Работа с родителями
консультация по развитию речи (старшая группа)

Гаттас Светлана Евгеньевна

консультации, буклеты, памятки

Скачать:


Предварительный просмотр:

.

СЛОВАРИК:

Слуховое внимание – умение определять на слух звучание и его направление.

Фонема – звук, умение различать каждый звук в слове.

Фонематический слух – способность различать и узнавать фонемы в словах (д, о, м), понимать

смысл слов.

Фонематическое восприятие – умственные действия по различению фонем и установление звуковой структуры слова:

кит – к` - мяг., согл. звук, и – глас. звук, т – твёр., согл. звук; первый звук – к`, второй – и, третий – т.

Дети 5-7 лет (старшего дошкольного возраста) должны:

1. Определять короткие и длинные слова (сравнивать слова по количеству звуков).

2. Делить слова по слогам.

3. Определять место звука в слове (начало, середина, конец).

4. Придумывать слова на заданный звук, слог.

5. Выделять звуки из слова, то есть определять наличие звука в слове (есть такой звук в слове или нет).

6. Давать характеристику звуков:

– гласный звук, обозначен красным;

– твёрдый звук, согласный, обозначен синим;

–мягкий звук, согласный, обозначен  зелёным.

8.Составлять и анализировать предложения: Карандаш упал под стол. В предложении 4 слова.

Первое слово – карандаш;

Второе слово – упал;

Третье слово – под (короткое слово);

Четвёртое слово – стол.

9. Владеть понятием «звук», «слог», «слово», «предложение».

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Что даёт в развитии фонематического слуха и восприятия у ребёнка дошкольного возраста:

* Помогает ребёнка к подготовительной к школе группе подготовит «базу» к непосредственно –образовательной деятельности  «Подготовка детей к обучению грамоте».

*  Воспитывается особая чуткость к звучанию слова и в школе дети будут практически избавлены от наиболее распространённых ошибок первоклассников:

–  Замены звонких согласных  парными глухими и наоборот («томик»  вместо «домик»,  «удюг» вместо «утюг»).

– Замены мягких согласных соответствующими  твёрдыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).

– Замена свистящих звуков [С],[З],[Ц]  шипящими [Ш],[Ж],[Щ],[Ч] («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля»).

–  Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных [Р],[Р`],[Л],[Л`],[Й] («глачи» вместо «грачи», «гойка» вместо «горка»).

* Недостаточно сформирована грамматическая сторона речи (неправильное написание суффиксов, приставок, слитное написание падежных инструкций, словообразование).

* Дети не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к сложному чтения целыми словами.

       Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

- Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

-  Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

Игра «Будь внимательным!».

Цель: Развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

   Если услышишь заданный звук, подними руку (хлопни в ладоши). Например, звук [Р]:

л, р, в, р, з; ла, за, ра, мо, ры; стол, рука, лютик.

                Игра «Назови картинки».

Цель: Учить выделять заданный звук среди предметов, изображённых на картинке.

   Назови и покажи предметы, в названии которых есть звук [Ш].  Например, картинки (можно игрушки): мышь, машина, банка, шапка, банан и т. д.

               Игра «Придумай слово».

Цель: Учить подбирать слова на заданный звук, слог.

   Придумай слово, имя мальчика (девочки) и т.д. на заданный звук [С], слог МА и т.д.

         Игра «Назови первый звук в слове».

Цель: Учить выделять первый звук в слове.

   Назови предметы на картинках и выдели только первый звук в слове. Например: кот – [К], иголка – [И].

Игра «Назови последний звук в слове».

Цель: Учить выделять последний звук в слове.

   Назови предметы, изображённые на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – [М], слон – [н].

           Игра «Прохлопай слово».

Цель: Учить делить слова на слоги.

   Прохлопай слово и назови количество слогов в слове

(можно потом с усложнением – назови каждый слог в слове). Например: собака – 3 слога.

                     Игра «Найди пару».

Цель: Упражнять ребенка в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.  

    Ребёнку предлагаются парные картинки: коза – коса, мишка – мышка, мак – рак, дом – дым, миска – мишка, люк – лук, галка – галька и т.д. Раздаются картинки, по очереди называет свою картинку.

Игра «Определи место звука в слове».

Цель: Развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).

    Определить, где «живёт»  заданный звук в слове: в начале, в середине, в конце слова. Например: звук [Ш] в словах: мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

Игра «Цепочка слов».

Цель:  Учить выделять в словах первый и последний звук в словах.

   Взрослый называет слово,  ребёнок выделяет последний звук в слове и придумывает новое слово на этот звук. Например: сыр – рыба – арбуз – зонт и т.д.

Игра «Назови слово».

Цель:  Учить называть слова с определённым количеством слогов.

  Ребёнку предлагается назвать слова с 1 слогом (например, сок, дом, дым), с 2 слогами (мама, каша) , с 3 (молоко, булочка).

                    C:\Users\Алёна\Desktop\картинки для логопеда\Logopedicheskoe_zanyatie.jpg

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

logoped101_57069f983808a

 

.



Предварительный просмотр:

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.

К моменту поступления ребенка в школу родителям нужно обратить внимание на развитие речи дошкольника.

Состояние звукопроизношения 

Ребенок  к шести годам должен  выговаривать все звуки

Состояние фонематических процессов

Умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового  анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы.

Состояние грамматического строя

Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч),  управление (вышел из дома, рассказал о друге).

Состояние слоговой структуры слова

Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод.

Состояние словарного запаса

Следует обратить внимание на наиболее трудные разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи.

Состояние связной речи

Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.

Для родителей детей старшего дошкольного возраста предлагаются игры и упражнения, которые совместно с детьми можно проговаривать в общественных местах, на прогулке, дома…

Игры для развития фонематических представлений.

Игра «Поймай звук»  Слышать звук в ряду других звуков или слоговых сочетаниях. Поднять руку, если в слове будет слышен определённый звук.

Инструкция: «Подними руку если услышишь звук А»

Выделение данного гласного (согласного) звука в ряду других звуков

А, у, о, А, о, у, ы, А, А, у, А

Выделение данного гласного (согласного) звука в слогах

Аи, оу, Ау, иы, Ао, ыэ, Ау

Игра «Будь внимателен» Послушай слова и выложи картинки в такой же последовательности.

Упражнения для развития слогового анализа и синтеза слов

 «Хлопни в ладоши» - определение количества слогов по количеству хлопков.

Проговаривание слогов.

«Определи звук» - определить места звука в слове – в начале, конце, середине слова.

Игры для формирования грамматического строя речи

«Всё наоборот». Одеваюсь – раздеваюсь, застёгиваю – расстёгиваю.

«Играем противоположности» (добро – зло, ссора – дружба). Зимой холодно, а летом… (жарко).

«Измени окончание» -         один палец – пять пальцев, одно яблоко – пять яблок, одна корова – четыре коровы, одна лошадь – три лошади, одна собака – три собаки

«Без чего не бывает?»

Зебра не бывает без… (полосок), верблюд – без … (горба), лошадь без … (гривы), корова – без … (рогов), кошка – без … (усов).

«Дополни предложение»         Юля купила жёлтые (лимоны). Огурец твёрдый, а помидор … (мягкий). Какой овощ ещё твёрдый? (картофель, фасоль…) О чём можно сказать твёрдая? (груша, морковь, тыква…)

«Какое слово не подходит?» Капуста зелёная, хрустящая, мягкая, красная.

Цепочка слов-глаголов. «Что сначала, что потом?» Сначала я буду…, а потом …

«Просьбы, советы». Посоветуй, что мне делать. Попроси меня о чём-нибудь».

Упражнения на формирование навыков словообразования

«Скажи ласково» Какое слово получится, если к слову дочь добавить –енька?

Чулки – чулочки, носки – носочки, копейка – копеечка, красный – красненький, белый – беленький.

Образование глаголов с помощью приставок с-, на-, по, про, в-, -вы, -под, -от, -у, пере, -за, -от, на-, вы-.

Например: прыгнул – спрыгнул, выпрыгнул, отпрыгнул, подпрыгнул.

Надеюсь, что ваш ребёнок выполняет задания на «5+».

Если имеются проблемы - не огорчайтесь, обратитесь к специалистам, которые помогут Вам и вашему ребенку, главное своевременное выявление нарушений и раннее начало коррекционных мероприятий.

C:\Users\Алёна\Desktop\картинки для логопеда\1375955078_untitled-.jpg

ПАМЯТКА  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

   «РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ»

Помощь детям RuNews.org - Part 101



Предварительный просмотр:

Грамматический строй речи – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих.

Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики. И происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются первые фразы.

К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями: род, число, время, лицо и говорит уже простыми распространенными предложениями. 

К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но ребенок постепенно начинает употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные. Также начинается формирование высказываний типа элементарных коротких монологов (рассказов). У детей этого возраста фраза становится длиннее. Новые слова ребенок не всегда правильно произносит, не успевая следить за их смысловым содержанием и грамматической формой.

