Конспект итоговой НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Путешествие в страну красивой и правильной речи"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Данный материал можно использовать в подготовительной группе по итогам учебного года по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogov._nod.docx39.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение:

«Детский сад №18 «Лучик» города Алушты

 

 

 

 

 

 

Образовательная область: «Речевое развитие» 

 

Конспект итоговой НОД по развитию речи в подготовительной группе

Тема: "Путешествие в страну красивой и правильной речи"

Дата проведения: 21.04.2021

 

 

 

 

Воспитатель: Леушина Л.К.

 

 

 

г.Алушта 2021 г.

 «Путешествие в страну красивой и правильной речи» в подготовительной группе

Цель: Закрепление усвоенных детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по теме "Слово. Словесный состав предложений". «Звук». Развивать фонематическое восприятие, формировать интонационную выразительность речи.

Задачи:

образовательные: Закрепить навыки правильного произношения звуков в словах и фразах. Упражнять в придумывании слов, начинающихся на заданный звук. Упражнять в составление слов из звуков. Упражнять в умении четко произносить чистоговорку, с разной силой голоса. Совершенствовать умение проговаривать скороговорку по картинке в различном темпе (быстро, медленно), с разной интонацией (удивлено, восхищенно, вопросительно).

развивающие: Развивать умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание. Развивать длительный плавный выдох. Развивать речь, внимание, память, мышление. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук и воображение.

воспитательные: Воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать. Воспитывать любовь к родному языку. Воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде.

Оборудование и материалы: ноутбук, телевизор, презентация слайдов, видео «круиз по Тихому Океану», штурвал, карточки-схемы звукового анализа, предметные картинки, разрезные картинки, схемы предложений, мяч, два клубка (большой и маленький).

Предварительная работа: Разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминутки по теме. Дидактическая игра «Назови первый и последний звук в слове»

Ход занятия

  1. Организационный момент

   (Дети заходят в группу, встают полукругом).

В: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Д: Здравствуйте!

В: А как ещё можно поздороваться?

Д: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

2. Эмоциональная настройка.

  В: Какое у вас сейчас настроение? (Хорошее).

И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение (дети передают клубочек друг другу из рук в руки и желают хорошее).

  1. А теперь положим клубочек в волшебный мешочек, возьмитесь за руки и закройте глаза.

 Посмотрите, что стало с нашим клубочком? (достаю большой клубок).  Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим.

Воспитатель: Дети, я вас приглашаю в страну «Красивой и правильной речи». А как вы думаете для чего нужно правильно говорить? Дети. — Чтобы общаться с другими людьми, - Чтобы общаться друг с другом, - Чтобы понимать друг друга. Да, дети, красивую речь приятно слушать. Королева красивой речи приготовила вам много интересных заданий и если вы их выполните, то она приготовила для вас подарок.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие в страну «Красивой и правильной речи»?

Воспитатель: (показ слайда). Страна «Красивой и правильной речи» находится за высокими горами, за глубокими морями, на другом краю земли. И поплывем мы в эту чудную страну на корабле.

Я буду вашим капитаном. Приглашаю вас на корабль. (Надевает капитанскую фуражку, включаем видео). Чтобы попасть на наш корабль, нужно получить билетики. Для этого нужно назвать первый звук в своем имени. Готовы?

2. Игра «Назови 1-й звук в своем имени». (Машенька – М…)

Воспитатель: Молодцы! Все пассажиры заняли свои места. Чтобы наш корабль сдвинулся с места, нужно подготовить наши язычки.

3. Артикуляционная гимнастика.

Раз – окошечко открыли.

Два – мы дудочку купили.

Три – в улыбке наши губки.

На четыре чистим зубки.

Пять – мы моем потолок.

Шесть – лошадка «скок да скок».

Семь – варенье очень любим.

Восемь – горку делать будем.

Девять – дружно мы болтаем.

Десять – ротик закрываем.

Вот наши язычки подготовлены к работе.

Воспитатель: Мы отправляемся в плавание. И вот уже наш корабль плывет по волнам. На море полный штиль и наш корабль плывет не очень быстро. Ребята, а как нужно помочь нашему кораблю поплыть быстрее? Дети: Сделать ветерок.

4. Работа над речевым дыханием «Ветерок»

Вытяните губы вперед трубочкой и дуйте на кораблик. (показ слайда)

По волнам корабль плывёт.

Ты вдохни, надуй живот.

А теперь ты выдыхай

И кораблик подгоняй.

Дети делают вдох и выдох по 3 раза. - воздух набираем через нос, выдох через рот, плечи не поднимаются; - выдох должен быть длительным, плавным; - ребенок не должен надувать щеки;

5. Воспитатель: Молодцы ребята! Вы старались, и у вас получился сильный ветер. И вот мы приплыли уже к «Острову звуков», где нас ждут много интересных игр. (слайд )

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи

Мы их точно знать должны!

Чики, чики, чикичок, не стесняйся язычок.

Не стесняйся, не ленись, повторяй не ошибись:

6. Речевая гимнастика «Добавь звук»

Послушайте стихотворение «Разные звуки» и дополните его.

Где-то собаки рычали: р-р-р-р

В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж-ж.

Мимо машины бежали: тр-р-р-р.

В небе далеком гудел самолет: л-л-л-л.

Свистели от ветра все поезда: с-с-с-с.

Перекликались в ночи поезда: ч-ч-ч-ч-ч.

Листья под ветром шумели: ш-ш-ш-ш.

А комары все пели: з-з-з-з-з.

Скажем вместе: Чики — чики –чики — чок!

Стал послушный язычок!

7. Воспитатель. А сейчас мы поиграем в игру: «Поймай звуки»

Я бросаю звуки, а вы должны поймать их и составить слово: к, о, т (кот); м, а, к (мак); н, о, с (нос); к, а, ш, а (каша); м, а, ш, а (Маша); д. о. м (дом); н. о. ж (нож). Другая группа детей подбирает картинки к полученным словам.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас я приглашаю всех на берег и поиграем в следующую игру.

8. Игра «Цепочка слов».

Игроки по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: весна — арбуз — заяц — цапля — яйцо — очки — игла.

(Дети садятся на свои места)

9. Воспитатель: У многих слов есть слова-родственники, например: еж – ежик… (ежиха – ежата – ежиный – ежовый)».

Посмотрите на экран

Как –то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Вот из сада вам рассада,

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идет.

Очень интересно,

Гулять в саду словесном.

Как много родственных слов мы услышали…

А теперь давайте придумаем слова-родственники к слову лес (лесовичок, лесоруб,  лесник, лесоповал, лесозаготовка, перелесок, лесок).

10. Игра: «Какие бывают соки»
Как эти соки называются?
Сок из яблок – яблочный. Сок из винограда – виноградный.
Сок из моркови – морковный. Сок из томатов – томатный сок.
Сок из огурцов – огуречный сок. Сок из слив – сливовый сок.
Сок из капусты – капустный сок. Сок из картофеля – картофельный сок.
Сок из клюквы – клюквенный. Сок из груш - …грушевый.

Следующая игра: «Назови листок».

Воспитатель: Вы знаете, что в лесу растут разные деревья. Вспомним названия деревьев, на доске картинки.

А знаете ли вы, какие листья на разных деревьях?

На березе – березовые, на клене – кленовые

На рябине – рябиновые, на дубе – дубовые,

На осине – осиновые, на тополе – тополиные,

На липе – липовые, на каштане – каштановые

Да, молодцы!

11.И, так, задание: «Скажи наоборот».
Воспитатель: Ребята, вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы должны быстро придумать противоположное значение. Игра, поэтому, так и называется: «Скажи наоборот». Ну, что, готовы?

Ветреный – безветренный. Мокрый – сухой. Радостный – грустный. Холодный – теплый.
Поздняя – ранняя. Яркий – тусклый. Низкий – высокий. Сытый – голодный.
Редкий – частый. Спелый – незрелый. Начало – конец.  Длинный – короткий.
Тихий – громкий. Высокий – низкий. Умный – глупый. Тяжелый – легкий.

Новый – старый. Шумный – тихий. Чистый – грязный. Хороший – плохой. Злой – добрый.

