В мяч играем - речь развиваем!
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Алхасова Рафинат Алибашировна

  Любые занятия с дошкольниками нужно проводить в форме игры. В процессе игры у ребёнка исчезает неуверенность в себе. Большое место среди игр, способствующих речевому развитию, занимают игры с мячом. Игры с мячом  развивают общую и мелкую моторику; учат ориентироваться в пространстве, развивают глазомер, координацию, быстроту реакции. Всё это оказывает положительное влияние на выработку у ребёнка правильных речевых навыков. Практика применения мяча в работе воспитателя показывает, что мяч может быть полезным предметом в работе с детьми. Игры с мячом помогают заинтересовать детей, отвлечь от однообразной деятельности, давать новые знания. Они развивают внимание, воображение, умение быстро находить правильный ответ. Дети играют в такие игры с удовольствием, не замечая, как при этом они совершенствуют и закрепляют свои языковые знания и речевые навыки. Немаловажно и то, что в ходе таких совместных игр у детей развивается чувство партнёрства, обогащается их игровой опыт, развиваются коммуникативные навыки.

«Лови звук»

Взрослый произносит ряд звуков: «А-О-Ы-А-С-У-А-М-Ч-А и т.д.» Предлагаем малышу ударить мячом об пол, когда он услышит, например, звук «А». Так можно играть с любым звуком. Постепенно можно усложнить задачу: произносить ряды слогов или слов. А ребёнок должен ударить мячом об пол, если в слоге или слове есть заданный звук. Для разнообразия можно подбрасывать мяч вверх, когда слышится заданный звук.

«Назови слово»

Сначала нужно выбрать звук, на который будут подбираться слова. Ребёнок называет слово на заданный звук и передаёт мяч взрослому. Затем взрослый подбирает слово на этот звук и даёт ребёнку мяч.

«Назови (игра из нашего детства).
Произносим слова: «Я знаю 5 ...» названий игрушек, овощей, насекомых и др. По очереди с ребёнком называем слова на заданную тему, ударяя мяч об пол. Подбирать тематику нужно, ориентируясь на возраст ребёнка.

Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение Мячик прыгать я заставлю, Предложение составлю.

Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.

Ход игры. Взрослый бросает мяч кому-нибудь из детей произнося при этом несогласованные слова  (например: «Девочка играть»).

 Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет»)

и бросает мяч обратно логопеду.

 

 «Кто чем занимается?» Никогда мы не забудем, Что умеют делать люди.

 

Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

Ход игры. Бросая или прокатывая мяч ребенку, логопед называет профессию, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. Логопед: строитель - Дети: строит; повар (варит (готовит); носильщик (носит); чертежник (чертит); рабочий (работает); уборщица (убирает) художник (рисует) и т.д.

 

 «Где мяч?» Мячик, мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь.

 

Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания.

Ход игры. Вариант 1. Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковер перед собой» и т. п. Вариант 2. Дети отвечают на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом...)

«Вчера, сегодня, завтра» То, что было, то, что будет, Каждый помнит — не забудет.

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, развитие внимания, ловкости, воображения, фразовой речи.

Ход игры. Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим, задавая вопросы: Ты ответь мне, будь добра, Что ты делала вчера? Все ли сделал, что хотел? За сегодня что успел? Я еще узнать хотела — Что ты завтра будешь делать? Дети, возвращая мяч ведущему, отвечают на вопросы.

 

 

«Вчера, сегодня, завтра» То, что было, то, что будет, Каждый помнит — не забудет.

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, развитие внимания, ловкости, воображения, фразовой речи.

Ход игры. Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим, задавая вопросы: Ты ответь мне, будь добра, Что ты делала вчера? Все ли сделал, что хотел? За сегодня что успел? Я еще узнать хотела — Что ты завтра будешь делать? Дети, возвращая мяч ведущему, отвечают на вопросы.

 

Игра «Месяцы и их последовательность» Месяц к месяцу встает — Каждый всех их назовет.

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.

Ход игры. Дети и воспитатель встают в круг. Логопед с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март...». Вместо следующего месяца, логопед называет имя ребенка: «Маша!». Названный ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.

 

«Кто кем будет?» Знаем мы с тобой о том, Что бывает с кем потом.

Цель: развитие мышления, воображения, быстроты реакции, расширение словаря.

Ход игры. Ведущий, бросая мяч детям, задает вопросы: «Кем (чем) будет — яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый» и т. д.  Дети, бросая мяч обратно, могут дать несколько вариантов ответа. Например: «Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница».

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Консультация Развитие речи детей в дошкольном возрасте «С детьми играем — речь развиваем»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного направления развития воспитанников №12 «Бе...

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

Родительское собрание на тему: "Развитие речи детей. Создание развивающей среды в семье" Игра-путешествие в страну "Играем - речь развиваем"

Повестка дня:1.Возрастные нормы речевого развития детей дошкольников.2. Создание развивающей речевой среды в семье.Цель:Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

«Мы играем - речь развиваем!» игры на развитие речи дошкольников 5-6 лет

Речь играет особую и исключительную роль в жизни человека. Она является главным средством общения людей, словесным выражением наших мыслей.Существуют различные игры, упражнения на развитие правильной,...

Картотека различных игр по развитию речи при изучении правил дорожного движения. "В игры мы играем, речь развиваем, правила дорожные изучаем"

Данная картотека поможет воспитателям, логопедам в работе со старшими дошкольниками при изучении лексических тем, связанных с изучением транспорта, профессий на транспорте, безопасного поведения на ул...

Мастер – класс по «Речь: плюс. Развитие речи в детском саду». «В игры играем – речь развиваем»

Мастер – класс  по «Речь: плюс. Развитие речи  в детском саду».«В игры играем – речь развиваем»...