В 5-6 лет – это средний дошкольный возраст, наступает период активного словотворчества, знаменуется становлением произвольной речи, формированием фонематического восприятия. У ребенка появляется интерес к слову, его звучанию.

6-7 год жизни - этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи.

Важнейшим показателем уровня речевого развития ребенка этого возраста является умение легко подобрать нужные слова и выражения.

Чем обусловлены грамматические ошибки дошкольников?

  • Общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка (внимания, памяти, мышления).
  • Запасом знаний об окружающем мире и объемом словаря.
  • Состоянием речевого аппарата и уровнем развития фонематического восприятия речи.
  • Неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды (прежде всего неправильностью речи родителей и воспитателей).
  • Педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи.

Основным, и конечно же, самым главным и очень эффективным видом совместной деятельности ребенка  и взрослого, направленной на формирование грамматического строя речи является ИГРА.

Выполняя интересные и увлекательные задания в форме игры, ребенок научится правильно находить нужный по смыслу приставочный глагол, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, подбирать глаголы –антонимы и строить с ними предложения.

Вот некоторые из них:

- «Из чего сделано?»

Взрослый говорит: «Стол сделан из дерева, значит он какой?». Ребенок отвечает: «Деревянный»  и т.д.

- «Один-много»

Взрослый говорит: «Один шар, а много?», «Одно дерево, а много?». Ребенок отвечает: «Много шаров», «Много деревьев».

- Игра на согласование существительных с прилагательными «Назови какое, какая, какой, какие?»

Взрослый говорит (или может показать на картинке): «Яблоко какое?», «Шарф какой?». Ребенок перечисляет и т.д.

- «Чей хвост?

Взрослый предлагает угадать, чьи хвосты изображены на картинке? Например: «У зайца какой хвост?». Ребенок отвечает: « Заячий» и т.д.

- Игра на образование слов –антонимов «Скажи наоборот»

Взрослый говорит: «Холодный», «Высокий», «Сладкий». Ребенок отвечает: «Горячий» , «Низкий», «Горький»   и т.д.

-Игра на образование приставочных глаголов «Подбери слово»

Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать и выбирать, например для рыбки, бабочки, лягушки правильное, точное действие (глагол) :

  • Рыбка к камню (отплыла или подплыла?), от берега (переплыла или отплыла?), всю реку (вплыла или переплыла?).
  • Бабочка к цветку (отлетела или подлетела?) с ветки на цветок (облетела или перелетела?), в комнату (подлетела или влетела?).
  • Машина из гаража (выехала или въехала?),  через мост (переехала или объехала?) и т.д.

        Перечисленные упражнения помогут развить речь ребенка, что в дальнейшем уму позволит выражать свои мысли более выразительно и правильно.

УДАЧИ ВАМ!

Играем- грамматические способности развиваем

C:\Users\Алёна\Desktop\БУКЛЕТЫ и ПАМЯТКИ\img12_7.png

\



Предварительный просмотр:

  1. Вы с ребенком стоите напротив друг друга, показываете 5-6 движений , следующих сразу друг за другом, а ребенок должен  запомнить их последовательность и самостоятельно повторить. Например, руки вверх – вперед – в стороны – на пояс – присесть; руки вперед, присесть –руки вверх, встать – руки на поясе, прыжок.
  2. Вы показываете ребенку некоторые буквы из магнитной азбуки и просите вспомнить, названия каких овощей на них начинаются:

«Б» - баклажан;  «К» - картошка, капуста, кабачок;  «Л» - лук;  «М» - морковь; «П» - помидор, патиссон, перец;  «Р» -редис, репа;  «С» -свекла; «Т» - тыква.

           C:\Users\Алёна\Desktop\картинки для логопеда\Новый рисунок (3).jpg

 

Как улучшить память ребенка?

C:\Users\Алёна\Desktop\картинки для логопеда\logoped1.jpg

Память – это один из основных познавательных процессов.

Память может определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации.

Память бывает произвольной (сознательное запоминание информации) и непроизвольной  (основанной на эмоциях и интересе).

Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение  информации через достаточно длительное время).

Упражнения для развития памяти у детей: предложить ребенку вспомнить:

  • что видел,
  • что увидел,
  • с кем встретился,
  • как прошел день,
  • чем играл.

а также еще предложить вспомнить:

  • когда День рождения у родителей или у кого –то из родственников?
  • что дарили в последний раз на День рождение или на Новый год и кто?
  • как зовут родственников?
  • какой была первая игрушка, с которой он играл?

