Консультация для родителей «Активизация словаря детей 3-4 лет через дидактические игры»
консультация по развитию речи (младшая группа)

Дородных Бела Борисовна

Цель:  изучить способы, методы и приемы  активизации речи детей через дидактические игры. Усилить совместную работу воспитателей и родителей по развитию речи детей. Расширять и обогащать активный и пассивный словарь детей на основе ближайшего окружения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.88 КБ
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Активизация словаря детей 3-4 лет через   дидактические игры»

 

   Цель:  изучить способы, методы и приемы  активизации речи детей через дидактические игры. Усилить совместную работу воспитателей и родителей по развитию речи детей. Расширять и обогащать активный и пассивный словарь детей на основе ближайшего окружения.

    Развивать умения различать и называть существенные детали частей предметов( у платья –рукава, воротник и т.д.), качества (сенсорные эталоны), особенности поверхности(гладкая, пушистая), некоторые материалы и их свойства, местоположение (ориентиры в пространстве, использование в речи простых предлогов). Обращать внимание на сходные по значению предметы, учить находить между ними сходство и различие, развивать умение понимать обобщающие слова.

 

  Игра – это такая форма деятельности,  в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности.  Игра –это деятельность , в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. В игре ребенок приобретает новые умения, знания и навыки.  

   Дидактические игры –это активная учебная деятельность  по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений ,процессов. Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы занятия. Роль каждого из участников в игре четко определена ,имеются правила и определенная система оценок, а в игре предусмотрен строгий поэтапный порядок действий. В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива, через игру дети могут познать самих себя.

   С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы ( любознательность, понимание простейших явлений). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающем мире. Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила служат тому, чтобы организовывать поведение ребенка и его действия. Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли.

       Основные структурные компоненты дидактической игры.

Игровой замысел- первый структурный компонент игры- выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить. Игровой замысел выступает в роли вопроса, или в виде загадки. В любом случае  он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования а отношении знаний. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведения учащихся в процессе игры. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной.

   Игровые действия-основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее сама игра для детей. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования.

Основой дидактической игры, является познавательное содержание или дидактическая задача. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

   Дидактическая игра имеет результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает прежде всего в форме поставленной учебной задачи и дает детям моральное и умственное  удовлетворение. Для воспитателя результат игры всегда является показателем уровня достижений детей в усвоении знаний.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой.

   Подведение итогов-  проводится сразу после игры. Это может быть подсчет очков, выявление детей ,которые лучше выполнили игровое задание, отметить достижение каждого ребенка.

     Методика организации дидактических игр.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

   В подготовку к проведению дидактической игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; углубление и обобщение знаний , развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов;

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям и возрастной группы

- определение количества играющих,

-подготовка к игре детей, обогащение их знаниями, необходимых для решения игровой задачи.

-подготовка к игре самого воспитателя, он должен изучить и осмыслить весь ход игры.

   Проведение дидактических игр включает :

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом ,который будет использован

-объяснение правил игры

-показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия

-определение роли воспитателя в игре, его  участие к качестве играющего

 В конце игры воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им игра. Анализ проведения игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели.

           Изучая  педагогическую литературу  по теме «Активизация словаря детей 3-4 лет» мы пришли к выводу ,что работа будет успешно проходить в игровой форме и через дидактические игры.

    Влияние развития мелкой моторики рук на формирование активного словаря младших дошкольников.

    О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно. Многие ученые утверждают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь.  Известно ,что третья часть двигательной проекции коры головного мозга приходится на проекцию кистей рук. Поэтому совершенствование умения выполнять пальцами рук тонкую работу напрямую влияет на развитие и других зон головного мозга. «Пальчики играют –ум ребенка развивают».

   Свою работу по вопросу «Активизация словаря детей 3-4 лет через дидактические игры» мы разделили на три раздела

1. Работа с детьми

2. Создание в группе предметно-развивающей среды

3. Работа с родителями.

Особое внимание мы уделили играм на развитие мелкой моторики рук и пальчиковым упражнениям . Выполняя пальчиками упражнения  дети достигают хорошего развития во всех образовательных областях.

 -Физическое развитие : кисти рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность.

