Консультация для родителей на тему: "Раннее речевое развитие. Формирование глагольного словаря".
консультация

Зарипова Диляра Зифировна

 Глагольный словарь - это основа фразовой речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ranee_rechevoe_razvitie._glagolnyy_slovar.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Раннее речевое развитие. Формирование глагольного словаря»

Раннее речевое развитие характеризуется трудностями в наращивании глагольного словаря, а именно глагольный словарь — показатель интеллектуального развития в целом. Глагольная лексика формируется медленнее, чем словарь существительных. Тем не менее нужно, чтобы ребенок как можно раньше начал применять в своей речи глаголы. Для этого рекомендуется использовать глаголы-звукоподражания. Важно, чтобы глаголы как можно быстрей попадали в состав предложения, поэтому, как только ребенок научился произносить слово-действие, немедленно вводят его во фразу.

Ребенка можно знакомить с глаголами, обозначающими движение или состояние тела (идти, лежать, бежать и т. п.) и наиболее часто совершаемые действия (кушать, спать, мыть и т. п.).

Введение в речь глаголов-звукоподражаний

Глаголы-звукоподражания, как правило, состоят из 2-х повторяющихся слогов — открытых или закрытых. Когда ребенок выполняет какое-либо действие, взрослый может комментировать их: «Маша кушает. Маша АМ-АМ».

Словарь глаголов-звукоподражаний для раннего возраста

Кушать — АМ-АМ, спать — БАЙ-БАЙ, стучать — ТУК-ТУК, ехать (первоначально на поезде, а потом и на другом транспорте) — ТУ-ТУ, упасть — БАХ, плавать (течь) — БУЛЬ-БУЛЬ, идти — ТОП-ТОП, купать — КУП-КУП, болеть — БО-БО.

Выполняя разнообразные действия нужно оречевлять их вслух: «Я стучу. Я кушаю.» После этого, можно предлагать малышу совершить эти же действия (или показать, как он это делает). Например: «Я стучу. Покажи, как Маша стучит. Как Маша ТУК-ТУК? Ребенок повторяет вслед за взрослым действие, а взрослый задает вопросы: «Маша стучит? Маша ТУК-ТУК? Что Маша делает?» Ребенок отвечает.

Если малыш старается объясняться жестами (например, на вопрос по поводу ходьбы: «Что Маша делает?» — начинает сильнее топать), можно задать ему провокационный вопрос: «А! Маша кушает? Маша AM-AM?»

Для закрепления материала один и тот же глагол-звукоподражание используется в сочетании с максимальным количеством слов-предметов. Когда ребенок ест, можете попросить его покормить куклу, мишку. При этом необходимо проговаривать: «Маша кушает, Маша АМ-АМ. Теперь Ляля АМ-АМ. Теперь Миша кушает — АМ-АМ». Важно задавать как можно больше вопросов ребенку: «Кто кушает — Миша или  Ляля? Что Ляля делает?».

Советы для дальнейшего развития глагольного словаря

1. Почаще задавайте ребенку вопросы по поводу того, кто что делает. Посмотри, что делает бабушка? Папа? (когда они выполняют простые действия, которые ребенок уже может как-то назвать).

 2. Играйте, например катайте машинку. Спрашивайте: Машинка что делает? Если ребенок не может ответить, помогайте: Машинка едет, БИ-БИ едет — ТУ-ТУ. Выясняйте: Машинка едет или стоит? Когда купаете ребенка, бросьте ему в ванну резиновые игрушки. Спрашивайте: Что Ваня делает? Купается — КУП-КУП. А рыбка (лягушка — КВА-КВА) что делает? КУП-КУП. Кто купается?

3. Задавайте ребенку вопросы о том, что он хочет (чтобы на вопрос можно было ответить словом-действием). Маша хочет АМ-АМ или гулять?

4. Пусть ребенок угадывает, какое действие вы собираетесь совершить. Например, возьмите веник или тряпку, спросите: Что мама будет делать? (мести, мыть).

5. Спрашивайте у ребенка по поводу его намерений: Что Маша будет делать сейчас? (играть). Кто будет играть — Маша или мама?

6. Формируйте глаголы повелительного наклонения. Глаголы должны использоваться с подходящими по смыслу дополнениями.

7. Играйте в мяч. Прежде чем ребенок бросит мяч, просите у него: Дай мяч! Затем пусть он просит у вас: Дай мяч! Только после этого перебрасывайте мяч обратно. Когда бросаете ребенку мяч, всегда говорите: На мяч! Лови! Нужно, чтобы он, бросая вам мяч, произносил то же самое. Точно так же играйте с шариком или любой другой игрушкой, которую можно бросать. Слова дай и на сопровождайте жестами.

8. Позовите ребенка: Иди ко мне! (сопровождайте просьбу жестом). Пусть подойдет. Обнимите его. Затем попросите его позвать вас: Позови меня. Скажи: «Иди ко мне!» Если ребенок будет звать вас одним только жестом или как-то иначе обращать на себя внимание, говорите ему: Позови меня словами. Что нужно сказать? Иди ко мне! В предложении Иди ко мне ребенок, скорее всего, будет пропускать предлог «ко». Просите ребенка позвать кого-нибудь из домашних: Иди к папе. Позови его ко мне. Скажи папе: Иди к маме!

9. Предлагайте ребенку попросить вас что-нибудь сделать и выполняйте его просьбы. Например: Попроси меня встать. Встань! Попроси меня сесть. Сядь! Попроси меня хлопать в ладоши, лететь (изобразите руками, что летаете) и т. п.

Примерный словарь: мыть, мести, играть, идти, бежать, смотреть, гулять, кушать, спать, лететь, ложиться, вставать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка

В статье рассказано, как влияет развитие пальчиковой моторики на развитие речи ребенка, как развивать мелкую моторику рук....

Консультация для родителей «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста» (с рекомендациями для родителей)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение« Детский сад №93  г.Карталы» Консультация для родителей«Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста»(с рекоме...

Консультация для родителей по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Пересказ как одна из форм развития речи и памяти»

Консультация для родителей по образовательной области «Речевое развитие» на тему:«Пересказ как одна из форм развития речи и памяти» Цель: побудить родителей к обучению дет...

Консультация для родителей «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста» (с рекомендациями для родителей)

Больше всего в ребёнке четырёх-пяти лет поражает его успехи в усвоении родного языка. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нём появляются абстрактные понятия. Малыш пытается понять смыс...

Консультация с родителями на тему: «Ранняя профориентация дошкольников и роль родителей в ней»

Консультация содержит  определения основных терминов и предложен краткий список того,что родитель может рассказать ребенку о выборе профессии....

Консультация для родителей на тему: «Раннее развитие музыкальных способностей у детей»

Консультация для  родителей на тему:«Раннее развитиемузыкальных способностей у детей»...

Консультация для родителей «Применение «синквейна», как способа развития и актуализации словаря детей старшего дошкольного возраста»

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко ...