в  домик. А еж с кем в домике по соседству будет жить?   В желтый или зеленый домик пойдет?

Воспитатель:

-У нас змея ещё пока без домика. Где же ее домик?

Дети:

- Правильно, в желтый!  

Воспитатель:

-Кого заселили в желтый домик ?

Дети:

- Жирафа, ежа.

А в зеленый - зайца, змею

- Молодцы! И с этим заданием вы справились. А вы знаете, что раньше дома – жилища человека, называли избой? Скажите, какой звук вы слышите в слове изба? Молодцы! Справились с заданием. Вы прекрасно сегодня работаете и стараетесь правильно выполнять задания. И поэтому пчелка и комарик предлагают вам еще одно задание. Посмотрите, это разрезные картинки, давайте мы с вами их соберем и узнаем, кто же там изображен. (зебра, жираф, змея, желудь)

III. Заключительная часть.

Рефлексия

Воспитатель:

- молодцы! У вас все хорошо получилось. Скажите, пожалуйста, какие звуки мы с вами учились различать?

- какое игровое упражение вам понравилось?

- какое для вас было легким?

- какое задание было для вас непростым?

Молодцы!

Воспитатель:

- Жужа и Звонарик прощаются с вами и благодарят за то, что вы играли с ними, и учились различать их любимые звуки. Ну а нам пора прощаться с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспект занятия "Звук и буква У"

Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...

Конспект занятия "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...

Конспект занятия "Звуки вокруг нас"для детей 6-7 лет

На данном занятии дети знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками....

Конспект НОД "Звук и буква З"

Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия: Звук «Х». Части тела.

Фронтальное логопедическое занятие (для детей старшей группы) с элементами фольклора.   Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые ...