Конспект занятия по развитию речи "Якутский национальный музыкальный инструмент Хомус"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Божедонова Оксана Алексеевна

Цель:  ознакомление детей с якутским национальным музыкальным инструментом «Хомус».

Задачи:

-  Расширять и активизировать словарный запас детей.

-Закрепить умения образовывать имена при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

-Развивать слуховое внимание

- Развивать умение строить предложения

- Развивать отчетливо произносить многосложные слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx21.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 69 «Брусничка»

Конспект занятия по развитию речи

«Якутский национальный музыкальный инструмент хомус»

Воспитатель: Божедонова О.А

Цель:  ознакомление детей с якутским национальным музыкальным инструментом «Хомус».

Задачи:

-  Расширять и активизировать словарный запас детей.

-Закрепить умения образовывать имена при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

-Развивать слуховое внимание

- Развивать умение строить предложения

- Развивать отчетливо произносить многосложные слова.

Оборудование: компьютер, колонки, экран, проектор, хомус, музыкальные инструменты (барабан, дудочка, бубен, гармошка)

Вид деятельности: игровая

Образовательная область: развитие речи, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Приемы: показ, беседа, объяснение.

Ход занятия.

 Включить проектор, компьютер, колонки. Дети сидят на стульях.  

Воспитатель: Сегодня очень хороший день, у меня хорошее настроение. Чтобы оно было такое же хорошее настроение у вас, давайте назовем ласково каждый свое имя. (дети называют ласково свои имена)

Воспитатель: Молодцы, а сейчас давайте поиграем в игру «Угадай по звуку»

Звучит звук разных инструментов (барабан, дудочка, бубен, гармошка)

Дети отгадывают.

Воспитатель: молодцы, ребята все отгадали.

Воспитатель: Ой, ребята что то звучит? Вы слышите? (играет фоновая варганная музыка на хомусе)

Воспитатель: подождите, подождите, я слышу. Аа-а это звук идет из коробки. Смотрите, какая коробка интересная (коробка украшенная в национальном якутском стиле- с узорами)

Воспитатель: ребята, как вы думаете, что там лежит и издает такой красивый звук? (Воспитатель каждого ребенка спрашивает, что он думает там лежит, как дети догадались, что там лежит)

Воспитатель: Ну что, откроем загадочную коробочку? Давайте вместе откроем. Ребята, да это же национальный варганный инструмент. Кто знает?

Дети отгадывают, отвечают. Хомус.

Воспитатель: правильно, это хомус.

Воспитатель: ребята, посмотрите на экран. ( на экране включается презентация «Хомус»)

Сегодня мы с вами познакомимся с национальным якутским варганным инструментом-Хомус.

Якутский хомус (варган) это древний музыкальный инструмент народов Республики Саха (Якутия), и возраст которого составляет более 5 тысяч лет.

У «Хомуса» характерный, космический звук. Он издревле считался инструментом якутских шаманов.

Якутский хомус и сегодня сохраняет свое сакральное значение и используется в различных ритуалах.

В древние времена хомус изготавливали из древесины или кости. В старину материалом для изготовления хомуса являлось дерево, разбитое молнией. Такое дерево считалось священным и даже щепки от него бережно хранились.

А сегодня традиционный якутский хомус делают из железа. Он имеет подковообразную форму, состоит из ободка и двух суживающих «щек». С середины ободка начинается стальной язычок, проходящий между «щеками». Там, где заканчиваются «щеки», язычок загибается, образуя колено и загнутый кончик. Этой вибрирующей пластинкой и создается необычный звук.

Считалось, что звук якутского музыкального инструмента хомуса соткан из космических вибраций и является инструментом связывающим человека  с верхним миром.

 Дыхание человека играет важную роль в формировании мелодий. Если медленно и осторожно вдыхать воздух в себя, звучание хомуса удлинится. Выдох не влияет на звук. Звук можно изменять с помощью органов речи: вибрацией языка, движением губ.  Если обхватить губами корпус хомуса то звук усилится.

А давайте мы тоже с вами сделаем дыхательную гимнастику:

Дыхательная гимнастика «Звук «И».

