Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
консультация по развитию речи (младшая группа)

Поташенко Татьяна Владимировна

Учёные установили, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики.  Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_ruk_u_detey_rannego_vozrasta.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

Учёные установили, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики.  Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом.  Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Значение развития мелкой моторики очень велико : 

  • Повышает тонус коры головного мозга.
  • Развивает речевые центры коры головного мозга.
  • Стимулирует развитие речи ребенка.
  • Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
  • Способствует улучшению артикуляционной моторики.
  • Развивает чувство ритма и координацию движений.
  • Подготавливает руку к письму.
  • Поднимает настроение ребенка.

 Образовательные области, затрагиваемые при развитии мелкой моторики рук :

-- Познавательное развитие (сенсорика РЭМП, окружающий мир, конструирование)

- Социально – коммуникативное развитие (овладение средствами общения, игры.

- Художественно – эстетическое разкитие (рисование, лепка, аппликация, Чтение художественной литературы (стихи, потешки, сказки)

- Физическое развитие (массаж, пальчиковая гимнастика.

 Цели и  задачи:

  • Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  • Совершенствовать движения рук, развивая психические  процессы:

-произвольное внимание; -логическое мышление; -зрительное и слуховое восприятие;

-память;

-речь детей.

Использовать можно и нужно весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность.

Это игры и упражнения, пальчиковые игры, изобразительная деятельность, массаж рук.

- Пальчиковые игры и предметами и без предметов

- Детский фольклор дает возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить к народной поэзии. Благодаря этому еще долго до ознакомления со сказками и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.

  Изобразительная деятельность:

Рисование - способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков. Рисование способствует  развитию  зрительно-двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика кисти и пальцев рук. Нестандартные приемы рисования: рисование ватными палочками, губкой, пальчиками.

Лепка - развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов и, кроме того, благотворно влияет на нервную систему.

Массаж ладоней и пальчиков рук - он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов.

Игры и прищепками и пуговицами.

Игры с прищепками - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.

Цель - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки.

Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике.

Игра очень нравится  малышам.

 В ходе этой игры у ежика появляются колючки, у солнышка - лучики, у домика - труба. Используя разноцветные прищепки, закрепляем цвета. Чтобы прицепить прищепку, ребенок прилагает усилие, чем укрепляет мышцы пальцев и кистей рук.

Пуговицы - открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и размеру.  Развивают у детей репродуктивное и творческое воображение, память, творческие способности, зрительно-моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук.

На платочках нашиты крупные пуговицы, малыши пристегивают вязаные цветы, и получается цветочная поляна.

Игры с крупными бусинами - развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно – моторную координацию, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей.

  Игры с игрушками:

Вкладыши - способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а также знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.

      Шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху»«внизу»«справа»«слева»;

- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

- способствуют развитию речи;

- развивают творческие способности.

      В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это, в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становления речи.

      Конструкторы и наборы строительных материалов - эти игрушки способствуют интеллектуальному развитию детей, формированию способностей к техническому творчеству, развивают моторику рук, создают в воображении ребенка некие идеалы цветов и форм. Так же вовлекают наглядно-образное мышление и память.

      Пирамидки – эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов.

     Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.

         Застегивание и расстегивание различных видов застежек – липучек, пуговиц, кнопок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В младшем дошкольном возрасте игры на развитие мелкой моторики очень важны для умственного развития детей....

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Полное планирование на учебный год по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста". Полностью разработаны задачи, создание развивающей среды, темы непосредственно образовательной деяте...

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста...

Пальчиковый игротренинг для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

В данной статье представлена развивающая методика "Пальчиковый игротренинг", которая позволяет развивать мелкую моторику рук детей в игровой форме....

План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста по средством нетрадиционной техники рисования" во второй группе раннего возраста

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники в  художественно-эстетическом развитии .Период работы  – один  год ( 2017-2018г.)Возраст ...