Активизация речи у дошкольников раннего возраста
статья по развитию речи

Цагадова Наталья Сергеевна

Представляем вашему вниманию материал учителя-логопеда 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Активизация речи у дошкольников раннего возраста Учитель-логопед: Цагадова Н.С.

Слайд 2

Ранний возраст– ответственный период в речевом развитии детей. В этом возрасте у ребенка происходит развитие понимаемой речи взрослых, способности подражать ей, формирование собственной активной речи, которая становится средством общения его со взрослыми. На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Педагог должен оказывать влияние на развитие активной, коммуникативной речи дошкольников.

Слайд 3

К двум годам ребёнок понимает почти все слова, которые произносит взрослый , называя окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать и объяснения взрослого ( инструкции ) относительно совместных действий. Поскольку ребёнок активно познаёт мир вещей, манипулируя с предметами для него – наиболее значимая деятельность, а освоить новые действия с предметами он может только совместно с взрослым. Инструктивная речь , организующая действия ребёнка, понимается им достаточно рано . Позже, в 2-3 года , возникает понимание и речи-рассказа . Они понимают многое из того, что говорят взрослые об известных им предметах и действиях. Но совершенно особым образом на втором году жизни ребенок относится к разговору, прямо к нему не относящемуся.

Слайд 4

Предложения первоначально , примерно в 1,5 года , состоят из 2-3 слов . Это чаще всего субъект и его действия («иди сюда»), действие и объект действия («дай игрушку», «хочу конфету») или действие и место действия («машинка там»). К концу второго года жизни ребенка речь становится основным средством общения . Взаимоотношения со взрослым облекаются в словесную форму. Ребенок обращается к окружающим по разным поводам: просит, требует, указывает, называет, а в дальнейшем и сообщает. Речевая активность ребёнка обычно резко возрастает между 2-3-мя годами . Расширяется круг его общения – он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. Ребёнок отвечает на вопросы взрослого и сам задаёт вопросы о том, что они делают вместе. Когда же он вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребёнка, поэтому такие диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг другу. К трём годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка . В речи ребёнка встречаются почти все части речи, разные типы предложений.

Слайд 5

Также можно использовать для активизации речи детей раннего возраста : - Разговор с самим собой . Когда малыш недалеко от взрослого, мы начинаем говорить вслух о том, что видим, слышим, думаем : говорить нужно медленно, (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми фразами. Пример : «Где чашка?» , «Я вижу чашку» , «Чашка на столе» , «В чашке молоко» , «Таня пьёт из чашки молоко» и т. п. - Параллельный разговор . Взрослый описывает все действия ребёнка (мы как бы показываем ребёнку слова, выражающие его опыт) . - Провокация или непонимание ребёнка. Малыш показывает на полку, смотрит на вас. Вы хорошо понимаете, что ему нужно, но даете другую игрушку. Сначала будет возмущение, потом подсказка. «Я не могу понять, что тебе нужно : куклу, машину, кошку и т. д.»

Слайд 6

- Распространение. Продолжайте и дополняйте всё сказанное, но не принуждайте к повторению. Пример : ребёнок «суп» , взрослый – «очень вкусный овощной суп» . Постепенно приучаем ребёнка заканчивать свою мысль. - Приговор. Использование игровых песенок, потешек , приговоров доставляют детям огромную радость, способствует обучению вслушиваться в звуки речи , играть словами. Большинство потешек приговоров связано с двигательной деятельностью детей . Чем больше ребёнок выполняет движений, тем больше участков коры головного мозга включается : (с правой рукой – левое полушарие, с левой – правое) . - Выбор . Предоставлять ребёнку выбор. Уже к двум годам ребёнок может самостоятельно делать выбор, если ему это право предоставлено «Тебе налить пол стакана молока или целый?» , «Ты хочешь играть с куклой или с медведем?»

Слайд 7

Замещение. "Представь, что..." — эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте двух-трёх лет ребёнок с удовольствием представляет, что кубик — это пирожок, а коробка из-под обуви — печь. В этом возрасте детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность ребёнка. Вовлечь детей в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: " Угадайте, что я сейчас делаю ". Начинать предпочтительно с элементарных действий: причесываться, чистить зубы,танцевать - Игры –манипуляции : паровозик гудит – у-у-у; прятки – а-у ; поиск предмета –ку-ку; гуси-га-га-га ; мышки – пи-пи-пи приводят к появлению двойных слогов. - Ролевая игра . Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.

Слайд 8

- Один из самых действенных способов речевого развития ребенка, который обогащает словарный запас малыша, развивает его слуховое восприятие и стимулирует речевую активность — это чтение ему детских книг. При чтении произведений используются все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, эмоциональность, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога. Все приемы стимуляции проводятся: при условии хорошего на­строения у ребенка и взрослого; в игровой форме, весело и забавно.

Слайд 9

Речь- чудесный дар природы- не дается человеку от рождения . Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. И следует помнить, чтобы у ребенка появился стимул говорить, он должен иметь рядом того, с кем он сможет это делать. И мы, взрослые, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.



Предварительный просмотр:

Активизация речи у дошкольников раннего возраста

   Ранний возраст– ответственный период в речевом развитии детей. В этом возрасте у ребенка происходит развитие понимаемой речи взрослых, способности подражать ей, формирование собственной активной речи, которая становится средством общения его со взрослыми. На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Педагог должен оказывать влияние на развитие активной, коммуникативной речи дошкольников.

