Занятие по развитию речи "Путешествие в Страну Красивой и правильной речи"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Фоминова Елена Юрьевна

Занятие по развитию речи "Путешествие в Страну Красивой и правильной речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»

п.. Тургеневский Пугачёвского района Саратовской области

Конспект занятия

по развитию речи

Тема: «Путешествие в Страну

Красивой и правильной речи»

в старшей разновозрастной группе

воспитатель I – квалификационной категории

Фоминова Елена Юрьевна

Тема: «Путешествие в Страну Красивой и правильной речи»

Цель: Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей.

Задачи:

1. Образовательные:

Совершенствовать навыки словоизменения и словообразования.

Формировать умения обобщать, классифицировать. Закрепить умение использовать все части речи. Упражнять в словообразовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Упражнять в умении составлять предложения из деформированного текста, согласовывая слова (род, число, падеж) в предложении. Способствовать составлению связных высказываний - рассуждений. Закреплять умение детей использовать антонимы. Обогащать словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

2.Развивающие:

Развивать навыки диалогической и монологической речи.

Развивать зрительное и слуховое восприятие.

Способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций, учить давать полные ответы на вопросы.

Развивать коммуникативные способности, внимание, память.

Развивать речевое дыхание.

3. Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения. Воспитывать желание говорить правильно и красиво, доброжелательное отношение друг к другу.

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: беседа, логические вопросы, загадка; дидактические игры, речевые игры, физминутка, иллюстрации, сюрпризный момент.

Здоровьесберегающие технологии: физминутка, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика.

Материалы и оборудование: солнце с лучиками, запись мелодии волшебной музыки (наглядный материал, картинки для речевой игры, мячики су-джоку. проектор, экран, ноутбук, картинки с изображением закрытых и открытых ворот, письмо.

Предварительная работа: выполнение физ. минуток, пальчиковой гимнастики, игры со словами.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Ребята, для чего нужно правильно говорить?

 Дети.

 - Чтобы общаться с другими людьми,

- Чтобы общаться друг с другом,

 - Чтобы понимать друг друга.

Да, дети, красивую речь приятно слушать.

Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие в страну «Красивой и правильной речи»? Чтобы попасть в эту страну, нужно подготовить наши язычки.

Артикуляционная гимнастика.

Раз – окошечко открыли.

Два – мы дудочку купили.

Три – в улыбке наши губки.

На четыре чистим зубки.

Пять – мы моем потолок.

Шесть – лошадка «скок да скок».

Семь – варенье очень любим.

Восемь – горку делать будем.

Девять – дружно мы болтаем.

Десять – ротик закрываем.

Вот наши язычки подготовлены.

- Прежде, чем отправимся дальше в путешествие, давайте вспомним правила:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие по сказочной стране Красивой речи, где нас ждёт много удивительных открытий, тайн и волшебства! Вы согласны?

-Да, мы согласны!

(Звучит спокойная музыка. Дети выполняют определённые действия по ходу слов)

В волшебство чтобы попасть

Всем сначала надо встать,

Хлопнуть, топнуть и нагнуться.

Вновь подняться, улыбнуться,

Тихо сесть, глаза закрыть, 

Обо всем на миг забыть,

Дружно всем сказать слова:

«Здравствуй, волшебство, Ура!»

(Дети продолжают сидеть в кругу)

-Итак, отправляемся в страну Красивой и правильной речи.

(Включается сказочная музыка)

-Закройте пожалуйста глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

(На экране появляется картина волшебной страны Красивой речи)

- Открываем глаза. Смотрите, ребята, какая красивая страна.

(Встаём и перестраиваемся в полукруг)

- Что вы видите?

(Дети перечисляют, что изображено на картине: красивый замок, яркое солнце, богатая зелень и т.д.)

- Ой, ребята, посмотрите, что это? Как в любой сказочной стране, на её границе стоят волшебные ворота, а на них висит замок. Давайте его откроем! а поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок»!

Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)

Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.)

Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)

И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)

- Замок, мы открыли, молодцы!

- Ой, ребята, а здесь письмо!

Откроем, посмотрим, что там написано?

Письмо.

«Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну. Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки, всё замерло вокруг. Помогите нам расколдовать нам нашу страну!» Ребята тут и подпись есть».

(Жители страны красивой и правильной речи).

-Нужно помочь жителям. Поможем? Да.

- Тогда, отгадайте загадку:

Среди поля голубого яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались это…( Солнце)

-Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.

-Злые волшебники и его заколдовали, а лучики разбросали в разные стороны. Если мы найдём все лучи солнца, тогда вся страна будет расколдована. -Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.

(зачитываю задания, записанные на лучиках и выполнив задания, кладёт лучики к солнышку).

1. Лучик. Много звуков есть на свете: Шелест листьев, плеск волны, а бывают звуки речи мы их точно знать должны!

Чики, чики, чикичок, не стесняйся язычок.

Не стесняйся, не ленись, повторяй не ошибись:

Послушайте стихотворение

«Разные звуки» и дополните его.

Где-то собаки рычали: р-р-р-р

В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж-ж.

Мимо машины бежали: тр-р-р-р.

В небе далеком гудел самолет: л-л-л-л.

Свистели от ветра все поезда: с-с-с-с.

Перекликались в ночи поезда: ч-ч-ч-ч-ч.

Листья под ветром шумели: ш-ш-ш-ш.

А комары все пели: з-з-з-з-з.

Скажем вместе: Чики — чики–чики — чок! Стал послушный язычок!

2. Лучик. Игра «Наоборот».

Назови противоположности (антонимы).

-Нам с тобой пришёл черёд

-Сыграть в игру «Наоборот».

-Скажу зима я слово, а ты ответишь… (лето)

-Скажу я слово «высоко», а ты ответишь… (низко)

Скажу я слово широко, а ты ответишь …(узко)

-Скажу я слово «далеко», а ты ответишь …(близко)

-Скажу я слово «потолок», а ты ответишь … («пол»)

-Скажу я слово «потерял», а скажешь ты … (нашёл!)

-Скажу тебе я ночь, а ты ответишь … (день)

-Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … (храбрец)

-Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

3.лучик. Игра «Назови одним словом»

(Называю группу слов, дети называют обобщающее слово, для этой группы используя при этом картинки)

-диван, шкаф, кровать, стол, стул, кресло. (Мебель) 

-кубики, уточка, мяч, пирамида, кукла, мишка. (Игрушки) 

-вилка, ложка, чашка, чайник, тарелка, кастрюля. (Посуда) 

-кофта, платье, футболка, брюки. (Одежда)

-огурец, морковь, помидор, перец, капуста, баклажан. (Овощи)

Игра «Что лишнее?»

(Называю группу слов, дети называют слово, которое они считают лишним в этой группе)

-корова, свинья, медведь, лошадь. (Медведь) 

-апельсин, яблоко, тыква, банан. (Тыква) 

-пальто, куртка, игла, юбка. (Игла) 

-линейка, ручка, карандаш, кубики. (Кубики) 

4. Лучик. Игра «Назови ласково»

1. Указка длинная – указочка длинненькая

2. Лиса хитрая - лисичка хитренькая

3. Заяц белый - зайчик беленький

4. Книга тонкая – книжечка тоненькая

5. Кукла красивая - куколка красивенькая

6. Обезьяна мягкая – обезьянка мягонькая

7. Ветка короткая – веточка коротенькая

8. Лента зелёная – ленточка зелёненькая

9. Мяч круглый – мячик кругленький

10. Лист чистый - листик чистенький.

(раздаю детям маленькие массажные мячики.)

Су-джок терапия

5 луч. Давайте ребята отдохнем: посидим на берегу, на песочке, поиграем с камушками. Дети хором произносят слова, катают по ладоням шарик.

Чтобы чётко говорить нужно с пальцами дружить.

“По руке круги катаю, из-под рук не выпускаю

Взад-вперёд его качу, вправо, влево. Как хочу!        

Танцевать умеет танец! На мяче мой каждый палец!

