"Азбука безопасности"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Алексеева Анна Алексеевна

- Закреплять знания детей о безопасном поведении в различных ситуациях и создавать условия для применения этих знаний на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_bezopasnosti.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта ООД по развитию речи для детей подготовительной к школе группы

Тема занятия: «Азбука безопасности»

Возрастная группа: подготовительная группа

Образовательные области: речевое развитие

Цель занятия: Углубить и расширить знания детей о безопасном поведении в различных ситуациях и условиях.

Задачи занятия

Образовательные:

- Закреплять знания детей о безопасном поведении в различных ситуациях и создавать условия для применения этих знаний на практике.

- Продолжать формировать умение строить предложения, отвечать на вопросы «полными ответами».

- Упражнять детей в умении действовать по условному сигналу; закреплять умение ориентироваться в пространстве.

- Закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять её.

Развивающие:

- Развивать познавательную активность, внимание, речь, мышление, память, общую моторику, развивать познавательный интерес.

Воспитательные:

- Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия, активность и самостоятельность.

- Воспитывать сознательное отношение к соблюдению правил безопасности, ценностное отношение к своему здоровью; воспитывать ответственность.

Словарная работа:

Планируемые результаты занятия:  дети достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения

Подготовительная работа: Чтение сказок «Путаница», Незнайка и его друзья», просмотр разных иллюстраций к разнообразным сказкам. Повторение правил пожарной безопасности. Создание рисункам по прочитанным сказкам.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, предметы для  игры «Что используют для тушения пожара?» (песок, вода, огнетушитель, горшок с комнатным растением, плотное одеяло, полотенце), разрезные дорожные знаки, предметы для игры «Опасные предметы» (таблетки, бусы, ножницы, нож, топор, дезодорант, чайник, стеклянная банка, миксер, спички, градусник), мяч.

Ход занятия.

Этапы

занятия

Задачи этапа

Деятельность

воспитателя

Методы, формы и приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Мотивационно -побудительный этап

Заинтересовать детей темой занятия.

Развивать желание делится знаниями.

- Мы с вами много беседовали о безопасном поведении, играли в дидактические игры, искали правильные пути выхода из опасных ситуаций. Вы многое узнали и многому научились. И сегодня, виртуальная книга «Азбука безопасности» приглашает нас всех к себе в гости. Повернитесь, пожалуйста, к экрану. Вот она, «Азбука безопасности»! (Слайд «Азбука безопасности».)

- Хотите пролистать виртуальную книгу и показать себя настоящими экспертами в вопросах безопасности?

-  Я скажу волшебные слова, и книга оживёт:

Светом знаний озаряйся,

Страница книги открывайся!

ИКТ

Дети подходят к педагогу и внимательно слушают.

Дети отвечают

Изъявляют желание говорить о безопасности, делится полученными знаниями, узнавать новое.

Проявляют интерес к виртуальной книге. И желают стать экспертами в вопросах безопасности

2.

Организационно- поисковый (основной) этап

Закреплять знания детей о безопасном поведении в различных ситуациях и создавать условия для применения этих знаний на практике.

Продолжать формировать умение строить предложения, отвечать на вопросы «полными ответами».

Упражнять детей в умении действовать по условному сигналу; закреплять умение ориентироваться в пространстве.

Воспитывать сознательное отношение к соблюдению правил безопасности, ценностное отношение к своему здоровью; воспитывать ответственность.

Развивать познавательную активность, внимание, речь, мышление, память, общую моторику, развивать познавательный интерес

Уточнить название дорожных знаков.

Продолжать формировать умение строить предложения, отвечать на вопросы «полными ответами

Закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять её.

- Проходите за мной, садитесь на стулья.

Сядьте, пожалуйста, правильно.

Посмотрите на первую страницу нашей книги. (Слайд «Путаница».)

Из какого произведения эта иллюстрация?

- Кто написал это произведение?

Показ фрагмента из мультфильма «Путаница» (А лисички взяли спички, к морю синему пошли…)

- Ребята, давайте вспомним о правилах пожарной безопасности?

- Дети, на экран внимательно смотрите,

По картинкам правила пожарной безопасности нам говорите.

Дидактическая игра «Сформулируй правило»

(На слайдах - картинки по пожарной безопасности.

