Конспект НОД: «Как появилась кукла»
план-конспект занятия по развитию речи

Игнатьева Надежда Игорьевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kukly.docx31.45 КБ
PDF icon prezentatsiya_kukly.pdf2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

в рамках реализации образовательной области

«Речевое развитие» на тему:

 «Как появилась кукла»

с детьми старшей группы

        Провела: воспитатель-Игнатьева Н.И.

        Присутствовало:  12  детей

        Дата проведения: 29.11.2017 г.

Конспект непрерывной образовательной деятельности

Возрастная группа: старшая

Тема НОД:  «Как появилась кукла»

Направление образования и развития (образовательная область): речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательная, социально-коммуникативная, физическая.

Цель: создать условия для формирования умения образовывать из существительного прилагательное, строить описательный рассказ с опорой на схему, совершенствования грамматического строя речи.

Задачи:         

-способствовать совершенствованию грамматического строя речи детей, умения по составлению предложений на заданную тему; формировать представления детей об истории возникновения куклы; активизировать в речи детей слова: оберег, безликая - лик, узор – призор –присмотр, забава, подол, фарфор;

- развивать связную речь, четкость, правильное звукопроизношение, мелкую и общую моторику, зрительное внимание;

-воспитывать взаимоуважение, бережное, заботливое отношение к игрушке

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Формы реализации детских видов деятельности: дидактические  игры: «Какая кукла», «Расскажи о кукле», физминутка «Кукла» ,ситуативное общение, постановка сказки «Теремок»

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Предварительная работа: рассматривание кукол оберегов, описание игрушек,  игры и упражнения по словообразованию, чтение художественной литературы, сказок и пересказ, составление описательных рассказов, словесные дидактические игры.

Оборудование:  большая коробка в ней большая кукла, маленькая коробочка в ней пальчиковый театр, проекторная доска и проектор, презентация «История куклы»

Ход НОД

Деятельность взрослого

Деятельность детей

I Вводная часть

Дети входят в группу, в центре комнаты, на коврике лежит большая коробка.

- Ребята, как вы думаете, что может быть в коробке?

Воспитатель предлагает вместе посмотреть. Они обнаруживают куклу.

Воспитатель напоминает о правилах приличия, предлагает поздороваться с куклой.

- Давайте поприветствуем гостью.

Кукла рассказывает, что прибыла она к ним из магазина. У нее там было много подружек, но никто из них не знает, как они появились, а ей и другим куклам очень интересно об этом узнать.

Дети интересуются, что в ней.

Догадки детей

Дети приветствуют куклу, интересуются как у нее дела, что привело ее в нашу группу.

II Основная часть

Воспитатель интересуется у детей, а знают ли они как появляются куклы.

- Как вы думаете, ребята, откуда берутся куклы?

- Да действительно кукол сейчас изготавливают разными способами, а сами куклы сделаны из различных материалов. Вспомните из каких материалов делают кукол?

Д.И. «Какая кукла?» Словообразование из существительного в прилагательное. Детям предлагается описание куклы с использованием существительного, они преобразуют его в прилагательное.

- Кукла из соломы

- Кукла из тряпицы

- Кукла из глины

- Кукла из резины

- Кукла из пластмассы

- Кукла из фарфора

- Кукла из ниток

- Кукла из дерева

- Кукла из металла

- Кукла из бумаги

- Ребята нам с вами удалось назвать большое количество разных кукол.  А знаете ли вы, какими куклы были раньше? Хотите узнать?

Рассказ воспитателя об истории возникновения куклы с показом слайдов на мультимедийной доске.

- Давайте устроимся поудобнее (детям предлагаются разные варианты: сесть на стульчик, остаться на коврике или встать) и узнаем, как появилась кукла и зачем она была нужна.

У разных народов есть мифы о том, что вначале боги делали из разных материалов кукол, а за затем они превращались в людей. Ученые же полагают, что куклы появились вместе с человеком. Куклой можно считать любую фигурку людей, сделанную из любого материала — солома, дерево, ткань и т.д. (слайд 1)

Традиционная народная кукла имеет свою богатую историю. На земле куклы появились очень давно. Самой старшей больше четырех тысяч лет. Археологи нашли ее во время одной из древнегреческих раскопок. (слайд 2)  

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи.(слайд 3)

Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла– вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. (слайд 4)

За две недели до рождения ребёнка будущая мама помещала  куклу Кувадку (оберег) в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. (слайд 5)

На платьице кукол был вышит узор в народном стиле. Каждая полоска имела свое значение. Само слово «узор» обозначало «призор»,   т. е. «присмотр». Как правило эти куклы были не для игры. (слайд 6)

Но были и игровые куклы, которые предназначались для забавы детям. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.  (слайд 7)

Была распространена игровая тряпичная кукла “Малышок – голышек”. Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым “подолом”, а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. “Малышок”, как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. (слайд 8)

Существовали и обрядовые куклы.