И.п.- произвольное. Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «и-и-и...». Тянем его как можно дольше.

На выдохе прикладываем ладони обеих рук в следующем порядке: ко лбу, к темени, к затылку, к шее, к груди, к верхней части живота.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи слово»

Дидактическая игра «Доскажи слово»

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

                                            Ра-ра-ра — начинается иг ….

                                            Ры-ры-ры — у мальчика ша...

                                            Ро-ро-ро — у нас новое вед...

                                            Ру-ру-ру — продолжаем мы иг..

                                            Ре-ре-ре — стоит дом на го...

                                            Ри-ри-ри — на ветках снеги...

                                            Ар-ар-ар — кипит наш само....

                                            Ры-ры-ры — детей много у го...

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку. Эту картинку нарисовала одна девочка.

- Что вы видите на картинке? (бабушка с внучкой)

- Где сидят бабушка с внучкой (в балагане)

- Что еще вы видите в балагане? (стол, печь камелек, чороны)

-Посмотрите внимательно, как вы думаете, какое время года ?

- Бабушка как одета? (по зимнему или по летенему?)

-А внучка как одета?

-Что дает бабушка внучке? (хомус)

Давайте с вами немножко отдохнем, вставайте в круг и повторите за мной.

Физминутка «Якутские узоры»

Под звуки хомуса воспитатель показывает детям движения танца «Якутские узоры» дети повторяют за воспитателем.

Воспитатель: Молодцы, вот мы и отдохнули. А теперь внимательно посмотрите на картинку, посмотрели? Хорошо.

Игра «Кто внимательный»

А сейчас я проверю, какие вы у меня внимательные. Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что изображено на ней, затем я её закрою, а вы должны будете ответить на мои вопросы.

  1. Сколько всего человек изображено на картинке? (двое-бабушка и внучка)
  2. Какой предмет держит бабушка в руках? (хомус)
  3. Какая печка стоит? (якутская камелек)
  4. Какого цвета халадаай внучки?

Воспитатель: молодцы, ребята. А теперь ребята вы будете составлять рассказ по картинке. А чтобы вам легче было составить рассказ, я приготовила схему-дорожку. Опираясь на нее, вы без труда опишите картину.

- Давайте рассмотрим схему:

  1. Сначала нужно сказать какой был день.
  2. Потом расскажите про балаган.
  3. Затем расскажите, про бабушку
  4.  Теперь нужно рассказать про внучку.
  5. Потом расскажите, что дает бабушка внучке
  6. И в конце сказать, понравилась ли подарок бабушки внучке.

Дети начинают рассказывать свои рассказы по картинке. Воспитатель помогает детям которые затруднились.

Воспитатель: молодцы, очень хорошие рассказы мы послушали.

А теперь я вас приглашаю в самый первый и единственный музей хомуса нашей Республики. (смотрим отрывок )

На экране включается видео виртуальная экскурсия по музею хомуса в Якутии.

Рефлексия:

  1. Ребята вам понравилось занятие?
  2. Что мы сегодня узнали?
  3. Хомус это что?
  4. Из чего делают хомус?
  5. Какую картинку мы посмотрели?
  6. Что дает бабушка внучке?
  7. Какой музей мы посмотрели?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Струнно-смычковая группа»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», струнно-смычковая группа инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, ...

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Группа ударных инструментов»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа ударных инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, запо...

Конспект занятия- развлечения "Путешествие в страну музыкальных инструментов"

конспект музыкального досуга, с и "Путешествие в страну музыкальных инструментов". Данное занятие предназначено для детей средней группы (5-6лет). Путешествие в стране музыкальных...

Знакомство с башкирским национальным музыкальным инструментом «Курай»

Цель: Знакомство с башкирским  национальным музыкальным инструментом – «курай». Рассказать детям о происхождении «курая».     Зад...

Конспект занятия по развитию связной речи «Профессии. Инструменты»

Конспект занятия по развитию связной речи «Профессии. Инструменты» Цель: развитие связной речи.Коррекционные задачи: Обогащение лексического словаря,  развитие грамматического ст...