"Формы словарной работы в ДОУ"
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)

Гульназ Медведева

«Формы cловарной работы в ДОУ»

Формы  и методы работы

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Экскурсии, осмотры (рекомендуемая тематика экскурсий) 

Экскурсия «Мой детский сад»

 

1/Рассказ о работниках ДОУ, называя их профессии

2/Рассматривание картин взрослый показывает ребенку 3–4 картинки профессии в ДОУ, а ребенок должен их назвать. 

3/Упражнение «Исправь ошибку»

 

 

 

 

 

Экскурсия по территории детского сада.

1.Упражнение «Что это?»

Цель: учить выделять и называть признаки предмета и кому они принадлежат

Взрослый показывает предметы и называет их. Напри мер: «Это цветок  ». Ребенок должен описать предмет, перечислить его признаки

2.Игровое упражнение «Кто больше увидит и назовет»

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предметов на участке

В гости  приходит кукла. Взрослый и ребенок знакомят куклу Дашу с участком

3/Игровое упражнение «Что напутал Незнайка?»

Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.

В гости  приходит Незнайка ,рассказывает про  детский сад , участок  для прогулки, но делает ошибки и допускает неточности в описании. Ребенок исправляет неточности, допущенные

 

«Экскурсия в кабинет прачечной»

 

1.Активизация: утюг, корзины для чистого белья, стиральная машина, белье

 

2.Обогащение словаря : центрифуга, профессиональная стиральная машина, стеллажи для сортировки чистого белья, оператор стиральных машин

3.Предварительная работа: беседа о профессии оператора стиральных машин, рассматривание иллюстраций

 

Экскурсия в парк

1.Обогащение словаря: береза, ель, сосна, облака, радуга,ручеек.

2.Разучивание с детьми стихотворений и загадок о природе.

3.Продумывание и изучение маршрута движения, осмотр поляны

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnoy_raboty.docx38.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Формы cловарной работы в ДОУ»

Формы  и методы работы

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Экскурсии, осмотры (рекомендуемая тематика экскурсий) 

Экскурсия «Мой детский сад»

1/Рассказ о работниках ДОУ, называя их профессии

2/Рассматривание картин взрослый показывает ребенку 3–4 картинки профессии в ДОУ, а ребенок должен их назвать. 

3/Упражнение «Исправь ошибку»

Экскурсия по территории детского сада.

1.Упражнение «Что это?»

Цель: учить выделять и называть признаки предмета и кому они принадлежат

Взрослый показывает предметы и называет их. Напри мер: «Это цветок  ». Ребенок должен описать предмет, перечислить его признаки

2.Игровое упражнение «Кто больше увидит и назовет»

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предметов на участке

В гости  приходит кукла. Взрослый и ребенок знакомят куклу Дашу с участком

3/Игровое упражнение «Что напутал Незнайка?»

Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.

В гости  приходит Незнайка ,рассказывает про  детский сад , участок  для прогулки, но делает ошибки и допускает неточности в описании. Ребенок исправляет неточности, допущенные

 

«Экскурсия в кабинет прачечной»

1.Активизация: утюг, корзины для чистого белья, стиральная машина, белье

2.Обогащение словаря : центрифуга, профессиональная стиральная машина, стеллажи для сортировки чистого белья, оператор стиральных машин

3.Предварительная работа: беседа о профессии оператора стиральных машин, рассматривание иллюстраций

 

Экскурсия в парк

1.Обогащение словаря: береза, ель, сосна, облака, радуга,ручеек.

2.Разучивание с детьми стихотворений и загадок о природе.

3.Продумывание и изучение маршрута движения, осмотр поляны

 

Рассматривание  предметов, игрушек (рекомендуемые предметы, игрушки)

Рекомендуемые предметы, игрушки:

  Рамки-вкладыши с изображением животных, транспорта, фруктов, овощей и т.д.

1.беседа о игрушках,

2.рассматривание игрушек

3. сюжетно- ролевая игра «У куклы новая мебель».

   Разрезные картинки и дидактические карточки с изображением букв, машин, фруктов, овощей, различных бытовых предметов. В данном случае зрительный образ на картинке ребенок сопоставляет с произнесенным словом.

   Различные виды общественного транспорта и машинок .

1.сенсорное обследование с помощью вопросов, указаний, пояснений;

2.сравнение предметов.

3. использование раздаточного материала;

     Сюжетно-ролевые игры на всевозможные темы: набор врача, парикмахера, продуктовые корзинки, бытовая техника, посуда. Девочкам нравятся куклы и кукольные дома, мальчиков – роботы, фантастические животные.

1 углубление и уточнение знаний об уже знакомых предметах, их деталях и назначении;

2работа над синонимами, которая переплетается с усвоением тематических групп слов;

3работа над антонимами, которую рекомендуется сочетать с составлением словосочетаний и предложений;

 

рассматривание иллюстраций, изготовление игрушек методом оригами, художественно-эстетическая деятельность: обводка трафаретов и раскрашивание, дидактические

1.Уточнение понимания значения известных, близких или противоположных (синонимы и антонимы) слов, а также многозначных слов с прямым и переносным смыслом. 

2.Работа над смысловой стороной слова, к усвоению детьми выразительных средств языка.

3. активизация словаря, выработка навыков осознанного и уместного использования слов в соответствии с контекстом высказывания.

Рассматривание картин (рекомендуемые картины для рассматривания)

Тема: Мама купает ребенка.

1.Воспитатель упражняет в назывании слов: купаться, ванна, полотенце, поливать, вытирать.

 2.Активизация словаря

3.Уточнение названия предметов

 

Тема: Дети обедают

 Воспитатель показывает картинки, рассказывает : На картинке нарисованы дети. Они обедают, сидят за столом спокойно. Мальчик ест кашу из тарелки, Вася, покажи тарелку. А это что? (большая ложка). А девочка уже съела кашу. Девочка ест компот ложечкой. А это что? (чашка). В чашке компот. А это что? (блюдце). Что делает девочка? Этот мальчик уже съел компот. Он вытирает рот салфеткой. Что делает мальчик? Салфетки стоят в стакане

Упражняются в названии слов тарелка, чашка, блюдце, ложка, салфетка, ест, вытирает, держит.

 

Тема: «Зима в лесу»

1. Формирование умений рассматривать картину; связно и последовательно описывать ее.

 2. Активизация и обогащение словарного запаса детей. 3. Развивать навыки в умении подбирать слова со сходным и противоположным значением (синонимы и антонимы); правильно употреблять глаголы. 

Тема:«Работа на участке» 

1Совершенствовать умение составлять рассказы о содержании картины.

2 Учить детей выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.

3Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Загадывание и отгадывание загадок (примеры загадок)

Молоко её полезно,
В огород она залезла,
И глядит "во все глаза" –
Длиннорогая ...(коза)

Машет радостно хвостом,
Когда идёт хозяин в дом.
У неё удел таков - 
Дом хранить от чужаков                               (Собака)

1 закреплять в речи названия животных, 2закрепить использование слов, обозначающих качества 3 закрепить сипользование слов обозначающ действия животных. 

«Тянет потянет дед,а вытянуть не может…..

                                                                                   («Репка»)

«… Я лягушка квакушка.Пустите меня к себе жить….

                                                                                 («Теремок»)

1Формировать диалогическую речь,продолжать работать над дикцией, над четким  произношением слов и словосочетаний, 2развивать выразительность речи, 3обогащать и расширять словарный запас детей. 

Пляшет крошка, а всего одна ножка (волчок)

Упадет – поскачет, ударишь – не плачет (мяч).

  1. обогащение словарного запаса детей. 2.увеличение пассивного и активного словаря детей 

1Формировать диалогическую речь,продолжать работать над дикцией, над четким  произношением слов и словосочетаний

  1. обогащение словарного запаса детей. 2.увеличение пассивного и активного словаря детей
  2. 1Формировать диалогическую речь,продолжать работать над дикцией, над четким  произношением слов и словосочетаний

Дидактические игры (название, цель)

Игра мячом «Хорошо — плохо»

Цель: расширение словаря, знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости.

Мир не плох и не хорош — объясню, и ты поймешь.

Ход игры: Дети сидят в кругу.

Вариант 1.

Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Педагог: Дождь.

Дети: Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным.

Педагог: Город.

Дети: Хорошо, что я живу в городе - можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Вариант 2.

«Нравится - не нравится» (о временах года).

Педагог: Зима.

Дети: Мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.

 

Игра «Подбери словечко»

Цель игры: расширять словарный запас, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Ход игры: В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать «свежий»? Воздух, огурец, хлеб, ветер; «старый» (дом, пень, человек, ботинок); «свежая» (булочка, новость, газета, скатерть); «старая» (мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее» (молоко, мясо, варенье); «старое» (кресло, сиденье, окно).

 


«Какой?  Какая? Какое?»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными по теме «Продукты  питания»

Материал:  предметные картинки с изображением продуктов питания.

 Ход игры: ребенок выбирает предметную картинку, воспитатель  задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

          Каша (какая?) – вкусная, горячая, манная…

          Чай  (какой ?)  – сладкий, теплый, душистый….

