Проект с детьми подготовительной к школе группе на тему: "Здравствуй сказка!"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Вид проекта: познавательно – развлекательный, краткосрочный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Здравствуй сказка!"312.17 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ г. ИСТРЫ

ПРОЕКТ

НА ТЕМУ: "ЗДРАВСТВУЙ СКАЗКА"

 с детьми подготовительной к школе группе

                                 

РАЗРАБОТАЛА: воспитатель Ерофеева Е.Н.

Февраль 2022 г.

Тема проекта: «Здравствуй сказка».

Вид проекта: познавательно – развлекательный, краткосрочный.

Сроки: с 01.02.2022 г. по 15.02.2022 г.

Актуальность:

Сказка древний жанр русского народного творчества. Она оказывает большое воспитательное действие, учит различать добро и зло. В сказке животные наделены различными, характерными человеку, чертами характера: (лиса – хитрая, волк – злой, медведь – неуклюжий, косолапый). В наше время воспитательная роль сказок является актуальной, особенно для дошкольного возраста. Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.

Дети стали меньше читать, электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу. 11 млн. человек заболели немыслимой ранее болезнью – интернетоманией. Говорят, мы сегодня живем совсем в иной культуре, чем 10-15 лет назад…

Цель проекта: 

  • Приобщить детей к высокохудожественной литературе, к произведениям устного народного творчества.
  • Формировать у детей запас литературных художественных впечатлений.
  • Прививать интерес к театрализованной деятельности.
  • Раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи:

  • Развивать познавательную активность дошкольников и коммуникативные качества.
  • Развивать умение использовать средства выразительности: позы, мимика, жесты, интонация, движения и разные виды театров: кукольный, би-ба-бо, пальчиковый, театр картинок и другие.
  • Наладить конструктивное взаимодействие с семьей ребенка.
  • Развивать традиции семейного чтения; приобщать детей к слушанию сказок и рассматриванию иллюстраций в книгах, которые читали их родителям в детстве.
  • Воспитывать бережное отношение к книгам.
  • Повысить уровень вовлеченности родителей в деятельность в ДОУ.

Участники проекта: дети, родители, воспитатель.

Предполагаемый результат: 

  • Развитие познавательной и коммуникативной активности; умение называть прочитанные сказки, героев сказок, их характеристики.
  • Развитие умения использовать различные средства выразительности, подражание героем сказок: жесты, мимику, интонация, движение, поза; умение использовать различные виды театров; принимать участие в совместно со взрослыми театрализованной деятельности.
  • Воспитание бережного отношения к книгам.
  • Налаживания конструктивного взаимодействия с семьей дошкольника.
  • Повышение процента вовлеченности родителей  в деятельность ДОУ.

Этапы реализации проекта:

  • Подготовительный этап: сбор информации, подготовка материалов.
  • Основной этап:

с детьми:

  1. Ежедневное чтение русских народных сказок;
  2. Рассматривание иллюстраций художников к сказкам;
  3. Пересказ прочитанных произведений;
  4. Рисование иллюстраций к сказкам воспитанниками;
  5. Лепка «Любимый персонаж сказки»;
  6. Инсценировки сказок, игры-драматизации;
  7. Разучивание присказок, поговорок, пословиц, небылиц, зачинов и концовки сказок;
  8.  Подбор цвета для каждого персонажа и цветовой гаммы всей сказки;
  9. Придумывание вопросов, адресованных сказочным персонажам;
  10. Подвижные, дидактические, коммуникативные игры с элементами волшебства.

с родителями:

  1. Консультация для родителей «Влияние русской народной сказки на развитие ребенка».
  2. Памятка для родителей.
  3. Подбор книг для выставки  «По дорогам  сказок».

        Заключительный этап: 

          1.Викторина «Ах, уж эти сказки!»

 2.Совместно с родителями оформление выставки книг «По дорогам     сказок».

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН  ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образовательная область

Виды деятельности

Сроки проведения

Речевое развитие

заучивание народных скороговорок, дразнилок, считалок

07.02.2022 г. (вечер)

14.02.2022 г. (вечер)

Чтение русских народных сказок

Ежедневно во второй половине дня

Пересказ прочитанных сказок

Ежедневно во второй половине дня

Помощь в оформлении выставки «По дорогам сказок»

14.02.2022 г.

