Развитие речи
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx827.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Тема: «Гласный звук [И], буквы И, и»

 Цель:

  •  Ознакомление детей с речевым гласным звуком [И]

Задачи:

  • Познакомить детей с речевым гласным звуком. с буквой И. Дать понятие о характерных признаках гласного звука [И]. Познакомить с буквой И, Учить соотносить букву и звук.
  • Формировать умение проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие, глухие).
  • Совершенствовать умение определять местонахождение определенного звука в слове (начало, середина, конец слова)
  • Развивать фонематический слух.
  • Закреплять умения работать с картами, которые помогают определить место звука в слове.
  • Воспитывать самостоятельность в выполнении задания.
  • Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова на слоги.
  • Развивать логическое мышление, произвольное внимание, интерес к учебной деятельности.

Наглядный материал:

  • конверт с письмом (от феи Динь-Динь),
  • Коробка-загадка с буквами синего, красного, зеленого цвета;
  • плакат с гласными буквами;

Конверты с заданиями:

  • 1-й конверт "буквы и звуки"
  • 2-й конверт "Подели слова на слоги и определи их количество"
  • 3-й конверт Дидактическая игра "Назови правильно листья»
  • 4-й конверт  Игра  «Эхо»
  • 5-й-конверт Нарисуй букву И в воздухе, напиши в тетради
  • 6-й-конверт ига «Найди звук»

    Ход занятия

Сегодня  замечательный  день  и  у  нас  у  всех  хорошее  настроение.  Мне

очень  хочется,  чтобы  такое  настроение  у  вас  сохранилось  до  самого  вечера!  

Давайте    подарим  свою  добрую  и  красивую  улыбку  друг  другу.  Надеюсь  вы

сегодня постараетесь. Повторим хором правила правильной речи  -  

Каждый день, всегда, везде

На занятиях, в игре

Громко, чётко говорим,

Никуда мы не спешим.

К нам сегодня  пришел ослик Иа.

Сегодня  замечательный  день  и  у  нас  у  всех  хорошее  настроение.  Мне

очень  хочется,  чтобы  такое  настроение  у  вас  сохранилось  до  самого  вечера!  

Давайте    подарим  свою  добрую  и  красивую  улыбку  друг  другу.  Надеюсь  вы

сегодня постараетесь. Повторим хором правила правильной речи  -  

Каждый день, всегда, везде

На занятиях, в игре

Громко, чётко говорим,

Никуда мы не спешим.

К нам сегодня  пришел ослик Иа.  

Послушайте задание от ИА:  Ира с Игорем играли,

Сегодня замечательный день и у нас у всех хорошее настроение. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера! Давайте подарим свою добрую и красивую улыбку друг другу.

Как хорошо, когда много друзей

Вместе нам жить всегда веселей

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Надеюсь вы сегодня постараетесь. Повторим хором правила правильной речи.

Каждый день, всегда, везде.

На занятиях, в игре.

Громко, четко говорим,

Ни куда мы не спешим.

-Тихонько садитесь, продолжаем наше занятие.Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой конверт.

C:\Users\User\Desktop\8 марта\письмо.jpg

Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны? (ответы детей)

Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает: «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный конверт с заданиями. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе, и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час! Динь-Динь»

- Вот так сюрприз. Динь-Динь прислала нам свои задания. Ну что, постараемся справиться и выполнить эти задания? (Да).

Воспитатель достает «Коробку-загадку», в которой лежат буквы разных цветов, гласные - красные, согласные- синие, мягкие согласные - зеленые. Дети достают букву говорят какой звук обозначается этой буквой и затем придумывают слово на заданный звук. Каждый ребенок, который правильно придумал слово, садится на своё место за столом и выкладывает данную букву на столе палочками.

 Давайте с вами вспомним все гласные , которые обозначаются этими буквами и сделаем гимнастику для наших губок. https://cv01.studmed.ru/b758d9ba7fb/ae0b024.jpg

А-У- О-Ы--Э-Я-Ю-Ё-И-Е (выполняется упражнение).

-Итак, открываем первый конверт и читаем, что же за задание в нем находится

1 задание: «Буквы и звуки»

- Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?

(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

https://66000142.xn--e1agmmh.xn--p1ai/upload/1435/images/big/57/ea/57ead6af276a58a1410daa0d35280822.jpg

https://ryabushko-idz.ru/800/600/https/ds04.infourok.ru/uploads/ex/0a59/00142e98-7ac2224f/img2.jpghttps://ryabushko-idz.ru/800/600/https/ds04.infourok.ru/uploads/ex/0a59/00142e98-7ac2224f/img2.jpg

- Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?

(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)

- Какими бывают звуки? звуки бывают гласными и согласными (твердые и мягкие, глухие и звонкие)

https://shareslide.ru/img/thumbs/db89362d047ef0f69fe7e218fc5ceaba-800x.jpg

- Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки.

- Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими)

- Ребята, как определить звук глухой или звонкий? (приложить руку к шее и произнести звук, если есть вибрация - значит звук звонкий, если нет, то глухой.

- Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

- Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

- Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).

- Как мы обозначаем звонкий согласный звук? (колокольчиком)

- Как мы обозначаем глухой согласный звук? (шапочкой)

Воспитатель: Молодцы, с первым заданием вы справились.

Открываем второй конверт и читаем следующее задание.

2. «Подели слова на слоги и определи их количество»

Воспитатель: Сейчас я буду показывать предметы. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Ребята напомните мне как можно определить сколько слогов в слове? (прохлопать это слово, посчитать гласные звуки) Картинки или предметы: кни-га, аль-бом, пе-нал, кра-ски, ка-ран-даш, мел.

-Молодцы мы справились еще с одним заданием Динь-Динь.

Воспитатель: Открываем следующий конверт.

3. Дидактическая игра " Назовите правильно листья (с опорой на картинки)."

Лист дуба – дубовый.
Лист берёзы – берёзовый.
Лист липы – липовый.
Лист рябины – рябиновый.
Лист осины – осиновый.
Лист клёна – кленовый.
Шишка сосны – сосновая.
Шишка ели – еловая.                                                                      

Физкультминутка  "Мы – листики осенние"

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

(Дети имитируют действия «листочков» по тексту стихотворения: летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся, садятся на корточки и снова садятся.)

4. Дидактическая игра "Эхо"(именительный падеж множ. числа существительных)

Дыня – дыни, муха-, нога-, конь-, книга-, окно-, мак-, петух-, улитка-, утка-, утюг-, утенок-, паук-, дом-, лебедь-, индюк-, линейка-, калитка-.

-Хорошо. А нас ждет следующий конверт.

5. Подведение к теме. Нарисуй букву И в воздухе, напиши в тетради

— Ребята, фея Динь-Динь приготовила для вас загадки, я сейчас вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать. Но я буду спрашивать только тех, кто поднимает руку.

Острый нос, а в ухе нить
Из кусочков ткани сшить
Фрак портному помогла
Эта тонкая..(
Игла)

 

Это детская площадка.

Мячик здесь, ведро, лопатка.

И мальчишки, и девчушки

Принесли с собой… (игрушки)

На доску вывешиваются картинки.

— Какой звук слышится в начале слова игла, игрушки?

— Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой «И».

 -Давайте вместе произнесем звук «И». Губы растягиваем в улыбке, открываем рот и произносим «И».

-Протяните звук И тихо, теперь громко.

-Что губки  делают,  когда  мы  говорим  этот  звук? (растягиваются в улыбке).

-Давайте проверим, какой это  звук  (гласный  или  согласный)?

-Как вы поняли что это гласный? (можно пропеть)

-Что делает язычок? (лежит) Встречается ли какая-нибудь преграда? (нет)-Каким цветом мы будем обозначать звук И? (красным) Почему? (он гласный).

 -Ребята давайте букву И напишем пальчиком в воздухе, а потом в тетради.

6. Игра: «Найди заданный звук [И] в слове» 

На каждого ребенка раздается задание с картинками в которых присутствует звук «И» в начале, середине и конце слова. Перед тем как дети начнут выполнять задание, воспитатель просит взять картинки и проговорить, какие картинки видит ребенок, после начать выполнять задание самостоятельно, после выполнения воспитатель вместе с детьми подводит итоги данного задания.

https://logoped18.ru/images/zvukoznayka-i.jpg

Итог: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Динь-Динь.

Скажите, вам понравилось наше занятие? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...