          Яблоко  (какое ?)  – кислое, круглое, румяное…

 

 

«Сплетем венок из предложений»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

 

Дидактические упражнения (название, цель)

«Скажи, похожее слово»

Цель: Учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

Ход игры:

1. Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.

Думать … (размышлять)

открыть … (отворить)

отыскать … (найти)

зябнуть … (мерзнуть)

поразить … (удивить)

шалить … (баловаться)

забавлять … (развлекать)

прощать … (извинять)

звать… (приглашать)

реветь … (плакать)

мчаться … (нестись)

вертеться … (крутиться)

опасаться … (бояться).

  

Дай определение словам


Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления


Ход игры: я начну, а ты закончи:

Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая

Праздник (какой?) – веселый, долгожданный

 

«Какое слово потерялось?»

Цель: Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.

Ход: Воспитатель читает стихотворение.

«Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих,
Ждет он и вздыхает:
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потек, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко.»

В: Вспомните стихи и скажите, какое слово «потерялось»
Я люблю свою лошадку.
Причешу ей шерстку (гладко)

Спать пора! Уснул бычок,
Лег в кроватку на (бочок) ит. д.

По окончании воспитатель подчеркивает, что в стихах много разных слов, и все они звучат по-разному.

 

«Я один»

Цель: Упражнять в названии имён существительных в единственном числе.

Один – ботинок, туфель, сапог, галош, валенок, шлёпанец, чешек…

 

Дидактические игры и упражнения для речевого развития дошкольников

Дидактические игры и упражнения

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Развитие словаря

«Кто живёт во дворе?»

 

Цель:

Учить образовывать единственное и множественное число существительных. Курица - куры, гусь – гуси, утка – утки, цыплёнок – цыплята, утёнок – утята, гусёнок – гусята.

Ход:

Ребенок рассматривает картинки с изображением курицы, петуха, утки, гуся. Потом подбирает каждой птице птенцов.

От утки, курицы, гусыни убежали птенцы. Кто же убежал от курицы? Ребенок находит картинку - цыплята. Находят птенцов для других птиц.

Ребенок рассматривает картинку с изображением курицы и цыплёнка, далее задаются вопросы по картинке: кто здесь нарисован? Что делает цыплёнок?

«Какая погода»

Цель: образование качественных прилагательных.

Ход: Если идет дождь – дождливая;

дует ветер – ветреная;

…тучи на небе – пасмурная;

… лужи кругом – сырая;

… солнышко светит – солнечная, ясная.

Узнай по описанию

Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию

Ход :у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь и показывать его.

Отгадай-ка

Цель: упражнять детей в составлении описательных рассказов

развивать умение внимательно слушать товарища

Ход: водящий описывает какой-либо предмет, не называя его. Остальные играющие должны по описанию узнать предмет. Назвавший его правильно становится водящим.

 «Новоселье»

  Цель: дифференциация понятий «одежда» и «обувь».

 Ход . Создаётся следующая игровая ситуация: «У куклы Кати новоселье. Ей надо собрать свои вещи для переезда на новую квартиру. Помогите уложить вещи правильно, чтобы на новом месте ей было легко отыскать все свои платья и туфли. Одежду будем складывать в одну коробку, а обувь – в другую». Затем ребёнку дается два набора предметных картинок и две коробочки, на каждой помещён свой символ: для одежды платье, для обуви – сапожки.

Лото «В мире растений»

Цель : Закрепление слов-обобщений: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; активизация словаря по данным темам.

Ход игры. Игра проходит по общему правилу игры в лото. Когда все маленькие карточки будут розданы, каждый играющий должен назвать одним словом всю группу своих слов - названий растений.

«Звуковые шапочки»

Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.

Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».            

 

«Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .

Воспитание звуковой культуры речи

«Догадайся, что звучит»

Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать.
Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.


«Часы»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом… ». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак… »! Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза) ; идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз) .

— Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов) .

 «Какого звука не хватает?»

Цель: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.

Ход игры:

Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой.

Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.

Например, пи[ ]ама - пропал звук [ж], вок[ ]ал -звук [з], тарел[ ]а - звук [к], конфе[ ]а - звук [т], мар-ты[ ]ка - [ш], мака[ ]оны - [р] и т. д. Взрослый может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка.

«Измени слово»

Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.

Ход игры:

Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]:

друг — дружок,

пирог — пирожок,

сапог — сапожок,

снег — снежок,

рог — рожок,

луг — лужок,

творог — творожок,

флаг — флажок.

«Третий лишний»

Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

Ход игры:

Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ш]:

шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила;

голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка.

«Чудесный художник»

Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

Ход игры:

Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.

