Проект Буктрейлер и Сторисбокс в работе с детьми
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Оганезова Юлия Георгиевна

Возбуждению интереса детей к чтению художественной литературы посредством создания необычных условий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buktreyler.docx555.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Детство»

городского округа Котельники Московской области

Проект

 

«Буктрейлер и сторисбокс

в работе с детьми

подготовительной к школе группы»

Составили и провели:

Учитель-логопед -Иванова Оксана Александровна

Воспитатель-Оганезова Юлия Георгиевна

г. Котельники

2023 год

Авторы проекта: Оганезова Юлия Георгиевна и Иванова Оксана Александровна

Участники проекта: дети, педагоги, родители

Тип проекта: познавательно - творческий

Сроки реализации проекта: январь-май 2023г.

Вид проекта: инновационный

Проблема. Снижение у детей интереса к книгам и чтению. Чтобы ребенок захотел обратиться к книге, нужно формировать у него мотивацию и читательский интерес, через использование инновационных методов.

 

Актуальность

 

            Овладение родным языком, развитие речи, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Чтобы вырастить всесторонне развитую личность, нужно уже с дошкольного возраста прививать ребенку любовь  и интерес к книгам, а также и к художественному слову.

Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Поэтому важно научить их слушать художественное и воспринимать содержание произведения. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». А С.Я. Маршака определил цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, как формирование будущего большого «талантливого читателя».

На сегодняшний день отмечается снижение интереса к художественной литературе. Дети не хотят читать книги, в связи с этим страдают речь, память, интеллект. В современном мире книги уступают место телевизору, интернету, компьютерным играм, мобильному телефону и другим гаджетам. Важно создать условия, в которых книга сможет соперничать с современными технологиями, которые станут основой для возникновения читательской мотивации у ребенка. Очень важно, при активном воздействии взрослых, сформировать у детей умение слушать и воспринимать литературное произведение. В процессе слушания ребенок переживает все, что происходит с героями, а художественные образы глубоко затрагивают его чувства. Тема чтения всегда актуальна, но почему?

  • Чтение легко помогает ребенку усваивать материал и хорошо учиться.
  • Развивать речь, память, мышление логику.
  • Учит видеть, хорошее, и плохое, а также готовит ребенка к жизни в современном обществе.

Нельзя заставить читать, можно лишь «заразить» чтением. Проблема снижения интереса к чтению одна из самых серьезных и актуальных в нашей стране. Приобщать ребенка к чтению должны родители и педагоги. Именно в дошкольном возрасте,  по мнению детских психологов, имеются все предпосылки для формирования интереса и потребности в чтении книг, развития художественного восприятия и эстетического вкуса. Что необходимо, чтобы у ребенка появилось желание прочитать книгу?       Интерес. Любопытство. Удовольствие от процесса. Осознание радости от достижения конечной цели. Потребность в новых впечатлениях. А для ребенка это очень важно.

В педагогике существует достаточно средств повышения интереса ребенка к книге. Задача педагога найти наиболее подходящее средство, учитывающее тип восприятия, особенности и интересы современных детей. Предлагаем вашему вниманию две новые формы работы по данной проблеме, под названием Буктрейлер и Сторисек.

Цель данных технологий: возбуждению интереса детей к чтению художественной литературы посредством создания необычных условий. 

Задачи:

1. Определить произведения детской художественной литературы

2. Подобрать дополнительные компоненты

3. Организовать работу с детьми и выявить ее результативность

4. Повысить компетентность родителей в вопросах приобщение детей к художественной литературе.

Данный проект был выбран в продолжение предыдущему «Читай-дерево».

Современным детям нужна для восприятия яркая картинка, четкий звук, провокационный текст. И тут на помощь педагогу приходят информационно – коммуникационные технологии.  Самым выигрышным вариантом в сложившейся ситуации становится буктрейлер. Что такое Буктрейлер? Идея создания буктрейлера зародилась в США, в России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Изначально буктрейлер предназначался для взрослых. Нам ведь всем знакомы рекламные трейлеры к фильмам или короткая нарезка самых ярких кадров из киноленты или продвижение новых книг на рынке продаж.

Этот же прием можно использовать на благо литературы. Такая форма работы с дошкольниками, как реализация деятельности по созданию буктрейлера, представляет интерес в условиях дошкольного учреждения. Литературный буктрейлер – это короткий рекламный видеоролик для детей, созданный по мотивам того или иного произведения. Но как его создать? Разумеется, можно и нужно проявить фантазию и творчество, потому что буктрейлер - универсален, гибок и мобилен. В выборе программы не должно возникнуть трудностей. Простейшие буктрейлеры создают с помощью компьютерной программы InShot. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут. С помощью него можно воплотить в жизнь самые смелые творческие идеи и рассказать всему миру о своей любимой книге.