Мячиком палец разминаю, вдоль по пальцам мяч катаю,

Мячик мой не отдыхает, между пальцами гуляет. Вот я фокусник какой!”

6.луч. Это задание на внимание и сообразительность. Из набора слов вам надо составить предложение.

- Таня и Саша пойти в лес гулять. (Таня и Саша пошли в лес погулять.)

- Рядом, в, плакать, трава, кто-то. (Рядом в траве кто-то плакал.)

- У, белочка, лапка, на, быть, ранка. (У белочки на лапке была ранка.)

- Дети, взять, белочка, домой. (Дети взяли белочку домой.)

- Белочка, они, стали, лечить. (Они стали белочку лечить.)

- Дети, здоровая белочка, отпустить, в лес. (Дети отпустили в лес здоровую Белочку.)

7 луч. Физминутка «Весна – красна»

Весна-красна, ты с чем пришла? (Руки в стороны, поклониться.)

С цветами, с травой, с лошадкой вороной. (Руками указать на траву, цветы, взять поводья.)

Мы на ней поскачем по траве луговой, (Подскоки на месте.)

К воде ключевой. (Наклониться, зачерпнуть воображаемую воду.)

Солнышку улыбнёмся, (Соответственно.)

Домой к мамочке вернёмся. (Сесть на свои места.)

8. Луч. Игра «Что из чего сделано»

1. Гвоздь из железа. (Железный гвоздь)

2. Пирамидка из малахита. (Малахитовая пирамидка)

3. Доска из дерева. (Деревянная доска.)

4. Ножницы из металла. (Металлические ножницы)

5. Мяч из резины. (Резиновый мяч.)

6. Сумка из кожи. (Кожаная сумка)

7. Салфетка из бумаги. (Бумажная салфетка.)

8. Горшок из глины.  (Глиняный горшок.)

9. Стакан из стекла. (Стеклянный стакан).

10. Бутылка из пластмассы. (Пластмассовая бутылка.)

- Ребята, вот и появился еще один лучик, и засияло солнышко в этой замечательной стране.

Какое оно? (яркое, лучистое, светлое, горячее)

-Молодцы ребята, жители нашей необыкновенной страны говорят вам«Огромное спасибо!» за то, что расколдовали всё вокруг и за это вам подарок от всех жителей.

Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, пение птиц, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. (Звучит музыка)

-Вот и прибыли мы в детский сад. Ребята, где мы были. В какой стране? Какие мы выполняли задания?

-Что вам больше всего понравилось?

- Мы будем с вами стараться, чтобы в нашей группе была слышна только правильная речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытая НОД по развитию речи в логопедической группе "Путешествие в страну красивой и правильной речи"

Открытая НОД по развитию речи в логопедической группе "Путешествие в страну красивой и правильной речи"...

Открытое занятие по развитию речи в логопедической группе «Путешествие в страну Красивой и правильной речи»

Цель: Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей.Задачи:1.Образовательные:Совершенствовать навыки словоизменения и словообразования;Формировать умения обобщать, классифицировать...

НОД по развитию речи в логопедической группе «Путешествие в страну красивой и правильной речи»

Цель: Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей....

Фотоотчёт открытая НОД по развитию речи "Путешествие в страну красивой и правильной речи"

Фотоотчёт открытая НОД по развитию речи "Путешествие в страну красивой и правильной речи"...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе по теме «Путешествие в страну красивой и правильной речи».

Данное занятие  расширит словарный запас через участие в словесно-речевых играх,  закрепит  навыки правильного произношения звуков в словах и фразах,  умение детей делить слова на ...

КОНСПЕКТ НОД по развитию речи в разновозрастной группе детей с ОВЗ «Путешествие в страну красивой и правильной речи»

КОНСПЕКТНОД по развитию речи в разновозрастной группе детей с ОВЗ  «Путешествие в страну красивой и правильной речи»...

Открытое занятие по развитию речи «Путешествие в страну красивой и правильной речи» в подготовительной группе

Открытое занятиепо развитию речи«Путешествие в страну красивой и правильной речи» в подготовительной группеЦель: развитие и совершенствование всех сторон устной речи ребёнка (произношение,...