Обрядовую куклу «Масленица» делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Кукла “Масленица’’ была в человеческий рост. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой. (слайд 9)

Позже для изготовления кукол стали использовать фарфор. Из него делали голову куклы, руки и ноги из бумаги, а туловище было из ткани. Такие куклы использовались как манекены, они демонстрировали модную одежду того времени. Так же для создания эскиза одежды использовали бумажных кукол. Для таких кукол можно было нарисовать сколько угодно нарядов. (слайд 10, 11)

C появлением резины и пластмассы куклы преобразились. Это современные куклы.  Они стали более прочные, не боятся воды, но и  похожи друг на друга. Эти куклы производятся на заводах, при помощи различных машин. Некоторые из них могут говорить, есть и даже ходить в туалет. Значение куклы, которое она имела раньше, в современном мире утратила смысл, но продолжает оставаться самой любимой игрушкой. (слайд 12)

- Ребята вам понравился рассказ?

- Какие новые слова мы с вами узнали?

Ой посмотрите похоже наша кукла утомилась и задремала. А пока куколка спит, мы с вами разомнемся.

Физминутка «Кукла»

Я хожу, хожу, хожу,

(ходьба с высоким подниманием колен)

Вдруг я куклу разбужу!

(полуприседание, удержание позы)

Кукле надо отдыхать, куле хочется поспать.

(потягивание на носочках)

Я на цыпочках хожу, куклу я не разбужу.

И ни разу, и ни разу я словечка не скажу.

(руки на поясе, ходьба на носочках,

Проговаривание  шепотом).

После физминутки дети подходят к кукле и разглядывают её.

- Ребята, посмотрите, как кукла мирно спит. Давайте, внимательно её рассмотрим и расскажем какая она.

Д. И. «Расскажи о кукле»

Составление описательного рассказа с опорой на схему:

- название игрушки,

- материал, из которого она сделана,

- размер игрушки,

- описание лица,

- описание одежды.

- Какие вы молодцы. Ваш  рассказ получился полным содержательным.

Наша Соня наверное уже выспалась. Давайте её разбудим.

Воспитатель напоминает детям, что будить нужно осторожно, чтобы не напугать.

Совместное проговаривание с детьми потешки для пробуждения ребенка

Потягуни-потягушечки
От носочков до макушечки!
Мы потянемся-потянемся, 
Маленькими не останемся!

Потягушечки, потянись, 
Поскорей, скорей проснись.

- Вот и проснулась наша куколка.

- Ребята у меня есть волшебная коробочка. В ней спряталось много разных кукол.

Воспитатель показывает маленькую коробочку. Дети вместе с воспитателем открывают её. Там лежат куклы из пальчикового театра.

- Предлагаю развеселить нашу куклу и рассказать ей сказку.

Постановка сказки «Теремок»

Ребята, вам не кажется, что кукла загрустила?

Мне кажется, она думает, что мы вернем её в магазин. Мы же с ней так не поступим? А давайте мы её поселим в методическом кабинете, что бы все дети могли с ней поиграть.

Варианты ответов детей

(их изготавливают на заводе, на фабрике, шьют, лепят, мастерят в ручную)

Соломенная

Тряпичная

Глиняная

Резиновая

Пластмассовая

Фарфоровая

Нитяная

Деревянная

Металлическая

Бумажная

Варианты ответов детей.

Дети располагаются так, как хочется им.

Варианты ответов детей.

Перед нами кукла.

Она сделана из пластмассы.

Кукла большая и красивая.

У неё светлые волосы собранные в косу,  большие голубые глаза, длинные ресницы, розовые щечки и красные губы.

Кукла одета в розовое платьице, белые носочки, ботиночки  со шнурочками, а на голове у неё шляпка.

Дети не верят, сомневаются. Просят открыть коробочку.

Дети делятся на зрителей и актеров по желанию.

Варианты ответов детей.

III Заключительная часть

Рефлексия:

Ребята, кукла говорит, что ей у нас сегодня было очень интересно. А вам понравилось? Что больше всего вам понравилось и запомнилось?

Варианты ответов детей.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КонспектНОД

Конспект НОД "Дары Осени"...

КонспектНОД по развитию речи во 2 младшей группе "Испорченное настроение"

Учить детей определять не только свое личное состояние, но и состояние окружающих людей....

Индивидуальные беседы на тему: «Что делать родителям, если у ребенка появилось появилось заикание, запинки?»

Что делать родителям, если у ребёнка появилось заикание, запинки? Зачастую соблюдение нижеследующих правил в течение двух недель – месяца способствует исчезновению запинок, предотвращению возникнове...

презентация "откуда появилась кукла?"

история возникновения куклы и их разновидности...

Как появилась кукла

знакомство с историей происхождения кукол...

Статья как появились куклы

Наша цель приобщить детей к истории появления народных кукол...