«Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, чистоговорках и во фразовой речи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: развитие звуковой культуры речи.

Задачи.

Образовательные.

Закреплять правильное, отчетливое произнесение звука [ш].

Автоматизировать звук [ш] во фразах, словосочетаниях.

Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Совершенствовать интонационную выразительность речи, отрабатывать речевое дыхание.   

Развивающие.  

Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

Развивать фонематическое восприятие и слух.

Развивать внимание, память, мышление, связную речь.

Воспитательные.

Воспитывать усидчивость, умение выполнять инструкции, интерес к занятиям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_sh.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 23 г. Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

     

Конспект организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Речевое развитие»

Раздел «Звуковая культура речи»

Тема: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, чистоговорках

и во фразовой речи»

 Возрастная группа: старшая группа

                                                  Выполнила воспитатель:

                                                            Хабибуллина А.В.

                           

                                                                               

Туймазы 2022 г.

Цель: развитие звуковой культуры речи.

Задачи.

Образовательные.

Закреплять правильное, отчетливое произнесение звука [ш].

Автоматизировать звук [ш] во фразах, словосочетаниях.

Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Совершенствовать интонационную выразительность речи, отрабатывать речевое дыхание.        

Развивающие.        

Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

Развивать фонематическое восприятие и слух.

Развивать внимание, память, мышление, связную речь.

Воспитательные.

Воспитывать усидчивость, умение выполнять инструкции, интерес к занятиям.

Предварительная работа.

Рассматривание картинок со звуком  [ш], загадывание загадок, разучивание скороговорок, пословиц.

Методы и приёмы.

Игровые: игровая ситуация, игровой материал, физкультминутка, дидактические игры.

Словесные: рассказ воспитателя, объяснение, вопросы, индивидуальные и хоровые повторения, заучивание наизусть, дидактические игры с наглядным материалом.

Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок, показ.

Оборудование: сундучок – звуковичок, картинка гуся, предметные картинки со звуком [ш], игровизор, паровозик.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Воспитатель.  Кем-то придумано просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»,

Доброе  утро нашим гостям.

Доброе утро всем нам.        

Сейчас дети садимся на свои места. Спинки ровные, ножки подружились.

Дети у нас сегодня с вами гость. А кто сегодня наш гость, вы узнаете, отгадав загадку.

Загадка.

В перьях ходит, не спешит

Часто на людей шипит

Я чуть-чуть его боюсь

Угадали? Это...  (гусь)

Воспитатель.  Молодцы, это Гусь.  Сегодня наш гость - Гусь!

  1. Основная часть.

Воспитатель.  Дети, а как шипит  гусь?

Дети.  ШШШШ

Воспитатель.  У гуся дети есть с собой сундучок с заданиями для вас.

Воспитатель: Дети сейчас мы с вами подготовим свои язычки для того,  чтобы нам легче было выполнять  здания,  которые приготовил для вас наш друг гусь.

Артикуляционные упражнения.

1. Трубочка

2.Чашечка

3.Вкусное варенье

4. «Горлышко молчит» (голос спит, горлышко молчит, звук глухой)

Молодцы дети!

Воспитатель.  Дети, пока гусь ехал к нам в гости,  у его  машины сдулось  колесо. Давайте поможем гусю,  накачаем насосом колесо. Когда мы будем накачивать колесо звук [Ш] нужно произносить отрывисто Ш-Ш-Ш. Колесо сдувается, воздух выходит из колеса, звук произносим  плавно ШШШШШ, с переходом на шепот.

 Воспитатель.  Все, молодцы дети, мы накачали колесо.  А наш  гость радостно пошел гулять по городу,  напивая при этом свои песенки. Давайте и мы  с вами пропоем с ним его песенки (хоровые и индивидуальные ответы).

Ша-ша-ша                                         аш-аш-аш                                    Ша-шо-шу-ши

Шо-шо-шо                                        ош-ош-ош                                    Шта-што-шту-шты

Шу-шу-шу                                        уш-уш-уш                                    Аш-ош- уш-иш

Ши-ши-ши                                       иш-иш-иш

Воспитатель.  А  еще  дети, гусь очень любит играть в игру «Поймай звук». Хотите поиграть в эту игру?

Дети.  Да

Воспитатель. Правила игры  такие: я сейчас буду произносить звуки, и если вы услышите звук [ Ш], вам нужно хлопнуть, то есть поймать  звук [ Ш].

Звуки: Ш, П, К, Ш, Д,Ш…

 Воспитатель. А теперь попробуйте поймать звук [ Ш]  слогах. Готовы?

Дети.  Да

Слоги: па,  ша, ка, ба, шу…

Воспитатель. А в словах  поймать звук [ Ш]  сможете?

 Дети.  Да

Воспитатель. Ну, тогда слушайте внимательно.

 Слова: шапка, кот, кошка, ворона, карандаш….

Воспитатель. Молодцы дети!  А наш гость идет дальше и вот он уже в парке. Гусь идет  по дорожке из сухих листьев, а под его лапами шуршат листья: ш-ш-ш.  Давай пойдем за ним и пошуршим: ш-ш-ш. Дети, гусь вспомнил еще одну игру «Закончи слово». Поиграем?

Дети.  Да.

Воспитатель.  Правила игры  такие: я произнесу начало слова, а  вам нужно закончить его, если правильно закончите слово, то из сундучка  появятся картинки. Готовы?