По планировании содержания работы по созданию буктрейлера в работе с дошкольниками можно выделить основные этапы.

  • Подготовительный этап работы включает знакомство:

- педагогов с сущностью проблемы,

- с понятием «буктрейлер»,

- с видами и этапами создания буктрейлера как творческого продукта.

  • Первый этап: выбор литературного произведения.

Главное условие: сюжет книги, которая выбрана в качестве основы для создания буктрейлера, должен быть не знакомым детям. На этом этапе удобно провести работу по развитию творческого воображения дошкольников, предлагая детям придумать свой вариант начала или финала книги. Такая творческая работа может проходить в сотрудничестве с родителями воспитанников, что станет инструментом для укрепления детско - родительских взаимоотношений.

  • Второй этап: создание сценария к буктрейлеру.

На данном этапе необходимо определить вид буктрейлера, продумать сюжет и написать текст, который станет основой творческого продукта. Нужно подходить очень ответственно и продуманно к определению сценария для буктрейлера. Это достаточно сложная задача для дошкольников, поэтому на данном этапе главная роль отводится взрослым (педагогам или родителям). Но, дети тоже должны быть вовлечены в этот творческий процесс. Уместно использовать прием «мозговой штурм», который станет толчком для саморазвития личности ребенка в специально созданных условиях. При создании сценария важно учитывать, то, что сюжет буктрейлера – является основой видеоролика, его содержанием, которое и определяет идею воплощения творческого продукта.

  • Третий этап: съемка сюжета буктрейлера.

На этом этапе основной формой работы является театрализованная деятельность, посредством которой осуществляется съемка частей сюжета буктрейлера. Активная роль принадлежит детям и родителям.

  • Четвертый этап: выбор средств и процесс создания буктрейлера с помощью программных средств.

Можно использовать любой видеоредактор или программу, которые станут инструментом для создания видеоролика - буктрейлера.

  • Пятый этап: демонстрация буктрейлера.

Это просмотр и  продвижение получившегося творческого продукта, иными словами - презентация новой сказки. Буктрейлер можно задействовать, как творческий познавательный проект по приобщению детей к художественной литературе и театрализованной деятельности, как интересный опыт взаимодействия с дошкольниками в процессе создания творческого продукта, что является не только средством приобщения ребенка к чтению и средством развития личности ребенка, но и является средством саморазвития педагога. Использование буктрейлера в работе с детьми требует следующего алгоритма:

  • просмотр буктрейлера
  • беседа по его содержанию, нацеленное на дальнейшее восприятие
  • чтение художественного произведения

Создавать и использовать буктрейлеры – одно из увлекательнейших занятий на сегодняшний момент. Это возможность раскрыть свои творческие способности. Научиться мыслить по – новому, быть модным и креативным. И это действительно работает – повышает читательский интерес, не только доступен и привычен для детей нового поколения, но и удобен для современного педагога. Так, в жанре буктрейлера соединяются современные технологии и страсть к литературе. Деятельность, интересная, является сильным мотиватором, и способствует активному развитию личности дошкольника.

Идея проектного метода «Сторисек» заключается в продвижении детского чтения. В переводе с английского языка «storisek» означает «мешок историй». Основатель «Сторисека» - англичанин Нейл Гриффитс, соавтор книг по методологии обучения детей в дошкольном и школьном возрасте, автор книг о детях и играх, их взаимовлиянии, разработчик программ для детских садов. По мнению Н. Гриффитса, не дети должны много читать вслух, а взрослые. Он уверен, что такой подход - самый главный при обучении ребенка чтению: чем больше ребенок слушает, тем быстрее у него формируется навык читателя и развивается стимул к самостоятельному чтению. Нейл Гриффитс предлагает сначала решить вопрос «Как помочь ребенку стать читателем?» и уже только потом «Как научить ребенка читать?».

Данную технологию можно успешно применять уже в детском саду. Метод заключается в развитии у детей интереса к книге, культуре детского чтения, а также и в театрализованной деятельности. Идея сторисека универсальна, многогранна, многофункциональна и представляет массу творческих возможностей в пополнении мешочка от самых простых до самых сложных. В дошкольном возрасте ребенок еще не обладает слишком широким кругозором, поэтому наглядность очень важна. Сторисек рассчитан на детей старше трех лет, так как может содержать мелкие детали.

Мешок можно заменить чемоданом или красочной коробкой. Мы заменили Сторисек, коробкой-Storyesbox (Коробка историй).

Внутри сторисбокс находятся следующие компоненты:

• Детская книга.

• Аудиокнига - DVD – диск, флешнакопитель (позволяет детям прослушать произведение несколько раз в записи, т.к. прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, а также навыки пересказа и рассказывания).

