«Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
проект по развитию речи (старшая группа)

Парий Екатерина Викторовна

 

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования методов мнемотехники для развития речи детей старшего  дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_mnemotehniki.docx849.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное

учреждение детский сад

комбинированного вида №8

Тема проекта: «Использование методов  мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного  возраста»

Авторы: Парий Екатерина Викторовна,

воспитатель первой квалификационной категории.

План по самообразованию педагога

Тема: «Использование методов  мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

учебный год

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования методов мнемотехники для развития речи детей старшего  дошкольного возраста.

Задачи:

  • создать условия для развития связной речи у детей старшего  дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности посредством метода мнемотехники: пополнение словарного запаса, умения преобразовывать образы  в символы, развитие памяти, внимания и образного мышления, развитие мелкой моторики, развитие творческих способностей, фантазии.
  • познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
  • способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно – развивающей среды.
  • оформить  развивающую предметно - пространственную среду в группе в соответствии требованиям ФГОС с использованием мнемотаблиц.

Этап работы над темой самообразования:  1 год.

Актуальность

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, но если свяжите двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету. К. Д. Ушинский 

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Наблюдая за детьми во время их общения со взрослыми и сверстниками, во время организованной образовательной деятельности и в режимных моментах, я поняла, что проблема развития связной речи касается почти всех моих воспитанников. Большинство детей не умеют вступать в диалог и поддерживать его, их ответы на вопросы односложны, они затрудняются описать предмет, рассказать о каком-либо событии, не умеют рассуждать. В речи детей существуют множество проблем: их речь  скудная, односложная, состоящая лишь из простых предложений, часто предложения грамматически  не связаны между собой  и т.д.

Все это привело меня к мысли о том, что существует проблема: необходимость внедрения в образовательную деятельность эффективного средства по развитию связной речи детей. Таким средством является мнемотехника, которая представляет собой совокупность правил и приемов наглядности, облегчающих процесс запоминания словесной информации и на этой основе – развитие речи детей дошкольного возраста.

Выделенная проблема определила мою тему по самообразованию «Использование методов  мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Как показывает практика, мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления. Данная

методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:  
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

 Методы работы:

  • Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.
  • Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.
  • Практический. Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование родителей
  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
  • проведение встреч-обсуждений  по теме самообразования (с использованием ИКТ).

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.

Ожидаемые результаты для детей:

  • расширение  и обогащение словарного запаса, развитие связной речи; целостное восприятие окружающего мира;
  • умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы, составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции;
  • появится интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;
  • дети преодолеют робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в  контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

  • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей:
  • Презентация на родительском собрании  
  • Презентация педагога по теме самообразования.
  • Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.

Приложение 1

План саморазвития воспитателя

№п/п

Тема

Сроки

          Форма    

  распространения  

          опыта

1 этап: Информационно-аналитический

Изучение методической литературы по теме самообразования

1.

 Подбор методической литературы для изучения

Сентябрь- октябрь

Составление плана работы

2.

Создание условий для работы с детьми по теме самообразования: подбор пособий, мнемотаблиц.

Обогащение РППС группы.

В течение года

Обмен опытом с педагогами ДОУ. Выставка пособий для практической деятельности.

3.

Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.

В течение года

Обобщить опыт работы по теме самообразования.

II. ЭТАП — внедрение в практику

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

1.

Накопление практического материала по теме

В течение года

Подбор методического оснащения.

Пополнение методической копилки.

2.

Подготовка материала к информационным стендам.

Май

День открытых дверей

Перспективное планирование

деятельности педагога с детьми с использованием мнемотехники

Месяц

                      Тема

                   Цели

Сентябрь

Рассматривание  игрушки( котенок)

Формировать умение подбирать к игрушке мнемоквадраты с описанием внешнего вида.

Рассматривание картины «Кошка с котятами»

Составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы;

Закрепить знания детей о кошке (внешнем виде, повадках и т.д)

Октябрь

Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Зимовье».

Формировать умение пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей.

Осень

Загадывание загадок о фруктах, овощах с помощью мнемотаблицы.

Цель: Закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе. Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.

Цель: Закрепить с детьми знания о овощах и фруктах, о характерных признаках осени

Ноябрь

Рассказывание об игрушках(собака)

Формировать умение описывать  с помощью мнемотаблицы;

Развивать навыки диалогической речи.

Составление описательного рассказа по картине «Собака со щенятами»

Побуждать к составлению небольшого описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы.