   К двум годам ребёнок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных действий. Поскольку ребёнок активно познаёт мир вещей, манипулируя с предметами для него – наиболее значимая деятельность, а освоить новые действия с предметами он может только совместно с взрослым. Инструктивная речь, организующая действия ребёнка, понимается им достаточно рано.

Позже, в 2-3 года, возникает понимание и речи-рассказа. Они понимают многое из того, что говорят взрослые об известных им предметах и действиях, очень любят, когда с разговором обращаются прямо к ним. Но совершенно особым образом на втором году жизни ребенок относится к разговору, прямо к нему не относящемуся. Бывает так, что малыш занят своим делом, но если бабушка говорит: «Никак очки не найду», – внук срывается с места, находит очки и приносит их, хотя его никто не просил об этом.

    Предложения первоначально, примерно в 1,5 годасостоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действия («мама идёт»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету») или действие и место действия («книга там»).

К концу второго года жизни ребенка речь становится основным средством общения. Взаимоотношения со взрослым облекаются в словесную форму. Ребенок обращается к окружающим по разным поводам: просит, требует, указывает, называет, а в дальнейшем и сообщает.

Речевая активность ребёнка обычно резко возрастает между 2-3-мя годами. Расширяется круг его общения – он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. Ребёнок отвечает на вопросы взрослого и сам задаёт вопросы о том, что они делают вместе. Когда же он вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребёнка, поэтому такие диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг другу.

К трём годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребёнка встречаются почти все части речи, разные типы предложений.

Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи, конечно с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

      Исходя из этого, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников. Словесные, наглядные, практические. 

Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами(за кошкой), в природе, экскурсии на участок, на огород. рассматривание игрушек, предметов и картин;

Практические методы: дидактические игры и упражнения; пальчиковые игры; хороводные игры; игры–драматизации.

Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

Также можно использовать  для активизации речи детей раннего возраста:

- Разговор с самим собой. Когда малыш недалеко от взрослого, мы начинаем говорить вслух о том, что видим, слышим, думаем: говорить нужно медленно, (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми фразами. Пример«Где чашка?»«Я вижу чашку»«Чашка на столе»«В чашке молоко»«Таня пьёт из.

- Параллельный разговор. Взрослый описывает все действия ребёнка (мы как бы показываем ребёнку слова, выражающие его опыт).

- Провокация или непонимание ребёнка. Малыш показывает на полку, смотрит на вас. Вы хорошо понимаете, что ему нужно, но даете другую игрушку. Сначала будет возмущение, потом подсказка. «Я не могу понять, что тебе нужно: куклу, машину,

        - Распространение. Продолжайте и дополняйте всё сказанное, но не принуждайте к повторению. Пример: ребёнок «суп», взрослый – «очень вкусный овощной суп». Постепенно приучаем ребёнка заканчивать свою мысль.

- Приговор. Исполь-е игровых песенок, потешек, приговоров доставляют детям радость, способствует обучению вслушиваться в звуки речи, играть словами. Большинство потешек приговоров связано с двигательной деятельностью детей. Чем больше ребёнок выполняет движений, тем больше участков коры голов.мозга включается(с правой рукой – левое полушарие, с левой – правое).

- Выбор. Предоставлять ребёнку выбор. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности. Уже к двум годам ребёнок может самостоятельно делать выбор, если ему это право предоставлено «Тебе налить пол стакана молока или целый?»"Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?".

     - Замещение. "Представь, что..." — эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте двух-трёх лет ребёнок с удовольствием представляет, что кубик — это пирожок, а коробка из-под обуви — печь. В этом возрасте детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность ребёнка. Вовлечь детей в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: "Угадайте, что я сейчас делаю". Начинать предпочтительно с элементарных действий: причесываться, чистить зубы,танцевать

-Игры –манипуляции: паровозик гудит – у-у-у; прятки – а-у; поиск предмета –ку-ку; гуси-га-га-га; мышки – пи-пи-пи приводят к появлению двойных слогов.

- Ролевая игра. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.

        - Один из самых действенных способов речевого развития ребенка, который обогащает словарный запас малыша, развивает его слуховое восприятие и стимулирует речевую активность — это чтение ему детских книг. При чтении произведений используются все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, эмоциональность.Все приемы стимуляции проводятся: при условии хорошего настроения у ребенка и взрослого; в игровой форме, весело и забавно.

Речь- чудесный дар природы- не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. И следует помнить, чтобы у ребенка появился стимул говорить, он должен иметь рядом того, с кем он сможет это делать. И мы, взрослые, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия активизации речевого развития детей раннего возраста

Первые годы жизни это период стремительного психического и физического развития, который является основой становления ребенка как личности. Эти процессы тесно связаны с развитием речи. Формирова...

презентация: "Активизация речевого развития детей раннего возраста через нетрадиционные сенсорные материалы"

Развитие речи в процессе игр с нетрадиционными сеснорными материалыми. Приведены примеры игр....

Проект "Активизация речи у детей раннего возраста"

Тип проекта: информационно-познавательный.Форма проведения: групповая (НОД, конкурс, развлечение, выставка, дидактические игры).Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, соци...

Проект «Активизация речи у детей раннего возраста»

Тип проекта: информационно-познавательный.Форма проведения: групповая (НОД, конкурс, развлечение, выставка, дидактические игры).Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, соци...

Нетрадиционное оборудование для активизации двигательной активности детей раннего возраста

Ранний возраст, обоснованно, считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные ...

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...