Викторина "Сказки любим мы читать и героев узнавать"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Массалитина Татьяна Сандроевна

Одним из множества способов сделать процесс обучения в детском саду интереснее и увлекательнее является викторина. Для старших дошкольников отличным вариантом будет викторина по сказкам.

При помощи викторины и на основе прочитанных сказок можно закрепить пройденный материал, развивать способности к драматизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmnoe_soderzhanie.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

                             Викторина «Сказки любим мы читать и героев узнавать»

Программное содержание.

  1.  Закрепить и расширить знания детей о русских народных и авторских сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок, так и в процессе творчества;
  2. Закрепить счёт в пределах 10; порядковый счёт; обратный отсчёт.
  3. Учить детей соотносить цифру и число; определять местоположение: справа, слева, впереди, сзади.
  4. Пробудить в детях интерес к театрализованной игре.
  5. Воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость; способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы.
  6. Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера. 

Материал

  1. Жетоны, карточки с цифрами, говорящая ручка, фишки за правильный ответ, указатель.
  2. Костюмы и атрибуты, 2 метлы.

Предварительная работа

  1. Чтение и слушание в аудиозаписи русских народных и авторских сказок с беседами по содержанию.

 

Ход викторины.

Воспитатель.  Ребята, посмотрите, что же это такое? Да это же указатель, на котором написано, куда мы с вами можем отправиться. Давайте прочитаем.

                                         — Прямо пойдёшь – никуда не попадёшь,

                                         — Назад пойдёшь – в группу попадёшь,

                                         — Влево свернёшь – в викторину сказок попадёшь.

— Куда же мы с вами пойдём?  (Ответы детей) - Сказки, ребята, пришли к нам с давних времён.  Сказки передавались внукам из поколения в поколение. Одни сказки сочинял народ, а другие писались писателями, имена которых теперь знают дети всего мира. Мы с вами слушали и читали много как народных, так и авторских сказок. А сейчас проверим: были ли вы внимательны, всё ли запомнили, сумеете ли вы распознать сказки и их героев.  Сейчас мы разделимся на две команды и проверим, какая команда самая внимательная. (Дети делятся на команды с помощью цветных жетонов
и рассаживаются на стулья, обозначенные соответствующим цветом.)

 

Разминка.

Что значит народная сказка?

Что такое авторская сказка?

ДОГОВОРИ СЛОВЕЧКО:

Кощей…. (Бессмертный)

Баба……..  (Яга)

Мышка…. (Норушка)

Лягушка…. .(Квакушка)

Курочка……(Ряба)

Гуси……………(Лебеди)

Лисичка……  (Сестричка)

Василиса…….   (Премудрая)

Царевна………(Лягушка)

Зайчик……….   (Побегайчик)

Сестрица………(Аленушка)

Братец…………(Иванушка)

 

Задание №1

Я вам буду задавать вопросы, а в ответ вы будете поднимать карточку с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя.

• покажите число больше 5 на 1 (6);
• число, которое меньше 7 на 1 (6);
• число, обозначающее день недели - вторник (2);
• число, последующее числа 4(5);

• сколько пальцев на правой руке (5);

• сколько глаз у светофора (3);

• сколько ушей у двух малышей (4);

• сколько лап у двух собак (8).

Задание №2

Угадай, кто из главных героев сказал эти слова.  (слайды)

  1. Ловись рыбка, большая и маленькая! (волк)
  2. Не ешь меня, лиса, я тебе песенку спою (колобок) (Какой по счёту была лиса?) (четвёртая)
  3. Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы.    

     Котик - братик, спаси меня! (петушок)

  1.  Высоко сижу, далеко гляжу! Не садись на пенек, не ешь пирожок!    

  (Машенька)

5.   Молочная река - кисельные берега! Куда гуси – лебеди полетели?  

(Аленушка) Какой по счёту была река? (третья)

6. Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты ещё только три дня подождал, я бы вечно твоей была. А теперь прощай. Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного...(Царевна -Лягушка)

     7.Хочу, чтобы ведра сами пошли домой, и вода бы не расплескалась...

(Емеля)

Задание №3

Восстановить последовательность событий в сказках (детям выдаются карточки с последовательностью, в которых они должны восстановить правильный порядок событий)

Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди».

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

1. Алёнушка и Иванушка идут полю.        

2. –Не пей, Иванушка, из копытца.        

3.   Не послушался Иванушка и превратился в козлёночка.        

4.   Выплынь, выплынь на бережок.        

5.   Вынес он Алёнушку на берег.

6.   И стал Иванушка прежним

7.   Посадили Иванушку на коня и поехали домой

8.   Взял он Алёнушку замуж и стали они жить втроём.

«Гуси – лебеди»

1.        Машенька встретилась с речкой

2.        Девочка в избушке Бабы – Яги

3.        Сестрица приводит братца домой

4.        Девочка встретилась с печкой

5.        Гуси – лебеди унесли Иванушку

6.        Мышка помогает Машеньке

7.        Девочка встретилась с яблоней

8.        Машенька бросилась догонять гусей

Задание №4

Эстафета “Полёт Бабы-Яги”

– Непременными атрибутами Бабы-Яги были ступа и метла. В эстафете используется в качестве метлы – веник. Участник садится на веник, обегает вокруг стула и передает веник другому участнику.

 

 Задание №5 (использование говорящих ручек)

 «Песенки сказочных героев»
(Участникам игры необходимо определить, каким персонажам принадлежат песенки или слова из сказок.)