1 картинка - «нельзя играть со спичками»

- Почему говорят «В одном коробке сто пожаров»?

2 картинка - «нельзя разжигать костры вблизи деревянных построек»

- А детям можно разжигать костры?

3 картинка - «нельзя сушить бельё над плитой»

- Почему?

4 картинка - «нельзя включать газ, если рядом нет взрослых».

5 картинка - слайд «если случился пожар, сообщи взрослым или вызови пожарную службу».

- Куда и по какому номеру будем звонить в случае пожара? (01, 112)

6 картинка - слайд «нельзя оставлять без присмотра включенные электроприборы».

7 картинка - слайд «нельзя оставлять костёр незатушенным».

- А дети могут разжигать костры, соблюдая все правила пожарной безопасности? Где могут взрослые разжигать костёр?

8 картинка - слайд «надо знать пути эвакуации во время пожара».

- А есть ли у нас в детском саду такой план? Где он расположен? Какое главное правило нужно выполнять детям при эвакуации из здания?

- А теперь я приглашаю всех выйти в центр зала и поиграть в игру «Учебная эвакуация». Давайте покажем, как мы умеем чётко и организованно выполнять команды.

- В одну шеренгу за Матвеем становись 1,2. Направо 1,2. Налево 1,2. Правую руку вверх 1,2. Левую руку вверх 1,2. Обе руки вниз 1,2. Кругом 1,2. Налево 1,2. В обход по группе за Матвеем шагом марш 1,2. Идём на свои места.

- Молодцы, справились, все команды выполняли чётко и организованно. А теперь посмотрите на эти предметы. Как можно их назвать?

Дидактическая игра «Что используют для тушения пожара?»

(Перед детьми разложены предметы - песок, вода, огнетушитель, горшок с комнатным растением, плотное одеяло, полотенце.)

- Главное правило, которое должны выполнять дети при обнаружении пожара?

Ну а поскольку вы у нас являетесь настоящими экспертами по безопасности, то попробуйте ответить на следующие вопросы.

- Чем можно потушить костёр на природе?

- Какие действия должны быть при возгорании электропроводки?

- Какие действия будут при возгорании телевизора?

Почему нельзя тушить водой включенный в сеть телевизор?

- Если возгорание произошло в автомобиле?

- А можно ли пользоваться лифтом во время эвакуации при пожаре?

- Почему нельзя открывать настежь окна и двери во время пожара?

- Если начался пожар, то главная опасность это едкий дым. Какие подручные средства можно использовать в задымлённом помещении?

- Молодцы, ребята. 

Я скажу волшебные слова, и книга снова оживёт.

Светом знаний озаряйся,

Следующая страница книги открывайся! (Слайд «Незнайка и его друзья».)

- Как называется это произведение?

- Незнайка наш - проказник, озорник, и слушаться совсем он не привык! Он очень любит играть в мяч, бегать, прыгать и скакать!

- Где Незнайка играет в мяч?

- Дети, разве можно играть на дороге?

- Это одно из важных правил дорожного движения! А если не соблюдать правила дорожного движения, что может случиться?

- Давайте вспомним правила дорожного движения. И вот наше задание - «Дорожный кроссворд».

1. Какой переход самый безопасный?

- А где ещё можно переходить улицу?

2. Какая часть улицы предназначена для пешеходов?

3. За что должны держать родители своего ребёнка при переходе улицы?

4. Три моих волшебных глаза управляют всеми сразу

- А можно ли начинать движение при жёлтом сигнале светофора?

5. Выходя на улицу, приготовь заранее,

Вежливость и сдержанность, а главное .... (внимание)

6. Если грузовой и легковой автомобили едут с одинаковой скоростью, то какой из них остановится быстрее?

- Когда автомобиль остановится быстрее: летом или зимой, на мокрой или на сухой дороге?

7. Какой сигнал светофора запрещает автомобильное и пешеходное движение?

1. п о д з е м н ы й

2. т р о т у а р

3. з а п я с т ь е

4. с в е т о ф о р

5. в н и м а н и е

6. л е г к о в о й

7. к р а с н ы й

- Какое ключевое слово получилось?

Без чего невозможно обходиться при движении по улице?

Что ещё нам может помочь при движении по улице?