-Познавательное развитие: память, внимание сенсорные и мыслительные процессы, формируются счетные навыки.

-Речевое развитие: обогащается активный и пассивный словарный запас.

    Игры на развитие мелкой моторики рук мы тоже разделили на два пункта.

 

Игры –занятия:

-пальчиковые игры и упражнения

-игры с бумагой

-игры с пластилином

-игры с нанизыванием

-физкультминутки

 

Свободная деятельность:

-игры с мозаикой, вкладышами

-игры с прищепками

-игры с мелкими игрушками

-игры с пазлами

-застегивание пуговиц, кнопок ,липучек, шнуровка.

Цель: развивать речь детей посредством игр и упражнений направленных на развитие мелкой моторики рук.

Задачи: 1.развивать координацию движений обеих рук

               2. учить четко, ритмично рассказывать стихотворения, согласовывая с движениями пальцев рук

               3. развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память.

Дидактическая игра средство умственного развития ребенка. Нашей задачей стало научить детей играть в дидактические  настольные игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие; формировать познавательный интерес, усидчивость, любознательность, самостоятельность, интерес к занятиям, к конструктивной деятельности.

  Мы подобрали игры с учетом возрастных особенностей детей, это игры на закрепление цвета, величины, формы,  «Овощи-фрукты», «Домашние животные», «Игрушки», «Кому что нужно?», «Чей детеныш?» обобщающие игры «Посуда», «Одежда», «Мебель» ит.д.

    Детям очень нравятся словесные дидактические игры  «Кто как кричит?», «Чей детеныш?», «Что лишнее?», «Чего не стало?», «Какой?»

     Совместно с родителями приобрели и дополнили предметно-развивающую среду по сенсорному воспитанию.

Для родителей были проведены консультации по развитию речи детей, беседы, анкетирование, была выполнена  большая совместная работа вместе с родителями и детьми. Родительские собрания проходили активно, эмоционально. Они принимали активное участие в жизни детского сада, а в частности и группы, покупали пособия и нужные игрушки.



Предварительный просмотр:

Консультация «Активизация словаря детей 3-4 лет через   дидактические игры»

 

   Цель:  изучить способы, методы и приемы  активизации речи детей через дидактические игры. Усилить совместную работу воспитателей и родителей по развитию речи детей. Расширять и обогащать активный и пассивный словарь детей на основе ближайшего окружения.

    Развивать умения различать и называть существенные детали частей предметов( у платья –рукава, воротник и т.д.), качества (сенсорные эталоны), особенности поверхности(гладкая, пушистая), некоторые материалы и их свойства, местоположение (ориентиры в пространстве, использование в речи простых предлогов). Обращать внимание на сходные по значению предметы, учить находить между ними сходство и различие, развивать умение понимать обобщающие слова.

 

  Игра – это такая форма деятельности,  в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности.  Игра –это деятельность , в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. В игре ребенок приобретает новые умения, знания и навыки.  

   Дидактические игры –это активная учебная деятельность  по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений ,процессов. Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы занятия. Роль каждого из участников в игре четко определена ,имеются правила и определенная система оценок, а в игре предусмотрен строгий поэтапный порядок действий. В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива, через игру дети могут познать самих себя.

   С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы ( любознательность, понимание простейших явлений). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающем мире. Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила служат тому, чтобы организовывать поведение ребенка и его действия. Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли.

       Основные структурные компоненты дидактической игры.

Игровой замысел- первый структурный компонент игры- выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить. Игровой замысел выступает в роли вопроса, или в виде загадки. В любом случае  он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования а отношении знаний. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведения учащихся в процессе игры. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной.

   Игровые действия-основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее сама игра для детей. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования.

Основой дидактической игры, является познавательное содержание или дидактическая задача. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

   Дидактическая игра имеет результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает прежде всего в форме поставленной учебной задачи и дает детям моральное и умственное  удовлетворение. Для воспитателя результат игры всегда является показателем уровня достижений детей в усвоении знаний.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой.

   Подведение итогов-  проводится сразу после игры. Это может быть подсчет очков, выявление детей ,которые лучше выполнили игровое задание, отметить достижение каждого ребенка.