Дети.  Да.

Мы…, ду...,  камы...,  каранда...,  малы...

Воспитатель. Следующая игра, в которую любит играть гусь называется  «Разложи по вагончикам». Поиграем?

Дети.  Да.

Воспитатель. Посмотрите, на доске необычный состав, у каждого  вагончика белые  окошки. Одно окошко закрыто синим квадратом.  Это означает, что в этом вагоне следуют  картинки,  в названии, которых звук  [Ш] находится в  начале слова. В этом вагоне  звук  [Ш] в середине слова.   В этом вагоне  звук  [Ш]  в конце слова.  Я буду показывать картинки, а вы положите  картинку в нужный вагон. Готовы?

 Дети.  Да.

Картинки: коШка, маШина, Шкаф, мыШь, миШка, Шуба, дуШ, пуШка, Шапка, КарандаШ                                                                        

Воспитатель. Какие вы  молодцы!  А сейчас физминутка…

Физминутка.

Вышли гуси  как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне).

Посмотреть: который час? (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).

Гуси  дернули за гири. (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»)

Вдруг раздался сильный гром. (хлопки перед собой).

Разбежались гуси  вон! (бег на месте или к своему месту).

Воспитатель. Наш гость любит во время прогулок сочинять стихи. А чтобы ему  было легче, подскажите последние словечки.

Рисуют дружно малыши,
У них в руках ... 
карандаши.
Носит яркий гребешок
Наш веселый ... 
петушок.
Вот бежит малышка —
Серенькая ... 
мышка.
Зашуршали тихо шины —
Это едет к нам ... 
машина.
Мама просит Машу:
«Свари братишке ... 
кашу».
Мышка моется под душем,
Моет хвостик, моет ... 
уши.

Воспитатель.  Ой,  на дорожке гусь встретил мышь. Она очень грустная,  потому что несла своим деткам подарки и все перепутала. Дети, поможем мышке?

Дети.  Да.

Воспитатель.  У вас на столе лежит игровизор, положите его перед собой. Посмотрите, там  изображены картинки. Вам нужно выбрать только те подарки для мышат, в названии которых есть звук [Ш].  А лишнюю картинку, где нет  звука [Ш], зачеркнуть.

Игра «Игровизор»

Воспитатель.  Молодцы дети! Мышь благодарит вас за помощь.  Дальше по дорожке гусь  пошел и увидел… А что, вы узнаете,  если закончите слово слогом  ША. Повторите ША. Готовы?

 Дети.  Да.

Слоги: ка-ША,  гру - ША,ча - ША, кры – ША.

Воспитатель.   А теперь закончите слово слогом  ШИ. Повторите ШИ.

  ка- ШИ,  гру - ШИ, ча - ШИ, кры – ШИ.

Воспитатель.  Дети,  гусю очень понравилось с вами играть, гулять. Он благодарит вас за веселую прогулку. А в завершении нашего занятия я предлагаю вам разучить  чистоговорку . Возьмите шарики Су-джок и послушайте чистоговорку.   Давайте все вместе ее повторим, катая шарик между ладонями.

Шу-шу-шу - помогите малышу.

Ши-ши-ши - на поляне малыши.

Шо-шо-шо - говорим хорошо.

Аш-аш-аш — дайте карандаш.

Иш-иш-иш - у меня малыш.

Уш-уш-уш - тёплый душ.

Ошка-ошка-ошка - на окошке кошка.

Ушка-ушка-ушка - лягушка-квакушка.

Ишка-ишка-ишка - маленькая мышка.

  1. Заключительная часть.

Дети, а кто был нашим гостем на занятии?

Дети, а какой звук мы сегодня произносили чаще всего?

Скажите мне, в какую игру с гусем  вам  хотелось  бы ещё раз поиграть?

Вы хорошо сегодня занимались , старались правильно выполнить все задания, старались четко  произносить  звук (Ш).

Нашему  гостю  понравилось с вами  играть и гулять. Чтобы вы о нем не забывали, он приготовил для вас  сюрприз со звуком (Ш).  Он дарит вам  воздушные шары.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Индивидуальное логопедическое занятие на тему: «Автоматизация звука [щ] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки «По щучьему велению»)» (на основе требований ФГТ)

 Современное логопедическое занятие основываются на подходах разной направленности. Объединяющими сюжетами являются мотивы  сказок. Именно сказка заставляет сопереживать героям,...

Конспект непрерывно- образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах, фразовой речи"»

Уважаемые коллеги, известно, что зачастую  автоматизация звука в речи занимает куда больше времени, чем его постановка. Поэтому, занятия по автоматизации должны быть интересными и увлекательными....

Конспект индивидуального логопедического занятия .Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и фразовой речи

Задачи: развивать артикуляционную моторику, фонема­тический слух, фонематическое восприятие, внимательность, логическое мышление, наблюдательность, мелкую моторику рук, координацию движений; закре...

Конспект логопедического занятия " Автоматизация звука [с] в слогах, словах, фразовой речи. Путешествие в Песочную страну"

Конспект "Автоматизация звука [с] в слогах, словах, фразах. Путешествие в Песочную страну" разработан для организации коррекционно-развивающей деятельности  для детей старшего дошкольного возраст...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дикие животные и их детёныши. Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразовой речи».

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дикие животные и их детёныши. Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразовой речи». Разработан для ребенка 6 лет с ОВЗ в условиях логопедическо...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...