Упражнения на развитие зрительной памяти:

  1. Вы показываете ребенку поднос и игрушки. Раскладывая игрушки, вы называете каждую из них, обращая на нее внимание. Затем вы убираете одну из игрушек, а ребенок должен угадать, какая игрушка исчезла с подноса.
  2. После рассматривания картинок вы раскладываете их на столе и просите запомнить, как они лежат друг за другом. Затем картинки смешиваете, а ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.

Упражнения на развитие слуховой памяти:

  1. Нужно называть слово и одновременно кидать мяч в руки ребенку. И если слово обозначает что-то съедобное, то ребенок должен поймать мяч, а если несъедобное, то отбить мяч.
  2. Вы произносите скороговорки и просите ребенка повторить их. Желательно, чтобы предлагаемые скороговорки содержали такое количество слов, которое увеличивалось бы в прогрессии от пяти до восьми и более.
  • Наш Полкан попал в капкан ( слов).
  • Три свиристели еле-еле свистели на ели. ( 6 слов).
  • Везут Сенька с Санькой Соньку на санках (7 слов).
  • Грабли –грести, полозья- ползти. Метла –мести, весла –везти. (8 слов).
  • Шел Шура по шоссе к Саше в шашки играть.  (9 слов)
  • В поле затопали кони. От топота копыт пыль по полю летит.  (11 слов).
  • У Маши в каше мошка. Сложила кашу в плошку и накормила кошку.  (12 слов).

Упражнения на развитие двигательной памяти:

 



Предварительный просмотр:

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.

В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков. Мы правильно произносим различные звуки как изолировано, так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Точность, сила и дифференцированность этих движений развивается у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Что же такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?

Звуки речи являются результатом сложной работы различных частей артикуляторного аппарата, они возникают в результате деятельности активных органов произношения, к которым относятся: язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, то это значит, что можно тренировать и мышцы языка и губ. Вот для этого и существует артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Именно артикуляционная гимнастика является приемом выработки правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

Ребенок сначала должен научиться правильно произносить изолированный звук, только за тем начинается этап автоматизации звука, т.е. закрепление его в слогах, словах и в предложениях. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

-улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;

-улучшить подвижность артикуляционных органов;

-укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

-научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

-уменьшить напряженность артикуляционных органов;

-подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков.

Правила проведения артикуляционной гимнастики:

  1. Упражнения проводятся сидя перед зеркалом, чтобы ребенок не только чувствовал свой язычок, а чтобы смотрел и наблюдал за ним.
  2. Артикуляционную гимнастику следует проводить ежедневно, лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 3-5 минут.
  3. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  4. Статические упражнения, направленные на удержание артикуляционной позы в одном положении выполняются по 10-15 секунд («Блинчик», «Чашечка»).
  5. Во время выполнения ребенком упражнения, взрослый ведет контроль.

Помните, что выполнение артикуляционных упражнений – это трудная работа для ребенка. Не укоряйте ребенка, а хвалите.

Поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным звукопроизношением.

Упражнения для язычка:

Лопаточка

     Открыть рот. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

         Накажем непослушный язык

Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлепывая его губами, произносить: пя-пя-пя… Затем остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.

Чашечка

Положить широкий плоский язычок на нижнюю губу, затем поднять кончик языка и боковые края вверх в виде чашечки и удерживаем до 4-5 секунд.

Маляр

Улыбнуться, открыть рот, широким кончиком языка гладим нёбо от зубов по направлению к горлышку. Обязательно смотрим, чтобы язычок становился широким.

Качели

Открыть рот, как при произношении звука А. Язычком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.

Вкусное варенье

Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу, как-будто слизываем вкуснятину.

Вкусная конфета

Губы сомкнуты. Напряженным язычком упираться то в одну щёку, то в другую.

Часики

Улыбнуться, открыть рот кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

Почистим зубки

Улыбнуться, открыть ротик. Кончиком языка водить с внутренней стороны зубов в одну сторону и в другую.

Лошадка

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать (поцокать) кончиком язычка (как лошадка цокает копытцами). Цокать нужно медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Нижняя челюсть остается неподвижной, работает только язык.

Грибок

Улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

C:\Users\Алёна\Desktop\БУКЛЕТЫ и ПАМЯТКИ\1nsdA-A4at8.jpg       

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ЗНАЧЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

            C:\Users\Алёна\Desktop\БУКЛЕТЫ и ПАМЯТКИ\scale_1200.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...