  1. Песенка молочной речки из сказки «Гуси-лебеди».
  2. Слова пузыря из сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».
  3. Слова солдата из сказки «Каша из топора».
  4. Слова петушка из сказки «Заюшкина избушка».
  5. Слова лисы из сказки «Хвост виноват».
  6. Слова журавля из сказки «Лиса и журавль».

Задание №6

1.  -Из какой сказки эти слова: махнула  левой рукой — сделалось озеро, махнула правой — и поплыли по воде белые лебеди; царь и гости диву дались.

 «Царевна – Лягушка»

2. -Какие задания давал царь своим невесткам? (испечь хлеб, соткать ковёр, сшить рубаху)

3. - Сколько дней оставалось Царевне-Лягушке ходить в лягушечьей коже? (3 дня)

4. - Куда отправился Иван-Царевич искать Царевну? (За тридевять земель)

 

 -Вы помните, ребята, что случилось, когда медведь повалил дуб? Упал сундук и из него выскочил заяц, из зайца -  утка, из утки – яйцо, в яйце –игла.

 Наша задача – найти иглу. Для этого нужно зажав мяч между ног допрыгать до стула, положить мяч и развернуть один предмет, вернуться назад и передать эстафету следующему участнику.

Авторские сказки.

Задание №7

Угадай героев сказок. (К. И. Чуковский, А.С. Пушкин, Ш. Перро)

  1. Кто, кому и в какой сказке сказал: «Уходи-ка ты домой, говорит, да лицо своё умой, говорит….» (Крокодил – грязнуле «Мойдодыр»)
  2. В какой сказке: «Рыбы по морю гуляют, жабы по небу летают, мыши кошку изловили – в мышеловку посадили».  («Путаница»)
  3. В какой сказке и почему «Засмеялися кастрюли, самовару подмигнули.» («Федорино горе»)
  4. Что случилось и в какой сказке: «Отчего же всё кругом завертелось, закрутилось и помчалось колесом?..» («Мойдодыр»)

  1. Какими словами царица обращалась к волшебному зеркалу? («свет мой, зеркальце, скажи»)
  2. Кого шмель в «Сказке о царе Солтане» укусил в нос? (Бабариху)
  3. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Жили- были старик со своею старухою…»)
  4. В какой сказке есть такие слова «Свет мой, зеркальце, скажи».

Угадай, кто из героев произнёс следующие фразы:

  1. -Не бойтесь, братцы. Я знаю, как нам вернуться. Ступайте за мной.  (Мальчик с пальчик)
  2. -Принцесса уколет руку веретеном и от этого умрёт. (Старая фея – колдунья)
  3. -Помогите, помогите! Тонет маркиз Карабас! (Кот в сапогах)
  4. - Если ты опоздаешь хоть на одну минутку, твоя карета снова сделается тыквой. (Фея)

Задание №8

    В сказке о Золушке, главная героиня, собирая на бал мачеху и сестёр, должна была очень быстро их одеть. Попробуем и мы справиться с таким заданием.

                                                  Игра «Наряжаемся на бал»

       Играют по 4 человека из каждой команды.  Девочка-«Золушка» должна нарядить 3-х человек. На стульях разложена одежда.   Засекается время, и «Золушки» начинают одевать одновременно троих участников своей команды. Выигрывает та девочка, которая закончит быстрее, использует весь реквизит, а её «подопечные» будут выглядеть красиво.

     Подведение итогов викторины–путешествия: все команды, преодолев трудности, дошли до финиша, победила дружба.
Подскажите, ребята, что побеждает в сказках: зло или добро? (Добро)

 (Дети встают вкруг и под песню В. Толкуновой  «Сказки гуляют по свету» выполняют танцевальные движения)

Воспитатель:

-  Пора нам из сказок в детский сад возвращаться. Поедем мы на волшебном поезде.  А чтобы поезд тронулся, начинаем обратный отсчёт (10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.) Занимайте скорее места, поезд отправляется, следующая станция – «Детский сад». (Дети вместе с воспитателями строятся «паровозиком» и с песней «Голубой вагон» отправляются в группу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Космическое путешествие на планету сказок .Литературный калейдоскоп "Сказки любим мы читать и героев узнавать"

Сказки несут смысловую нагрузку, недаром издавна говорилось:"Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок". Сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, ...

Творческий проект «Сказки любим и читаем, в сказки весело играем!»

Дети старшего дошкольного возраста сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих...

Сказки любим мы читать и героев узнавать

Все дети любят сказки. С помощью викторины можно продеагностировать знания детей о сказках, их героях и авторов....

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Сказки любим мы читать и загадки сочинять».

Конспект занятия о придумывание загадок о литературных героях русской народной сказки « Кот, петух и лиса».Цель: Развитие связной речи.Задачи:Коррекционно – образовательные*Расширить...

Планирование образовательного процесса в подготовительной группе. Тема недели: «ИЗ ЧЕГО ЖЕ СДЕЛАНЫ ЭТИ ДЕВЧОНКИ? Любят девочки читать»

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе.Цель: расширять преставления о сходстве и различия людей по половому признаку; о психологических характеристиках мальчиков и дево...

"Сказки любим мы читать и героев узнавать"

Развлечение для детей саршего дошкольного возраста.Театрализация сказки "Репка"...

Краткосрочный проект совместно с родителями "Береги, люби и узнавай природу"

Тип проекта: познавательно-информационный, групповой.Срок реализации проекта: 10 дней.База для реализации: 2 младшая группа....