Воспитатель: Какие вы шустрые, а вот я посмотрю, как вы следующее задание выполните. Но сначала мы с вами немного отдохнем.

12. Физкультминутка «Звуковая зарядка»

И.П. – встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук «Б», хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки на пояс. (барабан, ворона, булка, почка, бочка, полка, дубы, зуб, барабан, корабль, вата, подарок, суп, дуб).

И.П. – основная стойка, руки на поясе. На слова со звуком «З» наклон вперед, со звуком «С» приседание (зайка, санки, коза, коса, зонт, сосулька, барсук, забор, роса, пузырь).

(Дети садятся на места)

13. Воспитатель: Корабль с якоря снимаем, путешествие продолжаем! (Крутит штурвал).

Мы плывем к острову «Скороговорок». (показ слайда). Нам угрожает опасность. Кто пробрался на наш корабль? Нужно сложить слово из оставленных букв (мыши). Показ картинки на экране. О них есть такая скороговорка:

«Шесть мышат в шалаше шуршат» Какой звук часто повторяется в скороговорке? (Ш) Давайте медленно и четко произносим в каждом слове звук (Ш). Теперь скороговорку расскажем шепотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем громко. Проговорите скороговорку медленно, как будто вы спрашиваете, а потом быстрее. (Индивидуальные и хоровые ответы). Скороговорка произносится на выдохе в быстром темпе 2-3 раза, без запинки.

«Три сороки тараторки тараторили на горке. (показ слайда) Четко произносим в каждом слове тот звук, который чаще других повторяется в скороговорке? (Р) Проговорите скороговорку медленно, как будто вы удивляетесь, а потом быстрее. Совсем быстро. Скороговорка произносится на выдохе в быстром темпе 2-3 раза, без запинки. (Индивидуальные и хоровые ответы).

Воспитатель: Кто хочет помешать нашему плаванию? Я слышу какой-то писк. Дети: это, наверное, мышка. Чтобы прогнать ее с нашего корабля, надо сделать звуковой анализ этого слова.Давайте хором произнесем его, составим это слово из букв, определим, сколько в нем звуков и выберем правильную схему.

14. Звуковой анализ слова «мышка»

 15.Игра «Найди разницу»

Воспитатель: Ребята, помогите мне разобраться со словами, они звучат одинаково. Но между ними есть разница. Кто сможет ее найти?

День - Лень; Кот - Кит; Сын - Сон; Дом - Дым.

16. Игра "Сосчитай до пяти"

(Согласование числительных с существительными)

Один гном, два гнома, три гнома, четыре гнома, пять гномов.

Один чебурашка, два чебурашки, три чебурашки...

Один колобок, два колобка, три колобка...

Один медведь, два медведя, три медведя...

Одна мальвина, две мальвины, три мальвины...

Один петушок, два петушка, три петушка...

Одна Белоснежка, две Белоснежки, три Белоснежки...

Один гном, два гнома, три гнома...

Одна золотая рыбка, две золотых рыбки, три золотых рыбки...

Один аленький цветочек, два аленьких цветочка, три аленьких цветочка.

Одна курочка ряба, две курочки рябы, три курочки рябы...

Воспитатель: Корабль с якоря снимаем, путешествовать продолжаем. (Крутит штурвал). У нас по курсу (смотрит в бинокль) новый остров «Предложений» 

В: Ребята, вы знаете уже много слов. А что же такое предложение? (Слово или целый ряд слов, которые всегда связаны между собой по смыслу. При помощи предложения выражается законченная мысль)

17. А теперь поиграем в игру «Будь внимателен!»

В: Когда я называю слово вы поднимаете руки вверх, когда предложения- вниз. Будьте внимательны!

Сказка; жил-был царь; ключик; Золушка; Белоснежка и семь гномов; дед посадил репку; нынче Муха-Цокотуха именинница; телефон; у меня зазвонил телефон; добрый доктор Айболит; аленький цветочек; в некотором царстве, в некотором государстве жили старик со старухой; пирожок; села Аленушка на травку возле братца и горько-горько заплакала; молодцы.

