Из опыта работы «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста, через применение технологии лэпбук»
опыты и эксперименты по развитию речи (младшая группа)

Брычкова Валентина Петровна

«Влияние устного народного творчества

на развитие речи детей младшего дошкольного возраста, через применение технологии лэпбук»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_opisanie_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx32.7 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 «Журавушка»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»

из опыта работы по теме:
«Влияние устного народного творчества

на развитие речи детей младшего дошкольного возраста, через применение технологии лэпбук»

Воспитатель: Брычкова В.П

2023 учебный год


(СЛАЙД) Актуальность:

Устное народное творчество является важнейшим источником развития детской речи. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Сказки, песенки-потешки, загадки - это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска может стать тематическая папка или лэпбук.

Лепбук можно рассматривать, как одну из игровых форм обучения, как самостоятельную игровую деятельность и как средство общения ребенка и взрослого.

(СЛАЙД) Цель: развитие речи детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество с использованием технологии лэпбук.

(СЛАЙД) Для достижения планируемых результатов предполагаю решение следующих задач:

Обучающие:

- Формировать у детей умения внимательно слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок, песенок-потешек, в проговаривание скороговорок, чистоговорок, в разучивании считалок.

Развивающие:

- Развивать у детей умения практического использования в игровой деятельности считалок, потешек, загадок, народных игр и сказок.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес детей к произведениям устного народного творчества.

- Воспитывать в детях представление о добре, красоте, любви и взаимопомощи.

Каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. В своей работе я использую технологию лэпбук.

Лэпбук-это тематическая, обучающая папка, удивительное и очень полезное пособие.

В течение нескольких лет я использую в работе с детьми лэпбуки на разные темы. Работая с детьми старшего дошкольного возраста использовала лэпбук «Банкомат», с детьми среднего дошкольного возраста лэпбук «Развитие речи», «Безопасность дорожного движения», с детьми младшего возраста использую лэпбук «Устное народное творчество».

(СЛАЙД) Лэпбук «Устное народное творчество» использую в образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности, как индивидуально, так и с подгруппой детей. Данный материал в пособии старалась разместить по возрасту и по интересам детей. Содержание дидактического материала пополняется и усложняется. Очень удобно, что большое количество материала находится в одной папке. В пособии я использовала такие малые фольклорные формы, как сказки, песенки-потешки, скороговорки, чистоговорки, считалочки, пословицы и поговорки, народные игры, которые способствуют развитию речи детей.

В данном пособии два содержательных раздела:

первый раздел «Любимые сказки»,

второй раздел «Песенки – потешки»

(скороговорки и считалочки, поговорки и пословицы)

А сейчас подробно расскажу о каждом разделе пособия и как использую в работе с детьми.

(СЛАЙД) И так первый раздел пособия «Любимые сказки», в него я включила:

- Театр «Маша и медведь»

- Театр «Колобок»

- Корзина сказок «Книжки – малышки»

- Игра «Расскажи сказку»

- Игра «Собери картинку»

- Игра «Угадай сказку»

- Лото «Любимые сказки»

- Лото «Сказки»

- Народные игры

Особое место уделяю театрализации народных сказок.

В лэпбуке я разместила две сказки, это сказки «Маша и медведь» и «Колобок».

(Слайд) Театр «Маша и медведь». Герои сказок, это плоскостные фигурки, а на обратной стороне магниты. Показ театров доставляет детям огромное удовольствие, дети не только произносят речь героев, но и подражают мимикой и жестами.

(Слайд) В процессе показа театра «Маша и медведь», я обратила внимание, что детям не совсем удобно держать плоские фигурки в руках, поэтому решила сделать сказку «Колобок» на палочках.

Используя лэпбук в образовательной деятельности, провела занятие по развитие речи, где дети самостоятельно по желанию выбирали героев сказки, а затем показывали сказку «Колобок».

(Слайд) Также использовала сказку «Колобок» на занятии по рисованию, где мы рисовали колобка. Вспомнили с детьми героев сказки, рассмотрели какой колобок, спели песенку колобка, а в конце занятия колобок похвалил детей.

(СЛАЙД) Все мы знаем, что маленькие дети любят книжки - малышки с яркими красочными картинками, для этого сделала корзину сказок. В пособии имеются хорошо знакомые детям сказки «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Колобок», «Теремок».

Дети очень любят играть, поэтому в пособии достаточно много игр, такие как: «Расскажи сказку», «Собери картинку», «Угадай сказку», лото «Любимые сказки», «Сказки», народные игры.

(Слайд) В игру «Расскажи сказку Теремок» дети играют, как индивидуально, так и подгруппой, они самостоятельно выбирают персонажа и рассказывают сказку друг другу. Используя данный материал, предлагаю также детям, выложить сказку последовательно «Что сначала, что потом».

