"Учим ребёнка пересказывать"
консультация по развитию речи

Васянка Тамара Александровна

К сожалению, как показывает опыт, дети очень плохо владеет связной речью. Они, если и отвечают на вопрос , то одним словом или короткими предложениями. С трудом составляют рассказ по картинкам. Не всегда могут пересказать текст или даже знакомую сказку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Когда начинать обучать ребенка пересказу и составлению рассказов

Обучение пересказыванию зависит от возраста и проходит поэтапно. Начиная с простейшего перечисления главных героев и их действий, ребенок постепенно учится уделять внимание все большему количеству деталей. Почти любое детское произведение, написанное прозой, подойдет для этой цели. Стихотворения пересказу не подлежат.

  • Учить детей пересказывать можно начинать после 3 лет. Словарный запас в этом возрасте уже превышает 1500 слов, а речь ребенка в 3-4 года нуждается в постоянной тренировке.

Для этого используйте небольшие, знакомые детям сказки. Например, «Репка», «Колобок», «Теремок». Обучение происходит с опорой на наводящие вопросы взрослого или картинки. Например, малыш пересказывает сказку «Репка». Наводящие вопросы взрослого: Кто посадил репку? Какая выросла репка? Кто стал тянуть репку? Кого позвал дед? Кого позвала бабка?..

  • Хорошей подсказкой 4-летнему ребенку, о чем говорить, служат игрушки, соответствующие сюжету. Их следует демонстрировать по ходу того, как разворачиваются события истории или сказки.
  • Для дошкольников  после 5 лет эффективен при пересказе метод моделирования. Например, чтобы помочь ребенку пересказать «Три медведя», каждого персонажа можно ассоциативно обозначить кружком определенного размера или цвета (Маша – это розовый круг, старший медведь – коричневый и пр.). Ориентируясь на эти установки, дошкольники пересказывают сюжет с помощью взрослого.

В старшем дошкольном возрасте дети учатся составлять рассказы самостоятельно. Первые пробы по составлению рассказов для большинства детей начинаются в 5 – 6 лет. Сначала дети описывают игрушки. Впоследствии процесс усложняется. Дошкольники переходят к составлению рассказа по картинкам. Еще большим продвижением является умение ребенка сформулировать несколько предложений, глядя на фотографию или художественное полотно.

Методические приемы, помогающие детям учиться пересказывать

Особенности пересказа у дошкольников разного возраста свои. Когда ребенку 3-4 лет удается упомянуть обо всех главных героях сказки, он всем своим видом демонстрирует, что задача выполнена и не желает больше задерживаться на сюжете. Дети 4-5 лет в пересказ могут вплетать поправки на личное усмотрение, в то время как в 5-6 лет их уже не устраивают текстуальные неточности.

Учить дошкольника запоминать и пересказывать можно, используя следующие приемы:

  • Неоднократное чтение или рассказывание сказки взрослым. Ребенок должен уметь слушать до конца.
  • Рассматривание иллюстраций и беседа о нарисованном. Это впоследствии позволит опираться на картинки.
  • Вопросы по сюжету сказки. Их взрослый задает для вербальной подсказки.

Использование фланелеграфа, на котором выкладываются фигурки героев сказки. Они должны появляться постепенно в соответствии с сюжетом истории.

Маленькие игрушки – сказочные персонажи служат подсказкой при пересказе.

-Элементы драматизации. Дети обыгрывают фрагмент или всю сказку.

-Фиксирование основных событий какими-либо маркерами, а затем пересказ с опорой на ключевые события.

Метод моделирования.

Мнемотаблицы, в которых сюжет воспроизводится с помощью пиктограмм.

Перечисленные методы ориентированы на то, чтобы ребенок вспомнил больше деталей услышанного произведения. Остановимся на наиболее востребованных из них на практике.

Использование опорных сюжетных картинок

Сюжетные картинки – довольно распространенное средство развития речи. Однако этот метод имеет как свои очевидные плюсы, так и существенный минус. Глядя на картинки, ребенок часто ограничивается ситуативной речью, не пытаясь связать свой рассказ в единое целое. Особенно это характерно для младших дошкольников.

Алгоритм обучения рассказыванию по опорным сюжетным картинкам:

-Чтение сказки взрослым.

-Беседа о прочитанном. Пояснение непонятных, сложных слов. Например, в сказке «Колобок», это выражения «по сусекам», «по коробу метен».

-Повторное чтение с установкой на последующий пересказ. Взрослый демонстрирует опорные картинки во время чтения. Они могут располагаться поэтапно на магнитной доске.

-Пересказ ребенком с опорой на сюжетные картинки.

Чтобы сообщение ребенка было более детальным и наполненным, следует дольше удерживать его внимание на каждой картинке дополнительными вопросами и уточнениями.

Применение элементов театрализации

Дошкольники закрепляют умение пересказывать в театрализованной деятельности. Многие ребята с удовольствием изображают сказочных персонажей.

Если предложить ребенку не просто пересказать сказку, а говорить за главных героев, он старательно примеряет на себя образы. Его речь при этом наполняется выразительными средствами. Ребенок меняет тембр и мелодику речи, добавляет характерные образу жесты и мимику.