Заучивание стихотворения «Маша варежку надела»

А. Саконская (с использованием мнемотаблицы).

Декабрь

Составление описательного рассказа по картине «Таня не боится мороза».

Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы.

Любимые сказки

Цель: Пересказывать сказку, выразительно передавая диалоги персонажей.

Учить детей передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицу. Развивать у детей умственную активность

Январь

Чтение и пересказ сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Формировать умение пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей.

Красавица зима

 

Цель: Упражнять детей в умении соотносить знаковые символы с образами. Учить детей составлять рассказ о зиме с использованием наглядных пособий.

Февраль

Рассказывание по набору предметов.

Упражнять:

 в составлении описательного рассказа о предметах с помощью мнемотаблицы;

упражнять в образовании названий посуды.

Составление описательного рассказа по картине «Мама моет посуду».

Составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблицы по картине;

тренировать детей в составлении простейшей мнемотаблицы.

Март

Беседа о транспорте, составление описательного рассказа.

Обогатить и уточнить:

- представление о транспорте;

- понимание общественной значимости труда шофера, водителя.

Помочь составить описательный рассказ про транспорт с помощью мнемотаблицы.

 «Правила движения для ребят и зверят»

 Закреплять представление детей об улице,  перекрестке, проезжей части, тротуаре,о назначении светофора для машин и людей. Развивать навыки связной речи, внимание, память с помощью мнемотехники.

Апрель

Составление описательного рассказа по картине «Весна».

Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы; тренировать детей в составлении простейшей мнемотаблицы.

Составление описательного рассказа об игрушках.

Закреплять умение составлять описательный рассказ об игрушке с помощью мнемотаблицы.

Май

Беседа о птицах, составление описательного рассказа.

Обогатить и уточнить:

- представление о жизни, среде обитания, внешнем виде  птиц;

Помочь составить описательный рассказ про птиц с помощью мнемотаблицы.

Составление описательного рассказа по картине «Лето».

составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы.

III. ЭТАП — представление опыта работы по теме

1.

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

В течение года

Составление консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по теме самообразования

2.

Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования

В течение года

 Самоанализ педагогической деятельности.

3.

Презентация опыта работы по теме самообразования

Май

Творческий отчёт для педагогов ДОУ

Взаимодействие с родителями воспитанников

                                                               

Месяц

Содержание работы

Форма проведения

Сентябрь

Развитие детей.

Родительское собрание

Октябрь

Развиваем речь.

Папка-передвижка

Ноябрь

 «Создание условий в семье для речевого развития ребенка  5-6лет».

Консультация для родителей

Декабрь

Что такое мнемотехника?

Папка-передвижка

Январь

«Развитие речи у детей 5-6  лет. Метод мнемотехники».

Консультация  

Февраль

« Мнемотехника в разучивании стихотворений».

Семинар-практикум

Март

Составляем и используем мнемотаблицы дома .

Папка передвижка

Апрель

«Рассказываем сказки с помощью  с мнемотаблиц».

Индивидуальные

консультации

Май

«Наши успехи».

Родительское собрания

В течение года

Привлечение к обогащению РППС группы: изготовление наглядных пособий для детей по теме самообразования

Перспективное планирование  самостоятельной деятельности детей

организованной педагогом

 

   Вид деятельности

               Задачи

Игра «Копилка слов»

Обогащать словарь, развивать долговременную память.

Игра «Волшебники»

Обогащать словарный запас, развивать долговременную память и логическое мышление.

Дидактическая игра"Профессии"

Рассказать о какой – либо профессии по предложенной  воспитателем таблице.

Дидактическая игра"Мое любимое животное"

Описать любимое животное с помощью мнемодорожки, мнемотаблицы предложенной воспитателем.

Игра «Цветик-семицветик»

Обогащать словарь глаголами

Игра «Фотоаппарат»

Развитие зрительной памяти

Дидактическая игра"Времена года"

Составить описательный рассказ о временах года

Театрализованная деятельность

по любимым сказкам

Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; используя выразительные средства (интонация).

Дидактические игры на развитие

вкусовой, зрительной, тактильной,

слуховой памяти.

Развитие различных видов памяти

Дидактическая игра"Дорисуй предмет(круг, треугольник, овал, прямоугольник)

Развивать память, мысленные операции, вкусовое восприятие, речь, фантазию, творческие способности

Дидактическая игра"Нарисуй слово"

Создавать образы на основе схематического изображения

Дидактическая игра"Птицы»

Описать любую птицу по желанию с помощью мнемодорожки, мнемотаблицы предложенной воспитателем.

Дидактическая игра «Придумай сказку по коллажу"

Развивать у детей внимание, фантазию, творческие способности. Развивать умение работать  коллажами

 

     

Мастер-класс: «Мнемотаблицы»

Цель: Ознакомление с  использованием мнемотехники для развития речи детей  и последующее применение мнемотаблиц в работе с детьми.

Задачи:

  1. Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;
  2. Познакомить  и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми.
  3. Предложить нарисовать мнемотаблицу .

Форма проведения мастер-класса: 

  • с педагогами и для них без участия детей;
  • лекция с элементами презентации + практическая работа.

Оформление:

  • презентация по теме мастер-класса;
  • работы педагога.

Материалы для работы:

  • Белый лист бумаги формата А4
  • Картинки,клей
  • ручка на каждого участника
  • Стихотворные тексты

Ход мастер-класса:

1.Вступительная часть.

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс: "Использование мнемотаблиц и их применение в работе с детьми". Хочу познакомить вас с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми. А также предоставить возможность нарисовать самостоятельно мнемотаблицу.

Вы познакомитесь с такими понятиями, как «Мнемотехника», «Мнемотаблица».

Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка.

Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

2.Теоретическая часть

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого Вы познакомитесь с такими понятиями, как «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а также узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в работе с детьми.

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».

В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?

Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.

Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки), а другие - зрительные образы (развита зрительная память).

Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.

    А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.

Для того, чтобы ребенок лучше запоминал стихотворение, у ребенка должны быть хорошо развита память, и, соответственно, мышление и речь.

Мнемотехникасистема различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Один из приемов мнемотехники - построение мнемотаблиц, в которых слова, которые нужно запомнить, нарисованы в том же порядке, что и в тексте.

Мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания)- система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

В настоящее время данная технология используется и в детских садах.

Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация.

Основной «секрет» мнемотаблиц очень прост. При запоминании работает и слуховое, и зрительное восприятие. К тому же, когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. 

Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием, связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, дается слово «мальчик», его символическое обозначение (стикмен). Дети постепенно начинают понимать, что значит «зашифровать слово».

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский.

Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – желтое, небо – синее, огурец – зеленый. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – черно-белые мнемотаблицы.

Этапы работы над стихотворением:

1. Педагог выразительно читает стихотворение.

2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет сейчас учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

В своей работе с детьми при заучивании стихотворений, я использую следующую методику.

Методика «Запоминаем стихи, рисуя». Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

3.Практическая часть.

Сейчас я предлагаю Вам составить мнемотаблицы для разучивания стихотворений по предложенному тексту. Но, что делать, если мы не обладаем художественными способностями и нам сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок? Выход есть! Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала).

Так мы и сделаем. Перед Вами листы бумаги, картинки и стихотворные тексты (участники мастер-класса заполняют ячейки таблицы картинками).

1.А. Барто «Весенние деньки».

Весна, весна на улице,

Весенние деньки.

Как птицы заливаются

Трамвайные звонки.

Шумная, веселая весенняя Москва.

Еще не запыленная зеленая листва.

Галдят грачи на дереве

Гремят грузовики.

Весна, весна на улице,

Весенние деньки.

2.О. Кучерявая. «Космос».

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит.

И на Землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки, и моря.

Видит он весь шар Земной.

Шар Земной – наш дом родной.

3.Г. Ладонщиков.

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга

Капли падают звеня.

Солнце землю согревает

Гонит с нашей речки лед.

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.

Отшумела

злая

вьюга,

Стала ночь

короче

дня.

Стала ночь

короче

дня.

Теплый

ветер дует

с юга,

Капли

падают

звеня.

Солнце

небо

согревает,

Гонит

с нашей речки лед.

Плачет баба снеговая,

И ручьями

слезы

льет.

4.Е. Серова «Фиалка».

На солнечной опушке

Фиалка расцвела.

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

В траве она запрячется,

Не любит лезть вперед.

Но каждый ей поклонится

И бережно возьмет.

Пока наши группы готовят свои мнемотаблицы, расскажу, где еще и как я использую их в работе с детьми.

Например, при заучивание чистоговорок, потешек  ребенок с помощью картинок сам прочитывает ее. Также можно выучить и поговорки, используя набор картинок, последовательно расположенных друг за другом (мнемодорожка), ребенок сам читает ее.

А теперь вернемся к нашим стихотворениям.

Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст (читают стихотворения). (по очереди).

Хотелось бы отметить, что детям очень нравиться рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?

Подведение итога мастер-класса.

Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка.

Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать в работе с детьми. Это очень интересно и увлекательно! Спасибо за внимание!

Ну а закончить свой мастер-класс я хотела бы так:

«Я слышу и забываю!

Я вижу, и запоминаю!

Я делаю и понимаю!»

Желаю всем удачи!

Рефлексия участников мастер-класса.

Наш мастер-класс подошёл к концу.  Благодарю вас за работу, с вами было очень легко и приятно работать. Есть ли у вас вопросы и предложения?

Отчет  по самообразованию педагога

Тема: «Использование методов  мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного  возраста»

Работа по самообразованию была начата с изучения и анализа мною методической литературы:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2014. – 207 с.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 272 с.
  3. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 235 с.
  4. Белоусова Л.Е. Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Метод. пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. – М.: Первое сентября, 2013. – 128 с.
  5. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – М.: Детство-Пресс, 2005.
  6. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е.  Развитие речи детей 5-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учр. – М.: Просвещение, 2013. – 221 с.
  7. Карпова С.Н. Психология речевого развития ребенка. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2011. – 198 с.
  8. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. – М.: Российская энциклопедия, 2010. – 634 с.
  9. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников // Логопед. – 2008. – №4. – С. 34-36.
  10. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,  М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 304 с.
  11. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2009. –
    20 с.
  12. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.
  13. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников: метод. пособ. для педагогов дошкол. учр. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 230 с.
  14. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Приложение к пособиям «Учим говорить правильно» - М: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 16 с.
  15. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учр. – М.: Владос, 2012. – 287 с.
  16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
  18. Чулкова А.В. Формирование диалога у дошкольников. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2011. – 220 с.

Анализ этой литературы позволил теоретически обосновать возможность развития связной речи дошкольников с помощью мнемотехники.

Связность – это категориальный признак текста. Она характеризуется взаимосвязанностью содержания, смысла, композиционной структуры, логики изложения и языковых средств.

Связная речь – развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

В методике развития речи детей дошкольного возраста термин «связная речь» употребляется в трех значениях:

1) связная речь – процесс, деятельность говорящего, пишущего;

2) продукт, результат этой деятельности – текст, высказывание;

3) название раздела работы по развитию речи детей.

Связная речь существует в двух формах – диалогической и монологической.

Диалогическая связная речь (диалог) – это первичная естественная форма речевого общения, суть которой состоит в обмене репликами между партнерами по общению. Она относится к разговорному стилю речи. Для нее характерны краткость и простота построения предложений, бессоюзные соединения, эмоциональная непосредственность, интонационная и образная выразительность. Развитие связной диалогической речи у дошкольников предполагает формирование у них совокупности речевых и поведенческих умений, необходимых для ведения диалога

Монологическая связная речь (монолог) – это речь одного лица, выражающего в развернутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д. Устная монологическая речь – это развернутое высказывание на заданную тему. Виды монолога – описание, повествование, рассуждение или смешанные формы (например, повествование + описание, рассуждение + описание и т.д. Свойства монологической речи: связность, логичность, обоснованность, смысловая завершенность, наличие распространенных предложений, большая приближенность к книжной речи, выразительность и образность.

Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа и т.д. Мнемотехника – это возможность задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную виды памяти. Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. В дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Задачи развития речи детей средствами мнемотехники:

1. Развитие связной диалогической и монологической речи.

2. Обучение навыкам кодирования и декодирования литературных произведений.

3. Формирование интереса к художественной литературе.

4. Развитие памяти, внимания, воображения дошкольников через заучивание стихотворений, сказок, рассказов с помощью мнемотехники.

Так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление и наглядный материал усваивается лучше, использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.

Ребенок дошкольного возраста с особым интересом относится к мнемотаблицам. Это таблицы, состоящие из картинок-символов. Такая картинка для ребенка – наглядная модель, графическое изображение явлений природы, персонажей стихотворения, рассказа, сказки, некоторых их действий.

Используются мнемоквадраты – для составления словосочетаний и предложений; мнемодорожки – для составления коротких рассказов; мнемотаблицы – для заучивания стихотворений, составления рассказов и т.д.

Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова, последовательность предложения и  воспроизводят текст.

Таким образом, суть метода мнемотехники состоит в том, что дети под руководством взрослого с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей-символов учатся понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи, рассказы. Так происходит развитие связной речи детей. Речевое развитие детей посредствами мнемотехники становится для дошкольников делом веселым, эмоциональным. Важно и то, что мнемотехника развивает память, внимание, мышление. Этот метод позволяет уводить детей от однообразия разговорной речи, подготовить к возможному использованию описательно-повествовательного типа речи, рассуждения.