 Игра «Поймай слог»


Цель: – развитие слухового внимания и его быстроты.
Воспитатель «бросает» детям слог, а они должны «превратить» его в слово.
Например: ПА – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д. 

Игровое упражнение «Раздели правильно»


Цель: – развитие умения делить слова на слоги.
Воспитатель говорит детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

Формирование грамматического строя речи

 Наоборот

Цель: обогащать словарь детей и совершенствовать грамматический строй речи, связную монологическую речь.

Ход игры: я начну, а вы продолжите:

Веселый праздник – грустный

Большой подарок – маленький

Светлое небо – …

Чистое платье – …

Хорошее настроение – …

Теплая погода - …

Назови, одним словом

Цель: обогащать словарь детей и совершенствовать грамматический строй речи, связную монологическую речь.

Ход игры: сгруппируйте эти предметы.

Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение.

 "Назови правильно"

Цель: учить согласовывать местоимения с существительными и прилагательными по смыслу.

Ход: Дети выбирают по желанию овощ или фрукт и встают по одной полосе. Первый ребенок говорит: "Это мое яблоко" и делает шаг вперед. Следующий говорит: "Это мой огурец" и тоже делает шаг вперед. Когда все дети правильно назвали местоимение с существительным, воспитатель возвращается к первому ребенку и задает вопрос: "Яблоко какое? Огурец какой? Клубника какая? " (при правильном ответе - ребенок делает шаг вперед).

Выигрывает тот, кто больше назвал слов, отметив цвет, форму, величину, вкус и ушел вперед дальше всех.

"Спорщики"

Цель: учить составлять предложения с союзом " А ", активизировать в речи слова -определения.

Ход:

Выкладываем картинки овощей и фруктов.

Педагог показывает картинку яблока и предлагает послушать как спорят два друга:"Я сладкое яблоко "подкладывает картинку лимона:" А я кислый лимон " и предлагает детям по очереди выбирать спорщиков.

Я оранжевый апельсин, а я красное яблоко,

Я помидор-овощ, а я груша - фрукт,

Я морковь овальная, а я помидор круглый.

Педагог: "Долго спорили овощи и фрукты. Дети, давайте их помирим и скажем, что все они нам нужны, важны и полезны».

 ПОДБЕРИ ПРИЗНАК

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

 Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

        Сапоги (какие?) – коричневые,         удобные, теплые…

        Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

        Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

        Шляпа (какая?) – черная, большая…

        Туфли (какие?) – осенние, красивые…

        Платье (какое?) -  новое, нарядное, зеленое…

        Рубашка (какая?) -  белая, праздничная….

        Шуба (какая?) -  меховая, теплая…

       

НАЗОВИ ЛАСКОВО

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

«Прятки»

Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).

Материал. Грузовик, мишка, мышка.

Ход игры: В гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т.д.

«Распутай слова»

Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.

Ход игры: Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?

Предложения для игры:

1. Дымок, идёт, трубы, из.

2. Любит, медвежонок, мёд.

3. Стоят, вазе, цветы, в.

Развитие связной речи

 Дай определение словам

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры: я начну, а ты закончи:

Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая

Праздник (какой?) – веселый, долгожданный

Кто у кого?

Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом А

Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок»

Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок»

 «Я начну, а ты закончи»

Цель: активизация словаря, употребление прилагательных, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры: я начну, а ты закончи:

Мама (какая) - добрая, ласковая, строгая

Праздник (какой) - веселый, долгожданный

 «Дай действия словам»

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания

Ход игры: я начну говорить, а ты закончи:

Мама (что делает) – стирает, готовит, помогает…

Праздник (сто делает) – наступает, приходит,

радует…

 «Найди картинке место»

Цель: учить соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Материал: наборы серийных картинок для выкладывания.

Ход игры

Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

«Где начало рассказа?»

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Материал: серия сюжетных картинок.

Ход игры

Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

 «Какая картинка не нужна?»

Цель: учить находить лишние для данного рассказа детали.  

Ход игры

Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.  

«Составь два рассказа»

Цель: учить различать сюжеты разных рассказов.

Ход игры

Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по словарной работе

Собрание игр по разделу : словарная работа...

Методика проведения словарной работы. Роль детской литературы в словарной работе

Чем богаче активный словарный запас человека, тем у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли; тем, следовательно, содержательнее, доходчивее,...

Метод.объединение. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

В данном материале представлено выступление на метод.объединение "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА". А так же показано многофункцио...

Задачи и содержание словарной работы. Методика словарной работы.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьевой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы....

Организация словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы).

Развитие словаря особенно значимо в дошкольном возрасте, потому что в этом возрасте идёт процесс целенаправленного формирования знаний и умение пользоваться полученными знаниями....