Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: "Игрушки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Прядеина Тамара Геннадьевна

расширение и обобщение представлений детей об игрушках, материалах из которых они сделаны; формирование обобщающего понятия – игрушки; уточнение и расширение словаря по теме «Игрушки»; совершенствовать грамматический строй речи (образование имен существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами); учить образовывать прилагательные с существительными

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Игрушки»

Цель: совершенствование лексико-грамматических категорий.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, материалах из которых они сделаны; формирование обобщающего понятия – игрушки; уточнение и расширение словаря по теме «Игрушки»; совершенствовать грамматический строй речи (образование имен существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами); учить образовывать прилагательные с существительными;

Коррекционно – развивающие: развитие связной речи, мышления, внимания, памяти; способствовать развитию мелкой моторики; учить четко, проговаривать слова, строить правильно предложение; развивать элементарные математические представления; развитие общей моторики.

Воспитательные: формирование положительной установки детей на участие в занятии; воспитание умения выполнять задание до конца; воспитывать умение слушать своих товарищей.

Оборудование: разнообразные игрушки, предметные картинки с изображением игрушек, мультимедийное приложение, интерактивная доска.

Ход нод.

1. Организационный момент.

(Воспитатель встречает детей, организует приветствие, предлагает им встать около стульчиков.)

Воспитатель:- Ребята, сначала назовите ласково своих товарищей сидящих по соседству , а потом садитесь на стульчик . Например: Лизу можно назвать Лизонька, а Аделя - Адельчик. (Дети произносят ласковые имена товарищей и садятся.)

1-й ребенок: Альбертик.

2-й ребенок: Риточка.

3-й ребенок: Амирчик.

4-й ребенок: Миланочка.

Воспитатель:- Молодцы! Как вы ласково обращаетесь друг к другу.

2. Психогимнастика.

Воспитатель: - Дети, отгадайте загадку: “Его бьют, а он не плачет, только еще выше скачет”. (Мячик.)

-Изобразите, с помощью губ и щек, какой мячик бывает?(Дети изображают)

-Каким станет мяч, попавший под колесо машины?

-Изобразите, как вы огорчитесь, увидев разорванный мячик?  

-Изобразите, как вы обрадуетесь, когда родители купят вам новый, разноцветный, красивый мяч?

3. Сообщение темы.

Воспитатель: - Ребята! Хотите побывать в стране игрушек? Я вас туда приглашаю!  Ой! (На доске появляется изображение Винни – пуха и Пятачка) Кто это зовёт на помощь?

Дети: - Винни-пух и Пятачок!

 Воспитатель: Почему Винни-пух  невесёлый, такой грустный и печальный?  Все его игрушки убежали. Ребята, поможем Винни – пуху, найти его игрушки?

Дети: (ответы детей)    

4. Пальчиковая гимнастика “Игрушки” (Работа над темпом и ритмом речи.)

 – Но сначала нужно нам, наши пальчики размять.

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Мы игрушки сосчитать.

5. Развитие лексико-грамматических категорий. Образование относительных прилагательных.

Воспитатель: Ребята поищем с вами пропавшие игрушки?

(Дети находят игрушки в игровом уголке, берут по игрушке и подходят к столу.)

Игра «Из чего сделана  игрушка?»

Воспитатель:  Что ты нашел? (Утку.)

- Из чего она сделана? (Из пластмассы)

- Значит утка, какая? (Пластмассовая утка.)

 Каждый  называет свою игрушку и говорит, из чего она сделана (Матрешка, машина, пирамида, лиса, ….)

Воспитатель:  Молодцы ребята! Винни – Пух очень рад, что вы нашли игрушки, но оказывается, в стране игрушек все игрушки поссорились друг с другом и перестали дружить. Все из-за того, что игрушки не смогли найти себе хозяев. Выберите себе игрушку, а затем мы расскажем, чья эта игрушка.

Игра «Чья игрушка?»