Поиграем в игру «Собери дорожный знак». Давайте разделимся на 3 команды. Каждой команде нужно постараться и собрать из частей целое, воссоздать дорожный знак и назвать его. (Ведущий делит детей на 3 команды, для каждой команды заранее приготовлен дорожный знак, разрезанный на 3 части.

- Какой знак у вас?

К какой группе знаков он относится?

Какие ещё предупреждающие знаки вы знаете?

- Какой знак у вас?

К какой группе знаков он относится?

Какие ещё информационно-указательные знаки вы знаете?

- Какой знак у вас?

К какой группе знаков он относится?

Какие ещё запрещающие знаки вы знаете?

- Молодцы! Справились с заданием. Смотрите на экран.

Светом знаний озаряйся,

Следующая страница книги открывайся!

(Слайд «Бармалей».)

- Вспомните, какие слова говорил Бармалей про маленьких детей?

И мне не надо ни мармелада, ни шоколада,

Люблю пугать я маленьких детей!

- Ребята, если вас Бармалей позовёт в гости и будет угощать вас вкусными чупа-чупсами, вы пойдёте?

-А если он скажет: «Я дам вам поиграть в свой ноутбук, у меня тут новая интересная игра!»?

- А если скажет, что даст вам погладить своего пушистого маленького котёнка?

Почему?

- Молодцы! Вставайте в круг, поиграем в игру «Эксперты безопасности». Пока звучит музыка, передаём мяч по кругу. Как только музыка прерывается, у кого мяч остался в руках, отвечает на поставленный вопрос.

- Какое правило безопасности нарушила Красная шапочка?

- Какое правило безопасности нарушила Машенька из сказки «Три медведя»?

- Какое правило безопасности нарушил Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?

- Как звали героиню сказки, которая нарушила правило: не стойте и не сидите в тех местах, где можно упасть в воду?

- Какое правило нарушил Кай при встрече со Снежной королевой?

- Молодцы! Хорошо поиграли. Посмотрите на экран.

Светом знаний озаряйся,

Следующая страница книги открывайся!

(Слайд «Айболит».)

- Ребята, а вы заботитесь о своём здоровье?

Какие правила вы должны выполнять, чтобы быть здоровыми?

- В чемоданчике Айболита лежат разные предметы. На предметы посмотрите, в чём их вред вы расскажите! Поиграем в игру «Опасные предметы». Все предметы, которые лежат в чемоданчике, нам необходимы и даже приносят пользу. Но есть ситуации, в которых эти предметы становятся опасными. Вам необходимо достать предмет, назвать его и ситуацию, в которой этот предмет может стать опасным. 

- Молодцы, справились с заданием!

Использование ИКТ

Фрагмента из мультфильма «Путаница»

Дидактическая игра «Сформулируй правило»

Иллюстрации

«Учебная эвакуаци».

Дидактическая игра «Что используют для тушения пожара?»

Использование ИКТ

«Дорожный кроссворд».

Игра «Собери дорожный знак». Знаки

«Эксперты безопасности».

Муз. сопровождение

Слайд «Айболит»

«Опасные предметы».

Дети проходят за педагогом и садятся на стулья

«Путаница»

К.И.Чуковский

Дети обращают внимание, что спички это не игрушка.

Дети рассматривают картинку, формулируют по картинке правило, отвечают на дополнительные вопросы

Пояснение детей по работе с картинками

Дети выходят в центр зала, выполняют команды ведущего.

Дети отвечают на вопросы, показывая на эти предметы

сказать взрослым, если взрослых нет - вызвать пожарных и покинуть место пожара

Земля, вода, песок

Обесточить, песок, земля, огнетушитель

Обесточить, накрыть плотным одеялом

Произойдёт короткое замыкание

Огнетушитель

Нет

Воздух способствует разгоранию огня.

Смочить ткань водой и закрыть нос и рот, часто приседать, пробираться к выходу ползком.

Проявляют желание на дальнейшую работу, помогают проговаривать волшебные слова

«Приключение Незнайки и его друзей»

Незнайка играет в мяч на дороге

Ответы детей

Подземный

Тротуар

За запястье

Светофор

Внимание

Легковой

Красный

Правила

Отвечают на вопросы педагога

Дети делятся на 3 команды, что бы собрать знаки

Дети собирают дорожный знак, называют его и определяют группу, к которой данный дорожный знак относится

«Дети».