В образовательной деятельности, в различных наблюдениях, в беседе, в свободной деятельности широко использую загадки. Использую загадки как соревновательный момент: «Кто больше отгадает загадок» или как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме.

(СЛАЙД) Большой популярностью у детей пользуется кармашек с названием игры: «Угадай сказку». Загадываю детям загадку, если ребенок правильно отгадал, показываю картинку – отгадку. За каждую отгаданную загадку даю ребенку фишку, а затем вместе делаем подсчет фишек.

(СЛАЙД) Детям очень нравится играть в игру: «Собери картинку». Это разрезные картинки на 4 части, из хорошо знакомых детям сказок «Три поросенка», «Теремок», «Курочка Ряба» и другие. Сначала у детей возникали трудности при собирании картинок, и я им предложила собирать картинки по образцу, а когда научились хорошо собирать, мы стали устраивать соревнования«Кто быстрее соберет».Во время игры также предлагаю дети меняться друг с другом картинками. В игре дети используют в речи название сказок и называние героев.

(СЛАЙД) Дети очень любят играть в лото, в пособии я сделала два лото, это «Любимые сказки» по методике Г. Домана и просто «Сказки». Одновременно в лото мы играем по два или три, четыре человека. Ведущим может быть и ребенок и воспитатель. Для выбора ведущего использую считалочки.

 (Слайд) Дети очень любят играть в народные игры, в пособии использовала такие игры, как «Карусели», «Колпачок», «Пузырь», «Мороз Красный нос», «У медведя во бору», «Ходит Ваня», «Солнышко и дождик». С детьми мы играем на улице во время прогулке, а также в группе в свободное время.

(СЛАЙД) Второй раздел «Песенки – потешки»

(скороговорки и считалочки, поговорки и пословицы)

- Песенки - потешки

- Пальчиковые игры

- Считалочки

- Чистоговорки

- Стихи

- Картотека скороговорок и считалочек

- Картотека  пословиц и поговорок

(Слайд) Использование песенок - потешек, доставляет детям огромную радость, поэтому в лепбуке большая подборка песенок - потешек. Они изготовлены в виде открывающихся книжек – малышек, на странице картинка и текст потешки. Дети по содержанию картинки могут вспомнить знакомую потешку и рассказать, например, «Сорока, сорока», «Сидит белка на тележке», «Курочка–рябушечка», «Радуга-дуга», «Кошкин дом» и другие.

(Слайд) Пальчиковые игры «Моя семья», «Строим дом», «Мы лепили колобка», «Сорока – белобока», «Птички», «Мышка» использую на занятиях по рисованию, лепки или аппликации, а также в свободное от занятий время, для организации детей во время утреннего сбора.

(Слайд) В пособии имеются народные считалки. Использую считалки в играх, в выборе водящего. Знакомя ребёнка со считалкой в первый раз, объясняю незнакомые слова.

Большое внимание в работе с детьми уделяю пословицам и поговоркам, оформила картотеку пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки благодаря своему разнообразию – прекрасный материал для развития речи. Для этого, чтобы детям было легче запомнить, понять, использую их в повседневной жизни, во время приема пищи, занятий или каких-либо поручений, на прогулке, а также после чтения художественных произведений.

Улучшению звукопроизношения способствуют скороговорки и чистоговорки, для этого также сделала картотеку скороговорок, чистоговорок. Для детей– это в первую очередь игра, а не обучение. При разучивании скороговорок, чистоговорок с детьми, обращаю внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных.

Предлагаю детям произносить скороговорки медленно и четко, шепотом, громко. Чистоговорки в отличие от скороговорок проговариваем разным по тембру голосом тихо-громко, медленно-быстро, например, проговори и прохлопай.

В заключении хочется сказать, что воспитатели в своей работе всегда использовали игры, сделанные своими руками, а также папки передвижки, раскраски по изучаемым темам и многое другое.

В результате такой работы, я убедились, что использование лепбука с детьми дошкольного возраста, это эффективное средство развития речи детей. А фольклорные произведения вызывают живой интерес и привлекают внимание детей своей краткой формой, яркими поэтическими образами и художественными средствами, вызывают у детей положительные эмоции. Все это вместе повышает эффективность работы по речевому развитию детей, делает речь детей более правильной, выразительной, яркой, мелодичной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством....

Отчет по самообразованию воспитателя ДОУ "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"

Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества (сказки, былины), в том числе малые фольклорные формы (загадки, п...

«Устное народное творчество для приобщения детей младшего дошкольного возраста к книге» Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста

     Произведения устного народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, бесед...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством

quot;Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством"....

Обобщение опыта работы"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"2022г.

Обобщение опыта работы «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» 2022г....

Сообщение из опыта работы " Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

quot; Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"...