Взяв в основу мнение известных педагогов и методистов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Работу провожу по 4 направлениям:

1. Работа с детьми.

2. Работа с родителями.

3. Работа с педагогами.

4. Организация  развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада.

Краткая характеристика направлений работы с детьми.

1.Составление мнемотаблиц . Это условно-наглядная схема, содержание которой (нарисованное на ней) понятно для ребенка. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.

Этапы работы с мнемотаблицами.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. Чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. отработка метода запоминания.

Работа с мнемотаблицами в младшей и средней группах проходит с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Требования к мнемотаблицам:

1.Модель должна отображать обобщённый образ предмета.

2. Модель должна раскрывать самое существенное в предмете.

3.Содержание модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

2. Загадывание и отгадывание загадок

В игре «Загадки и отгадки» дети соотносят речевое описание предмета с его графическим изображением - читаем загадки, дети рассматривают имеющиеся у них картинки-символы. Если среди них находится предмет, являющийся отгадкой, ребенок говорит «Это про…». При этом он объясняет, почему он так думает. Потом ребенок сам рисует картинку – схему загадки, а другие дети отгадывают ее. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку»,  ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.

3. Разучивание стихотворений.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Разучивание стихотворений включает ряд этапов, которые могут сокращаться по мере усвоения дошкольниками действия заучивания стихотворений.

1. Сообщение педагога о предстоящем заучивании стихотворения, мотивация детей на выполнение данного задания.

2. Чтение стихотворения педагогом с использованием опорной схемы (в зависимости от этапа усвоения действия от 1 до 3 раз).

3. Вопросы к дошкольникам по содержанию прочитанного стихотворения.

4. Повторное чтение педагогом стихотворения с опорой на схему.

5. Совместное чтение стихотворения педагогом и дошкольниками, в процессе которого педагог начинает строку стихотворения, называя слова, обозначенные прямоугольниками, а дошкольники договаривают слова, обозначенные предметными картинками.

6. Хоровое и индивидуальное чтение стихотворение дошкольниками с опорой на схему (используется как в первый день заучивания, так и в последующие дни для закрепления).

7. Самостоятельное чтение стихотворения дошкольниками.

Родителей я тоже научила составлять такие мнемотаблицы, и они с удовольствием пользуются этим приемом при разучивании стихотворений со своими детьми дома (рисуют разноцветные мнемотаблицы).

4. Пересказ рассказа

В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются картинками-символами на мнемотаблице. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на картинах мнемотаблицы. Их последовательность служи  планом рассказа. Педагог сначала сам составляет рассказ по мнемотаблице, дети слушают, запоминают, а потом повторяют рассказ.

Методика  работы с мнемотаблицами при пересказе:

1.Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами.

2. Учить детей самостоятельно с помощью знаков-символов заполнять схему-модель - мнемотаблицы.

3.Учить использовать мнемотаблицу как план пересказа.

4. Закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее мнемотаблицу.

Надо отметить, что в начале дошкольники испытывают некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану мнемотаблицы. Очень часто первые рассказы у детей получаются очень схематичными. После развивающих упражнений и игр с использованием мнемотаблиц, дети уже с удовольствием и достаточно свободно, без помощи взрослого составляют рассказы, сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих рассказах отражаются собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.

Работу по развитию связной речи дошкольников с помощью мнемотехники провожу во взаимодействии с родителями.

Для расширения знаний родителей провожу практические консультации (групповые и индивидуальные) по темам «Что такое мнемотехника», «Использование мнемотаблиц для развития связной речи ребенка».  Для постоянного информирования родителей сделана папка-передвижка с ежемесячно меняющимся материалами по мнемотехнике.

Для родителей были изготовлены памятки «Как составить мнемотаблицу».

По результатам анкетирования выявила, что многие родители начали изготавливать мнемотаблицы и схемы вместе с детьми по составлению рассказов, заучиванию стихотворений.

В  активном сотрудничестве с родителями пополнена и обогащена РППС группы: пополнился центр развития речи пособиями (родители приобрели и сделали своими руками).

Все запланированные виды деятельности с детьми и  родителями воспитанников в течение  учебного года проведены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТИН В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необх...

Отчет по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Известно, что главное содержание памяти дошкольника это представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. ...

Тема: "Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"

Консультация  для родителей " Разучивание стихов с помощью мнемотехники"...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

                  В дошльном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошед...

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...