Речевой дворик - как форма речевой развивающей предметно - пространственной среды
статья по развитию речи

Валекайте Данутэ Пятросовна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Речевой дворик» как форма речевой развивающей предметно-пространственной среды

Как известно, развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной, полифункциональной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной.

Данные требования можно реализовать при помощи организации «Речевого дворика» в группе.

Основными элементами «Речевого дворика» являются «чудо-дерево», «дидактический домик», «речевая беседка», «волшебный сундучок».

Чудо-дерево появляется первым.

Введение образа дерева можно провести примерно так. Воспитатель напоминает детям сказку К. И. Чуковского «Чудо-дерево»: «В сказке на «чудо-дереве» росли не листочки, не цветочки, а чулки да башмаки. В нашей группе тоже появилось необычное деревце. На нем будут появляться для нас подарочки и сюрпризы, интересные загадки и задания. Какие? Мы скоро узнаем».

Дерево можно сделать по-разному. Это может быть плоскостное изображение на стене с набором крючков (разного цвета), на которых в последующем будут появляться картинки, письма с игровыми упражнениями и заданиями для детей.

Крону дерева можно сделать по принципу книги. Тогда диапазон использования пособия резко расширяется. Например, на одних разворотах воспитатели готовят задания под разные речевые задачи для всей группы; на других — упражнения для подгрупповой или индивидуальной работы с детьми.

Деревом может стать ветка от настоящего дерева. Картинки и послания (задания детям) развешиваются на веточки.

Дидактический домик используется в индивидуальной и подгрупповой работе. Его желательно сделать из большой коробки. Вокруг домика разворачиваются разные события. Домик заселяют разные персонажи, которые в течение года играют в прятки и другие игры, встречают и провожают гостей, расставляют мебель в домике, путешествуют, их ждут разнообразные встречи и т. д.

Пространство речевой беседки достаточно огородить двумя ширмами и поставить детский столик и два стульчика.

На столике будут пособия, необходимые для индивидуальной и подгрупповой работы: сюжетные и предметные картинки; наборы картинок для отработки звуков; карточки с фотографиями (картинками) и др.

Волшебный сундучок – это своеобразный накопитель более крупного наглядного материала и атрибутов для речевой деятельности.

Пространство «речевого дворика» можно дополнить плетеными корзинками, деревянными ящичками, «пенёчками», в которых и на которых также будут пособия и материалы для развития мелкой моторики рук, различные поддувалочки (листочки, пушочки, бабочки, лодочки и др.), книги и др.

Полифункциональность и трансформируемость «речевого дворика» даст возможность педагогу разнообразить использование различных составляющих предметной среды (детской мебели, мягких модулей, атрибутов) для активизации речевой деятельности воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Развивающая предметно-пространственная среда ДОО в соответствии с ФГОС» в форме технологической ситуации с педагогами ДОО

Методическая разработкана тему: «Развивающая предметно-пространственная среда ДОО в соответствии с ФГОС» в форме технологической ситуации с педагогами ДОО...

Родительское собрание Собрание в форме квест - игры "Знаю ли я своего ребенка", «Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду и в семье дошкольника ".

Цель собрания:- Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.- Эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в ...

консультация на тему «Совершенствование работы педагогов по познавательно-речевому развитию дошкольников через формирование развивающей предметно-пространственной среды»

Одно из условий для полноценного речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ....

Статья_Создание мини-музея в ДОУ, как форма патриотического воспитания предметно-пространственной развивающей среды

В широком смысле – развивающая образовательная среда представляет собой социокультурное пространство,в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс р...

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для позитивной социализации, мотивации и поддержки индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности

Правильно организованная развивающая среда поможет каждому воспитаннику найти занятие в соответствии со своими интересами, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами ...

Инновационные формы организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении

В статье автор представил новое современное средство обучения в дошкольной педагогике –лэпбук.Ключевые слова: лэпбук, активное познание, эксперименты, творческая деятельность, исследовательская ...

статья ЛЭПБУК КАК ОСОБАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В современном образовании акцент ставится не только на передачу знаний, но и на развитие творческого мышления и умений. В этом контексте особую роль играет организация развивающей предметнопространств...