• Дидактические игры (их необходимо соотнести с книгой, может находиться до трех разноплановых дидактических игр, которые подбираются для расширения кругозора детей, развития навыков осмысленного чтения, связной речи, для формирования навыков обсуждения художественного произведения, социальных навыков).

• Игрушки и дополнительные реквизиты (они помогают оживить художественную книгу, изображают главных героев книги; развивают словарный запас, помогают лучше понять прочитанное и образы главных героев; все это можно изготовить самостоятельно, т.к. ручное изготовление внесет разнообразие, наделит характерными особенностями).

  • Шпаргалки для родителей (дают консультацию или советы).

Этапы работы над созданием сторисбокс. В процессе нашей работы было выделено три этапа.

  • Подготовительный этап работы.
  1. Определяется произведение детской художественной литературы, которому посвящается сторисбокс.

Критерии отбора книги:

• книга, соответствующая возрасту детей - доступный и интересный уровень для детского восприятия

• удобна для чтения в слух

• имеет качественные иллюстрации

2. Подготавливается коробка для комплекта материалов.

3. Подбираются остальные компоненты для комплекта.

4. Разрабатываются литературные игры.

5. Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых».

6. Красочно оформляется опись готового сторисбокс.

  • Основной этап: презентация готового сторисбокс детям.

Все пособия и материалы, находящиеся в коробке, постепенно достаем, в течение недели (или нескольких дней).

На первом занятии - организуем работу с книгой (чтение, беседу по содержанию, рассматривание иллюстраций).

На втором занятии - знакомим с дополнительными реквизитами.

На третьем занятии – организуем презентацию: просмотр мультфильма или буктрейлера, снятого по художественному произведению, предлагаем устно составить краткий сценарий по книге, незначительно изменив содержание или сочинить продолжение к книге, различные игры (театрализованные игры являются оптимальным компонентом содержания художественно - речевой и деятельности, позволяют распределялить роли, подготовить театрализацию и научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании).

Завершающий этап. Собираем впечатления о  книге (художественном произведении), уточняем запрос детей.

Компоненты, входящие в состав каждого сторисбокс позволяют организовать различные виды детской деятельности, объединенные одним художественным произведением.

 

Выводы

При анализе содержания работы в рамках создания, были выявлены следующие положительные результаты:

- использование новой формы работы способствует возбуждению интереса детей к чтению художественной литературы;

- реализация в практической деятельности инновационной формы работы способствует повышению уровня педагогической компетенции;

- расширение содержания взаимодействия с родителями воспитанников при создании творческого продукта.

Буктрейлер и сторисбокс, как новая форма работы с дошкольниками, является достаточно эффективной по созданию условий для привлечения интереса детей к книге, тем самым способствует гармоничному развитию личности ребенка в практической творческой деятельности.

Процесс медиа проектирования объединяет инновационные педагогические идеи и строится на исследовательской деятельности. Это своеобразный дидактический подход, который предполагает активное участие детей, родителей и педагогов, сопровождение, поддержку на всех этапах работы над проектом и использование визуализацию и объяснение образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПДД. Проект «Я - примерный пешеход» для работы с детьми в старшей группе

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный Цели проекта:1.Формирование потребности усвоения правил дорожного и пешеходного движенияна городской улице2.Развитие умения определ...

Педагогический проект. "Наши четвероногие питомцы".(для работы с детьми старшей группы детского сада)

Планирование работы по проекту. Интеграция образовательных областей....

Проект «Буктрейлер и сторисек в работе с дошкольниками»

Авторы проекта: Дмитрова Татьяна Леонидовна и Карташова Наталия АлександровнаУчастники проекта: дети и педагогиТип проекта: познавательно - творческийСроки реализации проекта: сентябрь - дек...

Буктрейлер и Сторисек, в работе с детьми по формированию положительной мотивации к чтению, через речевое развитие.

В.А.Сухомлинский  говорил «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».Проблема снижения интереса к чтению одна из самых серьезных и актуальных в н...

Проект "Буктрейлер и сторисек в работе с детьми по формированию положительной мотивации к чтению через речевое развитие «В сердцах и книгах память о войне…". Авторы - Дмитрова Татьяна Леонидовна и Карташова Наталия Александровна.

Патриотическое воспитание дошкольников признается сейчас одной из главных целей в системе Российского образования. Необходимо уже с дошкольного возраста формировать у детей первоначальные, достоверные...

Мастер - класс "Буктрейлер и Сторисек, в работе с детьми по формированию положительной мотивации к чтению, через речевое развитие". Дмитрова Т.Л. и Карташова Н.А.

В.А.Сухомлинский  говорил «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Проблема снижения интереса к чтению одна из самых серьезных и ак...