Элементы театрализации успешно применяют в детском саду на занятиях по художественно-эстетическому развитию. После того как дети прослушают произведение, им предлагают «шапочки» или другие элементы костюма героев. В процессе совместного изложения сюжета дошкольники не только учатся пересказывать, но и развивают диалогическую речь. Постепенно дети осваивают нормы литературного произношения, развивают связную речь.

Пересказ с опорой на главные события

Для того чтобы детям было легче вербально воспроизводить художественное произведение, нужно предварительно обсудить с ними ключевые события. Например, сказка «Три медведя». Кто жил в домике? Как их звали? Кто пришел в домик? Что она делала? Что случилось, когда вернулись домой мишки? Чем закончилась сказка?



Предварительный просмотр:

Как учить дошкольника составлять рассказы

  • Обучение оставлению историй происходит поэтапно. Сначала это описание предмета или игрушки.  Следующий этап – описание изображения на картине. Потом необходимо учить детей рассказывать по картинкам, связанным единым сюжетом. Количество картинок от 4 до 6.
  • Дошкольники подготовительной группы уже составляют истории, самостоятельно проявляя творческое мышление. Очень важна последовательность изложения. Например, составление рассказа по картине соответствует следующему алгоритму:

   Начало рассказа: «Однажды…».

Все изображенные на картине люди имеют имена, а животные клички.

-Придумывается диалог героев.

-Описывается действие персонажей.

-Придумывается название рассказа.

  • Эффективный прием при обучении в составлении историй – это игры и игровые упражнения. Например, «Путешествие в Сочиняйку». Цель: учить сочинять, импровизировать, разыгрывать диалоги. Взрослый начинает рассказывать истории про игрушки, зверушек, детей, а дошкольники продолжают. При затруднении задаются наводящие вопросы.

Описание предмета или игрушки

В основе описания предмета или игрушки используются их самые заметные характеристики. Например, цвет, форма, вкус, запах, предназначение предмета. Как ребенок может описать яблоко: «Это яблоко. Оно красное (краснобокое, зеленое…), круглой формы, сладкое (кислое), растет на дереве, фрукт». Такое описание озвучивают дети старшего дошкольного возраста.

  • Рассказ малышей представляет собой ответы на наводящие вопросы взрослого и состоит из 2 – 3 предложений. Например, описание мячика: «Это мячик, он большой, красного цвета».

  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Обучение составлению рассказов по серии картинок начинается с информации о его структуре. Дошкольник должен знать, что у истории есть начало, главное событие и конец. Дети учатся придумывать разное начало для рассказов, их название.

  • Важно уметь озвучивать диалог персонажей, присутствующих на картинках. Серия предлагаемых картинок состоит из 2-6 изображений. Описывается каждая картинка, объединяясь с другими в единый сюжет.
  • Связное описание изображения на картине

Картина, предлагаемая детям для описания, должна быть доступна их пониманию. Например, в 3 года это «Кошка с котятами», а для старших дошкольников это могут быть изображения природы, сюжеты, натюрморт. Например, «Дети на прогулке», «Весна», «На горке».

          В подготовительной группе можно использовать картины известных художников. Например, И. Левитана «Большая вода» или В. Васнецова «Аленушка». Дошкольник описывает главные объекты, постепенно переходя к дополнительным. При описании картины детьми активно используются прилагательные.

Поддержка свободного изложения личных историй и впечатлений

Дети с удовольствием делятся с окружающими личными впечатлениями. Они охотно передают свои переживания, эмоции, чувства. Происходит развитие связной монологической речи дошкольников. Темы для историй: «Детский сад», «Семья», «Путешествие к морю», «Поездка к бабушке в гости», «Покупка новой игрушки». Роль взрослого заключается в том, чтобы направить поток детской информации в нужное русло.

Рассказывая истории из личного опыта, дети должны уметь:

    Не отклоняться от заданной темы;

Точно указывать время и место событий, произошедших с дошкольником;

Использовать в рассказе точные названия предметов, имена, действия.

Рассказ должен быть законченным.

Очень важен объем словарного запаса ребенка. Чем он больше, тем подробней будет рассказ.

Обучение детей пересказу и сочинению небольших историй выполняет важные функции в речевом и мыслительном развитии дошкольника. Ребенок учится повествованию и связному изложению, тренирует грамматический строй своей речи, развивает активный словарик, обучается придавать последовательность и завершенность высказываниям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧИМ РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ .Подборка текстов.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3675739","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"367","width":"480"}}]]Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские ...

Учим ребёнка пересказывать короткие рассказики

УЧИМ РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ КОРОТКИЕ РАССКАЗИКИ.Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и ...

Учим ребёнка пересказывать короткие истории

Эти короткие рассказы помогут легко научить ребёнка пересказывать тексты....

УЧИМ РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ КОРОТКИЕ ИСТОРИИ

Специально подобранные короткие рассказы научат ребёнка легко пересказывать тексты....

Учим ребёнка пересказывать. Консультация для родителей

В наш век интенсивной компьютеризации мы очень мало времени уделяем общению со своими детьми. Многие считают, что занятия в детском саду, уроки в школе – этого достаточно для развития ребенка. Н...

Учим ребёнка пересказывать короткие рассказы

В статье предсталены короткие рассказы,с помощью которых можно легко научить ребёнка пересказывать....