Художественно-эстетическое  развитие

Рисование «Нарисуй иллюстрацию к любимой сказке»

Домашнее задание

Лепка «Любимый сказочный герой»

06.02.2022 г.

Рассматривание иллюстраций к сказкам

01.02.2022г. (вечер)

11.02.2022 г. (вечер)

Социально-коммукативное развитие

Театрализованная деятельность - Инсценировка сказок:  «Три медведя», «Гуси – лебеди», «Теремок», ,«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

02.02.2022 г. (вечер)

09.02.2022 г. (вечер)

Консультация с родителями «Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка»

02.02.2022 г.

Познавательное развитие

Сравнение сказочных персонажей из разных сказок

06.02.2022г. (утро)

13.02.2022 г. (утро)

Использование сказочности и сказочных персонажей в формировании элементарных математических понятий, в математических дидактических играх.

На занятиях по Формированию элементарных математических представлений

Дидактические игры: «Назови автора сказки», «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой? », «Чей костюм», «Кто и из какой сказки использовал данный предмет? », «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя».

06.02.2022 г. (утро)

13.02.2022 г. (утро)

Физическое развитие

Подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Два мороза», «У медведя во бору», «Палочка выручалочка», «Хитрая лиса», «Рыбак и рыбки», «Дети и волк», «Зайцы и медведь», «Волки и ягнята», «Ванюша и лебеди», «Волк и поросята».

Ежедневно на прогулке

 ВЫВОДЫ

 1. В результате совместной деятельности воспитанников дети приобщились к устному народному творчеству и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать.

 2. Родители воспитанников проявили интерес к чтению русских народных сказок, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.

 3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

  4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.

 ПРОЕКТ ПОЛНОСТЬЮ РЕАЛИЗОВАН.

Приложение №1

КОНСПЕКТ 

ВИКТОРИНЫ

НА ТЕМУ:

 «АХ, УЖ ЭТИ СКАЗКИ»

С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цель:

 Приобщить детей к русским народным сказкам. Закрепить и расширить знания о хорошо знакомых сказках; создать у детей радостное, эмоциональное настроение.

Задачи:

  • Обеспечить развитие кругозора детей с помощью игры «Путешествие по сказкам».
  • Способствовать закреплению знаний о прочитанных сказках. Обеспечить развитие психических процессов: речь, воображение, память мышление.
  • Дать характеристику героям сказок.
  •  Формировать художественно-речевые исполнительские способности.
  • Развивать интерес и любовь к сказкам.
  • Развивать речь детей в процессе беседы, умение употреблять в речи распространенные предложения.
  • Воспитывать любовь к художественной литературе.

Материал к занятию:

  •  иллюстрации к сказкам;
  •  картинки с изображениями сказочных персонажей;
  •  шапочки к сказкам «Репка» и «Колобок»;
  • фишки.

Методические приемы:

  • Наглядные: иллюстрации к сказкам, выставка детских рисунков, выставка книг с русскими народными сказками.
  • Словесные: беседа, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры;
  • Практические: игровые ситуации.

Интеграция образовательных областей:

  • «Познание»;
  •  «Коммуникация»;
  •  «Социализация»;
  •  «Чтение художественной литературы».

Ход игры.

Воспитатель: Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Очень рада вас видеть я!

   Приветствую вас на конкурсе веселых и находчивых

- Вы любите сказки? А почему вы их любите? Вы много сказок знаете?                        - Сейчас проверим. Давайте разделимся на две команды.

- Сегодня мы будем путешествовать по сказкам.

Задание № 1 «Разминка».

Воспитатель: Вспомните названия народных сказок (за каждый правильный ответ дается фишка).

Задание № 2 «Загадки»

 Воспитатель: Я загадаю вам загадки, а вы будете называть сказку или сказочного героя. Слушайте внимательно.

    Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишка,

Стали жить, да поживать.      

Да жильцов к себе пускать. (Теремок)

- Назовите тех, кто жил в теремке. Правильно, всего 6 героев.

      Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом,

Кто же были эти

Маленькие дети? (Козлята)

- Сколько было козлят в сказке?

