Консультация для родителей на тему: «Этот коварный звук «Р»
материал по развитию речи (старшая группа)

Каримова Мария Сергеевна

Консультация для родителей

на тему:

«Этот коварный звук «Р»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etot_kovarnyy_zvuk_r.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тем:

«Этот коварный звук «Р»

Звук Р- самый сложный по своей артикуляции. Очень часто в работе приходится сталкиваться с отсутствием или неправильным проговариванием этого звука в речи ребёнка. Это или ротацизм- неправильное произношение данного звука, или параротацизм- замена трудного звука Р другими согласными звуками.

При анализе вида ротацизма важно определить, где находится язык, и в каком месте образуется вибрация.

  1. Звук может отсутствовать совсем в слове, например шаы (шары), катина (картина).
  2. Звук «Р» может быть похожим на звук «Д», произносится одноударно, кончик языка только касается, но вибрации у альвеол нет.
  3. Звук «Р» произносится горлом, когда меняется место образования вибрации (картавость).
  4. Звук «Р» произносится боковыми краешками языка и очень часто с вибрирующими щеками. Слышится (рльль).
  5. Звук «р» произносится носом, слышится хрипловатые призвуки (нгнгн), гнусавость.
  6. Звук «Р» образуется из-за колебания губ или язык высовывается между зубами.
  7. Очень часто присутствует только мягкий звук «Р» или твёрдый звук заменяется на другие звуки, например (сорока-соВока, мороз- моЛоз, рыба-Либа, рассказ- Йассказ, ворота- воГота, ромашка-Ымашка) и т. д.

Начиная работать над исправлением дефектов звука «Р», только логопед может увидеть суть моторного затруднения ребёнка и направить внимание на формирование моторной готовности речевого аппарата для произношения звука «Р».

На логопедических занятиях очень эффективным является правильно подобранный специальный логопедический массаж, значительно ускоряющий постановку звука «Р».

Далее поставленный правильный звук автоматизируется, закрепляется, дифференцируется, вводится в повседневную речь, учитывая индивидуальные возможности ребёнка.

Специальная коррекционная работа по устранению ротацизма зависит от нарушения, в результате которого проявился данный дефект, от строения, подвижности органов артикуляции, возраста ребёнка, его интеллекта и психологических особенностей.

В логопедическом кабинете одновременно с постановкой звука Р проводится работа и по развитию фонематического слуха (умению ребёнка слышать правильный звук в потоке речи).

В домашних условиях мама очень может помочь своему малышу научиться слышать этот звук, выполняя несложные упражнения, которые я Вам порекомендую.

Развитие у ребёнка умения слышать звук Р в словах и отличать от других звуков, во-первых, способствует развитию фонематического восприятия, речевой памяти, а во-вторых, в дальнейшем предупреждает нарушение чтения и письма.

Упражнения желательно проводить, учитывая настроение ребёнка, в игровой форме, чтобы вызвать положительные эмоции. Если это маленький ребёнок, то 5-7 минут, если это дошкольник, то 10-15 минут.

При выполнении упражнений ни в коем случае нельзя заставлять ребёнка проговаривать звук Р, если звук ещё не поставлен. Важно научить малыша пока только слышать данный звук (вслушиваться в слоги, слова, предложения) и реагировать на него.

Упражнения по выделению и различению звука Р.

  1. Сначала нужно показать ребёнку сходство звука Р со звуком в реальной жизни. Например: собака рычит – Р-Р-Р, мотор заводим - Р-Р-Р, трактор тарахтит - Р-Р-Р, вертолёт летит - Р-Р-Р. Звук Р говорит только мама, а малыш слушает.
  2. Мама называем ряд звуков: м, у, р, н, а, р, з, б, л, р и так далее. Задание ребёнку: «Если услышишь звук Р, подними руку!».
  3. Мама называет ряд слогов: ва, ру, сы, шо, ра, ну, ры и т. д. Задание ребёнку: «Если услышишь звук Р в слоге, хлопни в ладоши!»
  4. Мама называет слова: рыбак, нос, шапка, роза, журнал, петух, карман, дырка, муха, цапля, трава, сумка, ветер и т.д. Задание: «Если услышишь звук Р в слове, подними руку!» Можно попросить ребенка поднимать карточку с буквой Р, если ребёнок знает изображение буквы Р. Можно называть только слова одной группы: овощи, фрукты, посуду, животных, игрушки и т.д.
  5. Мама раскладывает перед ребёнком картинки и называет их. Задание: «Покажи картинки, в названиях которых есть звук Р!» Можно усложнить задачу, предложив малышу слева положить картинки, в которых есть звук Р, а справа положить картинки, в которых нет звука Р.
  6. Попробуйте сделать очень простое пособие – три карточки длиной 18 см и шириной 5 см, размеченные так:
    http://logoped-nizhniy-novgorod.ru/images/kartinka_zvuk_r_kartochki.gif
    Это графическое изображение слова. Буква «Р» обозначает, где находится звук «Р» (в начале слова, в середине слова, в конце слова).
    Положите перед ребенком три карточки. Мама называет слово: «Рыба» и спрашивает: «Где находится звук «Р»? В начале слова, в середине или в конце?» Ребенок пальчиком показывает нужную карточку.
    Примерный речевой материал:
  • Рама, рак, роща, ручей, руль, рот – звук «Р» в начале слова.
  • Горка, арбуз, корова, марка, крот, корка, трава – звук «Р» в середине слова.
  • Пар, мотор, удар, базар, пожар, мир - звук «Р» в конце слова.

Это задание очень полезно для развития навыков звуко-буквенного анализа.

  1. Лист бумаги делится на две части. Мама читает слова по одной строчке, а ребёнок ставит плюс (+), если услышит звук Р в слове.

Мама читает

Ребёнок пишет

Рама

Рак

Лак

Ласточка

Карандаш

Тигр

Рома


  1. Можно использовать любые тексты.

Вот такие несложные упражнения помогут Вашему ребенку быстрее научиться различать этот трудный звук в речи, а также ускорят постановку и автоматизацию звука «Р».

Данные упражнения можно применить и к другим неправильно проговариваемым звукам (Л, Ш, Ж, Ч, Щ) на речевом материале, соответствующем каждому звуку.

Однако, если Ваш ребенок делает много ошибок в этих упражнениях, то желательно обратиться к опытному логопеду, чтобы вовремя исправить нарушения речевого слуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему : " Поговорим о звуках".

Игры - упражнения для детей 5 - 7 лет помогут в домашних условиях развить слуховое внимание, звуко - слоговой анализ, логическое мышление....

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»...

Консультация для родителей на тему: "Поиграем со звуками!"

Малыш - дошкольник живет, играя, в игре он познает мир. Правильно организованная игра помогает ребенку закрепить, уточнить, обогатить представление о свойствах предметов и явлений окружающей действите...

Консультация для родителей на тему:"Автоматизация поставленных звуков в домашних условиях"

Консультация посвещена теме "Автоматизация поставленных звуков в домашних условиях".Данный материал направлен на:- привлечение родителей к совместной работе в коррекции речи детей;- оказание...

Консультация для родителей на тему "Этот День Победы..."

В 2020 году исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современног...