В: 18. Следующее задание. Слова в предложениях все перепутались, составьте их правильно.

  1. Дед и бабка тянуть репка
  2. Яичко разбил мышка
  3. Золотая рыбка поймать дед
  4. Зайчик выгнать лисичка
  5. Добрый доктор сидит под деревом Айболит

В: Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения).

19. «Подбери схему к предложениям».

В: Ребята, посмотрите на экран. Иллюстрацию к какой сказке вы видите? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Д: (Отвечают)

В: Правильно!

В: Молодцы! Если я скажу несколько предложений по картинке, что у меня получится? - рассказ. А теперь я хочу узнать, умеете ли вы рассказывать.

20. Задание: Скажите, о чем эта сказка и кто в ней главные герои.

Дети передают краткое содержание сказки.

В: А сейчас вам предстоит задание: подобрать схемы к каждому предложению:

1.Идут они по дальнему пути, по широкому полю.

2.Братец послушался, пошел дальше.

3.Стоит козье копытце полно водицы.

(Дети выбирают схемы к каждому предложению)

В: Правильно. Если сказать несколько предложений об одном предмете или событии, то можно многое узнать. Для этого мы и учимся рассказывать. Это поможет нам легко учиться в школе.

 Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием.

Воспитатель: Вы, наверное, устали. Я предлагаю выйти на берег и отдохнуть

Физкультминутка 

Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг! Мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя. 

Раз – присели, два – привстали. Руки кверху все подняли.

Раз – два, раз – два, заниматься нам пора.

(Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями).

Воспитатель: Корабль с якоря снимаем, путешествовать продолжаем. (Крутит штурвал). У нас по курсу (смотрит в бинокль) бухта, где произошла «штранная история» (показ слайда)

17. Чтение стихотворения Петра Синявского «Штранная иштория» (слайд)

Встретил жук в одном лесу

Симпатичную осу. – Ах, какая модница!

Пожвольтепожнакомиться.

Увазаемый прохозый,

Ну на сто это похозе! Вы не представляете,

Как вы сепелявите! И красавица оса

Улетела в небеса. Штранная гражданка,

Наверно, иноштранка. Жук с досады кренделями

По поляне носится. – Это ж надо было так

Опроштоволоситься!

Воспитатель: Дети вам понравилось это стихотворение и почему? (интересное и смешное). Ребята, давайте исправим звуки в словах, которые неправильно произносил жук. Как правильно сказать слова «пожвольте  пожнакомиться».? Нам было смешно – когда жук говорил неправильно. Если говорить слова неправильно, тебя могут не понять другие и над тобой могут смеяться. Вот, что бывает, когда звуки речи не правильно произносят, поэтому следить за правильным звукопроизношением!

Давайте вспомним правило:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора нам, дети, возвращаться в детский сад.

18. Итог занятия: Воспитатель: В какой стране мы с вами побывали? На каких островах? Что вам особенно запомнилось? Что для вас было трудным? Вы все были молодцы. Справились со всеми заданиями. И я вручаю вам подарок –Азбуку и Букварь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия. Познавательно – речевое развитие в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

Данное занятие рекомендовано для выявления уровня подготовки детей к школьному обучению....

Конспект итогового занятия (Познавательно – речевое развитие) в подготовительной группе Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект итогового занятия(Познавательно – речевое развитие)в подготовительной группеТема: «Путешествие в страну Красивой речи»...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

Цели: 1 Формировать умения обобщать, классифицировать.2 Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3 Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках.4 Упражнять в делен...

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну умных игр»

Цели:· закреплять знания детей по лексической теме «Дикие животные»,· расширять и закреплять словарь по теме, упражнять в подборе определений,· продолжать учить р...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Путешествие в Страну Красивой речи» 2024

Цели и задачи: развивать связную, диалогическую и монологическую речь, умение содержательно отвечать на вопросы, умение выполнять различные игровые заданияразвивать коммуникативные навыки; обогащ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Путешествие в Страну Красивой речи» 2024

Цели и задачи: развивать связную, диалогическую и монологическую речь, умение содержательно отвечать на вопросы, умение выполнять различные игровые заданияразвивать коммуникативные навыки; обогащ...