Каждый ребенок выбирает себе по игрушке. Один ребенок встает и показывает, а остальные дети рассказывают, чья теперь эта игрушка.

Д: ( -У Димы самолет. Это Димин самолет. - У Алины кукла. Это Алинина кукла.)

Воспитатель: В стране игрушек полный порядок. Ребята у каждого из вас по игрушке. Игрушкам очень нравится, когда их называют ласково.

Игра «Назови ласково» Образование существительных с уменьшительно – ласкательным  значением.

Кукла – …(куколка)

Машина – …(машинка)

Мяч – …(мячик)

Матрёшка – …(матрёшечка)

Пирамида – …(пирамидка)

Мишка – …(Мишенька)

Собака – …(собачка)

Заяц – …(зайчик)

Самолёт – …(самолётик)

Паровоз – …(паровозик)

6.  Динамическая пауза

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

7. Сенсорное развитие

   Игровое упражнение «Расставь правильно». Развитие зрительно-пространственного восприятия. Дети по заданию  воспитателя расставляют на столе игрушку.

   - Поставим посередине стола (утку);

   - Справа от…(утки) поставим (пирамиду);

   - Слева от,  (…. ) положим и т.д.

Воспитатель: Сегодня на занятии у каждого из вас было по одной игрушке. А в стране игрушек их  много. Представьте что,  у вас не один мяч, не одна кукла, а много. А как же тогда про них говорят? Попробуем это сделать?

Игра «Скажи о нескольких игрушках». Детям предлагается ответить на вопросы.

- Одна кукла, а если их несколько?

- (Куклы.)

- Один мяч, а если их несколько?

- (Мячи и т.д.)

Кукла – куклы

Машина – машины

Мяч – мячи

Матрёшка – матрёшки

Пирамида – пирамидки

Мишка – мишки

Собака – собаки

Заяц – зайцы

Самолёт – самолёт

Паровоз – паровозы

Упражнение “Помоги Андрюшке”. Развитие речевого слуха, элементарных математических представлений. (Логопед детям предлагает опуститься на ковер и сесть по-турецки.)

Воспитатель: Сегодня мы ребята поможем одному мальчику. Его зовут Андрюшка. Послушайте внимательно, стихотворение про него и постарайтесь запомнить, сколько игрушек у Андрюшки.

Расставил Андрюшка

В два ряда игрушки.

Рядом с мартышкой-

Плюшевый мишка.

Вместе с лисой-

Зайка косой.

Следом за ним-

Еж и лягушка.

Сколько игрушек

Расставил Андрюшка?

Дети: (Шесть игрушек.)

Воспитатель : Можете назвать их?

Дети: (Мартышка, мишка, лиса, зайка, еж и лягушка.)

Воспитатель : Верно. Молодцы!

III. Итог занятия.

Винни – Пух очень доволен, как вы сегодня работали. Ребята напомним Винни – Пуху, что мы делали на занятии.  

- О чем говорили? Чем занимались?  Что нового узнали?   Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: “ИГРУШКИ”

·        Упражнять детей в образовании прилагательных («Из чего сделана?)»;в формировании сложноподчиненного предложения с противительным союзом «а»; в согласовании ...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме "Игрушки"

Конспект  НОД по развитию речи в средней группе по теме "Игрушки"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Игрушки»

занятие способствует формированию связнойречи дошкольников...

Конспект занятия по связной речи в старше группе на тему: «Игрушки» с использованием технологии Синквейн.

СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии. СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оцено...

Конспект занятия по развитию речи для младшей группы на тему: "Игрушки"

Цель: расширять представления детей об игрушкахЗадачи:Образовательные:- закреплять знания детей об игрушках- учить детей различать и называть качества предметов- учить правильно использовать в речи пр...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки»

Задачи.·         Упражнять детей в образовании прилагательных («Из чего сделана?)»;в формировании сложноподчиненного предложения с противител...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки»

Задачи.·         Упражнять детей в образовании прилагательных («Из чего сделана?)»;в формировании сложноподчиненного предложения с противител...