   Воспитатель:  Сейчас потолкуем о книжке другой.

    Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко.

Не послушался кота,

Выглянул в окошко... («Петушок - золотой гребешок», русская народная сказка)

    Я от дедушки ушел.

Я от бабушки ушел,

Скоро к вам приду. («Колобок»)

   

   

Физкультминутка  

Задание № 3 «Название сказки»

Воспитатель: А теперь самое сложное задание: я буду называть сказочных героев, а вы, вспомните и назовите сказку, в которых они действуют.

1. Царь, три сына, стрела, болото. («Царевна-лягушка»)

2. Старик, три сына.  («Иванушка-дурачок»)

3. Девочка и три медведя. («Три медведя»)

4. Злая мать, дочь и падчерица, дед Мороз. («Морозко»)

Задание № 4 «Характеры героев»

Воспитатель: Подберите признаки к герою, изображенному на картинке: команда № 1 — Баба Яга; команда № 2 — Лиса; команда

           

(Баба Яга — злая, страшная, старая, уродливая, костлявая, костяная, оборванная и тд).;

(Лиса — хитрая, рыжая, пушистая, красивая, умная, теплая, лохматая, плутовка и т. д.);

Игра «Путаница»

   Одному художнику дали задание нарисовать иллюстрации к двум сказкам. Но он оказался очень рассеянным и невнимательно не прочитал сказки, поэтому все перепутал.

Давайте посмотрим, что у него получилось.

Воспитатель читает перепутанные тексты для каждой команды и просит исправить ошибки в тексте и на картинке.

Задание № 6. «Поиск клада».

Отыщем мы клад, только если пройдем по следующему маршруту: «шесть шагов налево, десять прыжков прямо, четыре шага на носочках вправо, теперь надо повернуться, да вокруг оглянуться». Что нового появилось в игровом уголке? (В уголке появились картинки с изображениями сказочных персонажей.)

Игра «Помоги героям сказок встретиться».

Для каждой команды — конверт с героями сказок. Картинки раскладываются на ковре, и по сигналу дети начинают собирать героев названной сказки.

Задание № 7.

Воспитатель: Я предлагаю вам стать артистами и показать отрывки из сказок:      

команда № 1 — «Колобок»;

команда № 2 -  «Теремок»

Воспитатель: Вот и подошел к концу наш праздник.

Продолжайте, дети, любить сказку.

Награждение.

                                                                          Приложение №2

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ

РАЗВИТИЮ (ЛЕПКА)

НА ТЕМУ:

 «ЛЮБИМЫЙ ПЕРСОНАЖ СКАЗКИ»

С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ГРУППЫ

Задачи:

- воспитывать интерес к персонажам сказок;

- продолжать учить детей в сюжетной лепке передавать пропорции и динамику;

- совершенствовать приемы лепки животных разными способами;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать лексико-грамматический строй речи детей.

Материал к занятию: пластилин, стеки, вода, тряпочки, дощечки.

Предварительная работа: Чтение и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и кувшин» и др.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Я хочу загадать вам несколько загадок. А вы должны вспомнить, из какой они русской народной сказки, какие герои этой сказки вам больше всего запомнились?

Первая загадка: Ребята, из какой сказки эти слова: «Ловись, ловись, рыбка, большая и малая»?

(Ответы детей).

Вторая загадка: Из какой сказки слова: «Высоко сижу, далеко гляжу»?

(Ответы детей).

Третья загадка: Из какой сказки слова: «Кто ел из моей чашки, кто сидел на моем стуле»?

(Ответы детей).

Воспитатель: А какие сказки вы еще знаете?

  1. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам  слепить любимый персонаж сказки?

 - Хотите?

- Тогда расскажите, что вы будите лепить?

(Вопросы к детям, с помощью которых воспитатель помогает уточнить содержание лепки, последовательность действий, нацеливает на поиск наиболее выразительных средств).

Физкультминутка.

  1. Самостоятельная работа детей.

4. Анализ работ (отмечает интересные сюжеты).

5.. Работы выставляются на подносе.

                         Приложение №3

Консультация для родителей

"ВЛИЯНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА"

  Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Еще в середине XIX века известный исследователь русской народной сказки А.Н.Афанасьев говорил: «Увлекаясь простодушною фантазией народной сказки, детский ум нечувствительно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями».

    Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Ритмичность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые привлекают внимание малыша, вызывают желание их повторять. Сказка побуждает юного слушателя произносить звукоподражания («му», «мяу», «ква-ква»), короткие, многократно звучащие в тексте фразы («бабка за дедку, дедка за репку»). Животные — герои сказок имеют не только имена, но и созвучные имени прозвища, которые невозможно не запомнить: лягушка-квакушка, мышка-норушка, зайчишка-трусишка, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи, проникается ее поэзией. Слушая русские народные сказки, маленький человек не только постигает родной язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости. Начав с коротеньких бесхитростных сказок о животных, ребенок постепенно дорастает до восприятия сложных поэтических образов волшебных сказок, которые требуют от него напряжения всех душевных сил.

Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости маленького слушателя. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он еще в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остается с человеком на всю жизнь.

Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что малыш сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки.

В русской народной сказке добро неизменно побеждает зло, но путь к этой победе долог, и герой проходит через тяжкие испытания. Так мудрый народ-рассказчик закаляет душевные силы растущего человека. Слушая сказки, ребенок убеждается, что мужество, стойкость и преданность способны преодолеть любое зло, каким бы страшным оно ни казалось. Именно на этих примерах воспитываются такие важные человеческие качества, как оптимизм, вера в свои силы, настойчивость в достижении поставленной цели.

Кроме того, сказки развивают воображение маленького человека, учат его фантазировать. А ведь детские фантазии — необходимое условие полноценного развития личности ребенка, залог его душевного благополучия. В дошкольном возрасте фантазия выступает как средство усвоения жизненного опыта. В педагогической практике есть примеры того, как ребенок, в силу неправильного воспитания лишенный возможности фантазировать, вырастая, начинает сомневаться в существовании вполне реальных, но необычных вещей.

Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости — она еще и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни.

Морально-этические проблемы в произведениях народного творчества выходят на передний план. В них безжалостно высмеиваются людские пороки: жадность и глупость, трусость и хвастовство. Сказки пробуждают в ребенке лучшие чувства, стараясь уберечь его от черствости и эгоизма. От юного слушателя часто требуется активное участие: помощь героям сказки в трудных ситуациях, поиск путей решения проблем, то есть необходимо осмысление событий, происходящих в сказке, принятие самостоятельных решений. Ребенок должен подумать и найти выход из сложившейся ситуации, а также суметь связно изложить ход своих мыслей, доказать свою правоту.

Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают свою речь и интонацию.

           Читайте рассказывайте своим детям русские народные сказки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Здравствуй, зимушка - зима"

Открытое занятие по речевому развитию на тему: "Здравствуй, зимушка-зима"...

КОНСПЕКТ ДОСУГА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ЗДРАВСТВУЙ ЗИМУШКА ЗИМА»

Мы любим зиму не только за пушистый снег и бодрящий морозец, но и за череду веселых зимних праздников с подарками и сюрпризами для детей и взрослых....

Познавательно-творческий проект в подготовительной к школе группе на тему "Здравствуй, Дедушка Мороз!"

Проект проводится с целью обогащения представлений детей о жизни Деда Мороза, его Дне рождении; формирования нравственных качеств ребенка через приобщение к традициям и культуре родного края....

Познавательно-творческий проект в подготовительной к школе группе на тему "Здравствуй, Дедушка Мороз!"

Проект проводится с целью обогащения представлений детей о жизни Деда Мороза, его Дне рождении; формирования нравственных качеств ребенка через приобщение к традициям и культуре родного края....

Познавательно-творческий проект с детьми подготовительной к школе группы: «Знакомство с творчеством В.В. Бианки через сказку «Совушка».

Произведение В.В. Бианки способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, и являются неотъемлимой частью экологического восптания детей....

Педагогический проект с детьми подготовительной к школе группой "Путешествие по Русским народным сказкам".

Дошкольный возраст является решающим этапом в создании фундамента физического и психического здоровья ребенка.  «Сказкотерапия» - коррекционная здоровьесберегающая технология, посредс...