Предупреждающий.

«Пешеходный переход».

информационно-указательный

«Въезд запрещён».

Запрещающий

Я кровожадный, я беспощадный,

Я злой разбойник Бармалей!

Нет

Ответы детей

Потому что  подходить к незнакомцам опасно

Проявляют интерес поиграть в игру

Шла одна через лес, заговорила с волком, всё ему рассказала

Пошла в лес одна, заблудилась, зашла в чужой дом

Не слушался старших, попил из лужи

Алёнушка.

Зацепился за её сани

Заниматься спортом, гулять, двигаться, есть полезные продукты, выполнять правила безопасности

Дети достают из чемоданчика по одному предмету (таблетки, бусы, ножницы, нож, топор, дезодорант, чайник, стеклянная банка, миксер, спички, градусник), называют предмет, формулируют опасные ситуации с участием данного предмета.)

Проявляют желание на дальнейшую работу

Обращают внимание на виртуальную страницу книги.

Знают произведение и писателя.

С интересом смотрят фрагмент мультфильма

Знают правила техники безопасности, правильно формулируют ответы по просмотренным иллюстрациям (картинкам)

Четко и организованно выполняют команды.

Знают и правильно проговаривают правило при обнаружении пожара.

Четко, полным ответом отвечают на вопросы

Знают героя, произведение и писателя.

Правильно определяют ошибки незнайки.

Работают вместе. Сообща. Не перебивая друг друга. Дают правильные ответы на вопросы педагога и получают ключевое слово

Умеют делится на команды.

Правильно собирают знаки, знают их название и определяют группу к которым они относятся

Узнают героя сказки, поясняют автора произведение и название сказки.

Цитируют строки.

Отвечают полными ответами

Знают, что к незнакомым подходить нельзя.

Проявляют желание и интерес на дальнейший ход занятия

Умеют формулировать предложения и отвечать полным ответом.

Знают правила ЗОЖ

Правильно определяют и поясняют опасные предметы.

3.

Рефлексивно–корригирующий (заключительный) этап

Закреплять полученные знания и умения. Делится полученными знаниями

- Вот и закончилась наша книга, перевёрнута последняя страница.

- Ну что, понравилось вам путешествие по виртуальной книге?

- Что больше всего вам понравилось?

Какое задание было самым интересным?

Вопросы детям

Чётко и сформулированно отвечают на вопросы педагога.

Радуются положительным результатом своих знаний.

Проявляют положительные эмоции от проделанной работы и положительных результатов. Делятся впечатлениями друг с другом. Чётко и полным ответом отвечают на поставленные вопросы педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по безопасности дорожного движения в старшей группе "Азбука безопасности"

Материал позволяет в музыкально-игровой форме обучить детей правилам дорожного движения....

Конспект образовательной ситуации по безопасности деятельности детей с использованием игровой технологии в образовательном процессе «Азбука безопасности»

Цель: формирование у детей знаний о правилах дорожного движения.Задачи:Образовательные:-  познакомить детей с различными дорожными знаками;- закрепить представление детей о назначении светофора, ...

Сценарий беседы с применением ИКТ для детей среднего и старшего дошкольного возраста по тематической неделе «Безопасности» «Азбука безопасности».

Данный материал можно использовать для детей среднего и старшего дошкольного возраста при проведении тематической неделе "Безопасности"....

Спортивно - познавательный праздник по основам безопасности и жизнедеятельности из цикла «Азбука безопасности для подготовительной группы «Спички - не тронь, в спичках – огонь»

Занятие по пдд  в подготовительной группе проводилось для  обеспечения  безопасного, здорового  образа жизни,  чтобы научить детей правилам безопасного пребывания  дома, ...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект развлечения в старшей группе по безопасности "Азбука безопасности"

Задачи: Продолжать учить находить решение в проблемных ситуациях; закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Закреплять знания о правилах дорожного движения; развивать физические качеств...

Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности».

Расширение пространства, которое осваивает ребенок 4-го года жизни – от квартиры до помещений детского сада, от двора к улице и району своего города – неизбежно диктует необходим...