Консультации. Тема: «Игра – форма организации детской жизни»
консультация по развитию речи

Бондарева Татьяна Павловна

Консультации. Тема: «Игра – форма организации детской жизни»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_konsultatsiya.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ДЕТСКИЙ САД № 4 МО «АХТУБИНСКИЙ РАЙОН»

Консультации

Тема:«Игра – форма организации детской жизни»

Составила воспитатель:

Бондарева Т.П.

г. Ахтубинск, 2017 г.


Игра — это исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра как один из видов человеческой деятельности, как сложное и интересное явление, привлекает внимание педагогов и психологов, философов и историков. В науке существуют различные точки зрения на природу детской игры.

В отечественной науке подчеркивается, прежде всего, социальный характер игры как отражение действительной жизни. К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего мира взрослых. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от их впечатлений, складывающейся системы ценностей. По мнению А.В. Запорожца, Н.Я. Михайленко  игра социальна по способам ее осуществления, так как не изобретается ребенком, а задается взрослым, который учит играть (как использовать игрушку, строить сюжет, подчиняться правилам и т.д.). Ребенок обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации, игра становится формой собственного творчества, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Игру как деятельность отличает:

ее непродуктивный характер, т.е. направленность ее не на достижение какой-то цели, а на сам процесс игры;

в игре воображаемый план преобладает над реальным, поэтому игровые действия детей проявляются по игровому смыслу, который они получают в воображаемой ситуации.

Как деятельность игра имеет следующие структурные компоненты:

мотивы — они могут быть различными: яркие впечатления событий жизни, новые игрушки, мотив дружбы, желание стать субъектом своей собственной деятельности;

цель в игре зависит от ее вида — если это творческие игры, то дети ставят цели (например: «доплыть на корабле до острова»), если дидактические, то надо выполнить и игровую цель, и дидактическую т.д.;

действия в игре носят двойной характер: они могут быть и реальными и игровыми;

результат зависит от вида игры — в творческих играх он субъективный, в играх с правилами — это может быть выигрыш.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что:

- она удовлетворяет его основные потребности;

- в игре зарождаются и развиваются другие виды деятельности;

- игра в наибольшей степени способствует психическому развитию

  ребенка.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Традиционно игры делятся на два вида:

-творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные)

- игры с правилами (дидактические, подвижные, народные, забавы).

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.

В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

-игры на бытовые сюжеты: в «дом»«семью»«праздник»«дни рождения» (большое место уделяется кукле);

-игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт).

-игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты, моряки, летчики и т. д.)

-игры на темы литературных произведений, кино- и телепередач: (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.

Длительность сюжетной игры:

- в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин).

- в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.)

- в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия.

Задача воспитателя - подключиться к игре, подавать идеи и предлагать варианты развития сюжета, вопросами уточнять действия детей, давать образец ролевых действий и реплик. Играть как дети, только изобретательнее, и, поддерживая их инициативу, сохранять свое присутствие. Показать роль в действии и передавать ее ребенку.

 

      Театрализованные игры – разыгрывание определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.

Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста. Своеобразие игр-драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности. С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают содержание произведения, последовательность событий, их развитие. Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру-драматизацию.

Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз, за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.

Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и обыгрывают их.

Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызываются ею. В старших группах дети в течение длительного времени возводят довольно сложные постройки, практически постигая простейшие законы физики.

Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в  овладении детьми способами строительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи.

В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, определять последовательность действий. Под его руководством дошкольники овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т. п.

Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, усвоения знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Подвижные игры – сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Подвижные игры, прежде всего, - это средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражнять в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

 Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их перевозбуждение и утомление.

Итак, игра - язык ребенка, форма выражения жизненных впечатлений. Это социально принятый способ вхождения ребенка в мир взрослых, его модель социальных отношений. Игра является преобладающей деятельностью и является формой организации жизнедеятельности детей.   Педагог   должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую роль, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать. Однако, направляя игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, следует помнить, что она — своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника.

Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время для самостоятельного развертывания детьми игровой деятельности.

     

Показатели развитого игрового интереса.

Длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли.

Желание ребенка принимать на себя определенную роль.

Наличие любимой роли.

Нежелание заканчивать игру.

Активное исполнение ребенком всех видов работ (лепки, рисования).

Желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.

В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - форма организации детской жизни

Консультация для воспитателей в виде презентации. Раскрыты этапы развития игры, задачи руководства....

Педсовет по теме: «Игра - форма организации детской жизни»

презентация и деловая игра с воспитателями....

Игра – форма организации детской жизни

доклад на тему "игра – форма организации детской жизни"...

"Игра - форма организации детской жизни"

Организация игр в подготовительной группе....

Педсовет "Игра- форма организации детской жизни"

В  презентации раскрывается ход проведения педагогического совета: основные части; вопросы и проблемы организации игровой деятельности дошкольников; задания для педагогов....

Презентация к педсовету (деловая игра) Тема: «Игра - форма организации детской жизни»

  Федеральный государственный образовательный стандарт ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности до...