     Методика организации дидактических игр.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

   В подготовку к проведению дидактической игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; углубление и обобщение знаний , развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов;

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям и возрастной группы

- определение количества играющих,

-подготовка к игре детей, обогащение их знаниями, необходимых для решения игровой задачи.

-подготовка к игре самого воспитателя, он должен изучить и осмыслить весь ход игры.

   Проведение дидактических игр включает :

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом ,который будет использован

-объяснение правил игры

-показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия

-определение роли воспитателя в игре, его  участие к качестве играющего

 В конце игры воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им игра. Анализ проведения игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели.

           Изучая  педагогическую литературу  по теме «Активизация словаря детей 3-4 лет» мы пришли к выводу ,что работа будет успешно проходить в игровой форме и через дидактические игры.

    Влияние развития мелкой моторики рук на формирование активного словаря младших дошкольников.

    О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно. Многие ученые утверждают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь.  Известно ,что третья часть двигательной проекции коры головного мозга приходится на проекцию кистей рук. Поэтому совершенствование умения выполнять пальцами рук тонкую работу напрямую влияет на развитие и других зон головного мозга. «Пальчики играют –ум ребенка развивают».

   Свою работу по вопросу «Активизация словаря детей 3-4 лет через дидактические игры» мы разделили на три раздела

1. Работа с детьми

2. Создание в группе предметно-развивающей среды

3. Работа с родителями.

Особое внимание мы уделили играм на развитие мелкой моторики рук и пальчиковым упражнениям . Выполняя пальчиками упражнения  дети достигают хорошего развития во всех образовательных областях.

 -Физическое развитие : кисти рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность.

-Познавательное развитие: память, внимание сенсорные и мыслительные процессы, формируются счетные навыки.

-Речевое развитие: обогащается активный и пассивный словарный запас.

    Игры на развитие мелкой моторики рук мы тоже разделили на два пункта.

 

Игры –занятия:

-пальчиковые игры и упражнения

-игры с бумагой

-игры с пластилином

-игры с нанизыванием

-физкультминутки

 

Свободная деятельность:

-игры с мозаикой, вкладышами

-игры с прищепками

-игры с мелкими игрушками

-игры с пазлами

-застегивание пуговиц, кнопок ,липучек, шнуровка.

Цель: развивать речь детей посредством игр и упражнений направленных на развитие мелкой моторики рук.

Задачи: 1.развивать координацию движений обеих рук

               2. учить четко, ритмично рассказывать стихотворения, согласовывая с движениями пальцев рук

               3. развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память.

Дидактическая игра средство умственного развития ребенка. Нашей задачей стало научить детей играть в дидактические  настольные игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие; формировать познавательный интерес, усидчивость, любознательность, самостоятельность, интерес к занятиям, к конструктивной деятельности.

  Мы подобрали игры с учетом возрастных особенностей детей, это игры на закрепление цвета, величины, формы,  «Овощи-фрукты», «Домашние животные», «Игрушки», «Кому что нужно?», «Чей детеныш?» обобщающие игры «Посуда», «Одежда», «Мебель» ит.д.

    Детям очень нравятся словесные дидактические игры  «Кто как кричит?», «Чей детеныш?», «Что лишнее?», «Чего не стало?», «Какой?»

     Совместно с родителями приобрели и дополнили предметно-развивающую среду по сенсорному воспитанию.

Для родителей были проведены консультации по развитию речи детей, беседы, анкетирование, была выполнена  большая совместная работа вместе с родителями и детьми. Родительские собрания проходили активно, эмоционально. Они принимали активное участие в жизни детского сада, а в частности и группы, покупали пособия и нужные игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование педагога на тему "Активизация словаря детей 3–4 лет через дидактические игры"

Самообразование педагога младшей группы на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет через дидактические игры"...

Взаимодействие с родителями по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

В работе раскрывается  дидактическая игра представляющая собой многоплановое, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой об...

Консультация для родителей "Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры"

Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и других....

Консультация для родителей "Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры"

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Консультация для родителей "Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры"

                    Консультация для родителей на тему: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры»  ...

План по самообразованию во второй младшей группе «Активизация словаря детей 3-4 лет через дидактические игры» на 2023-2024 учебный год

Цель: обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям через использование разнообразных дидактических игр;Задачи:* изучить способы, методы и п...