Мнемотехника в развитии речи детей
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Дородных Бела Борисовна

использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста по заучиванию стихотворений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_v_razvitiii_rechi_detey.docx14.36 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование  «Мнемотехника в развитии речи детей»

Содержание работы:

Объект исследования: процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой.

Предмет исследования: использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста по заучиванию стихотворений

Цель: изучение возможностей использования мнемотехники в работе по заучиванию стихотворений

Задачи: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования

              организовать в рамках педагогического проекта работу по заучиванию стихотворений с использованием мнемотаблиц

              представить методические рекомендации для воспитателей по заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц.

 

В речи детей существует множество проблем .

односложная , состоящая из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенно предложение

бедность речи , недостаточный словарный запас

употребление нелитературных слов и выражений

бедная диалогическая речь

отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов

отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи

плохая дикция

Ответы на эти вопросы можно найти в методике -мнемотехника.

Мнемотехника -это система методов и приемов , обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи. Как и любая работа , мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с мнемоквадрата последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже  к менмотаблицам.

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным.Цель  обучения развитие памяти, мышления , воображения. Основа обучения -развитие творческого познания.

Мнемотаблица- это схема , в которую заложена определенная информация. Для того , чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения , в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по развитию речи детей .Их используют для :

обогащения словарного запаса

при обучении составлению рассказа

при пересказах художественной литературы

при отгадывании и загадывании загадок

при заучивании стихов

Схемы помогают детям самостоятельно определить главные признаки и свойства рассматриваемого предмета, установить последовательность выявленных признаков; обогащают словарный запас. Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать символические изображения предметов к выбранному рассказу.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

2 этап: осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы

3 этап:после перекодирования осуществляется пересказ или рассказ по заданной теме.

При заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые анализаторы, но и зрительные. дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составленю рассказов широко используют мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произзведению.

После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета. Все перечисленное -это только определенные виды деятельности  по развитию речи детей.Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настолно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зретельное восприятие, образное и логическое мышление, внимание , наблюладельность, интерес к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

                  В дошльном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошед...

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...

Консультация «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...

Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст,  меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...

Проект по развитию речи «Развитии речи детей старшего дошкольного возраста с использование мнемотехники»

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагоги...