Развитие речи
материал по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
Тема: «Гласный звук [И], буквы И, и»
Цель:
- Ознакомление детей с речевым гласным звуком [И]
Задачи:
- Познакомить детей с речевым гласным звуком. с буквой И. Дать понятие о характерных признаках гласного звука [И]. Познакомить с буквой И, Учить соотносить букву и звук.
- Формировать умение проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие, глухие).
- Совершенствовать умение определять местонахождение определенного звука в слове (начало, середина, конец слова)
- Развивать фонематический слух.
- Закреплять умения работать с картами, которые помогают определить место звука в слове.
- Воспитывать самостоятельность в выполнении задания.
- Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова на слоги.
- Развивать логическое мышление, произвольное внимание, интерес к учебной деятельности.
Наглядный материал:
- конверт с письмом (от феи Динь-Динь),
- Коробка-загадка с буквами синего, красного, зеленого цвета;
- плакат с гласными буквами;
Конверты с заданиями:
- 1-й конверт "буквы и звуки"
- 2-й конверт "Подели слова на слоги и определи их количество"
- 3-й конверт Дидактическая игра "Назови правильно листья»
- 4-й конверт Игра «Эхо»
- 5-й-конверт Нарисуй букву И в воздухе, напиши в тетради
- 6-й-конверт ига «Найди звук»
Ход занятия
Сегодня замечательный день и у нас у всех хорошее настроение. Мне
очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера!
Давайте подарим свою добрую и красивую улыбку друг другу. Надеюсь вы
сегодня постараетесь. Повторим хором правила правильной речи -
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Громко, чётко говорим,
Никуда мы не спешим.
К нам сегодня пришел ослик Иа.
Сегодня замечательный день и у нас у всех хорошее настроение. Мне
очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера!
Давайте подарим свою добрую и красивую улыбку друг другу. Надеюсь вы
сегодня постараетесь. Повторим хором правила правильной речи -
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Громко, чётко говорим,
Никуда мы не спешим.
К нам сегодня пришел ослик Иа.
Послушайте задание от ИА: Ира с Игорем играли,
Сегодня замечательный день и у нас у всех хорошее настроение. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера! Давайте подарим свою добрую и красивую улыбку друг другу.
Как хорошо, когда много друзей
Вместе нам жить всегда веселей
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Надеюсь вы сегодня постараетесь. Повторим хором правила правильной речи.
Каждый день, всегда, везде.
На занятиях, в игре.
Громко, четко говорим,
Ни куда мы не спешим.
-Тихонько садитесь, продолжаем наше занятие.Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой конверт.
Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны? (ответы детей)
Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает: «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный конверт с заданиями. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе, и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час! Динь-Динь»
- Вот так сюрприз. Динь-Динь прислала нам свои задания. Ну что, постараемся справиться и выполнить эти задания? (Да).
Воспитатель достает «Коробку-загадку», в которой лежат буквы разных цветов, гласные - красные, согласные- синие, мягкие согласные - зеленые. Дети достают букву говорят какой звук обозначается этой буквой и затем придумывают слово на заданный звук. Каждый ребенок, который правильно придумал слово, садится на своё место за столом и выкладывает данную букву на столе палочками.
Давайте с вами вспомним все гласные , которые обозначаются этими буквами и сделаем гимнастику для наших губок.
А-У- О-Ы--Э-Я-Ю-Ё-И-Е (выполняется упражнение).
-Итак, открываем первый конверт и читаем, что же за задание в нем находится
1 задание: «Буквы и звуки»
- Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?
(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
- Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?
(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)
- Какими бывают звуки? звуки бывают гласными и согласными (твердые и мягкие, глухие и звонкие)
- Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки.
- Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими)
- Ребята, как определить звук глухой или звонкий? (приложить руку к шее и произнести звук, если есть вибрация - значит звук звонкий, если нет, то глухой.
- Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
- Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
- Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).
- Как мы обозначаем звонкий согласный звук? (колокольчиком)
- Как мы обозначаем глухой согласный звук? (шапочкой)
Воспитатель: Молодцы, с первым заданием вы справились.
Открываем второй конверт и читаем следующее задание.
2. «Подели слова на слоги и определи их количество»
Воспитатель: Сейчас я буду показывать предметы. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Ребята напомните мне как можно определить сколько слогов в слове? (прохлопать это слово, посчитать гласные звуки) Картинки или предметы: кни-га, аль-бом, пе-нал, кра-ски, ка-ран-даш, мел.
-Молодцы мы справились еще с одним заданием Динь-Динь.
Воспитатель: Открываем следующий конверт.
3. Дидактическая игра " Назовите правильно листья (с опорой на картинки)."
Лист дуба – дубовый.
Лист берёзы – берёзовый.
Лист липы – липовый.
Лист рябины – рябиновый.
Лист осины – осиновый.
Лист клёна – кленовый.
Шишка сосны – сосновая.
Шишка ели – еловая.
Физкультминутка "Мы – листики осенние"
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
(Дети имитируют действия «листочков» по тексту стихотворения: летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся, садятся на корточки и снова садятся.)
4. Дидактическая игра "Эхо"(именительный падеж множ. числа существительных)
Дыня – дыни, муха-, нога-, конь-, книга-, окно-, мак-, петух-, улитка-, утка-, утюг-, утенок-, паук-, дом-, лебедь-, индюк-, линейка-, калитка-.
-Хорошо. А нас ждет следующий конверт.
5. Подведение к теме. Нарисуй букву И в воздухе, напиши в тетради
— Ребята, фея Динь-Динь приготовила для вас загадки, я сейчас вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать. Но я буду спрашивать только тех, кто поднимает руку.
Острый нос, а в ухе нить
Из кусочков ткани сшить
Фрак портному помогла
Эта тонкая..(Игла)
Это детская площадка.
Мячик здесь, ведро, лопатка.
И мальчишки, и девчушки
Принесли с собой… (игрушки)
На доску вывешиваются картинки.
— Какой звук слышится в начале слова игла, игрушки?
— Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?
Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой «И».
-Давайте вместе произнесем звук «И». Губы растягиваем в улыбке, открываем рот и произносим «И».
-Протяните звук И тихо, теперь громко.
-Что губки делают, когда мы говорим этот звук? (растягиваются в улыбке).
-Давайте проверим, какой это звук (гласный или согласный)?
-Как вы поняли что это гласный? (можно пропеть)
-Что делает язычок? (лежит) Встречается ли какая-нибудь преграда? (нет)-Каким цветом мы будем обозначать звук И? (красным) Почему? (он гласный).
-Ребята давайте букву И напишем пальчиком в воздухе, а потом в тетради.
6. Игра: «Найди заданный звук [И] в слове»
На каждого ребенка раздается задание с картинками в которых присутствует звук «И» в начале, середине и конце слова. Перед тем как дети начнут выполнять задание, воспитатель просит взять картинки и проговорить, какие картинки видит ребенок, после начать выполнять задание самостоятельно, после выполнения воспитатель вместе с детьми подводит итоги данного задания.
Итог: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Динь-Динь.
Скажите, вам понравилось наше занятие? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...