Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Насекомые"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Калёнова Светлана Юрьевна

Цель: совершенствовать описательную и диалоговую речь.

Задачи: формировать   грамматический   строй   речи,   учить согласовывать существительное с числительным в роде, числе и падеже.

Развивать   зрительное   внимание;   формировать грамматический   строй   речи,   учить   правильно   употреблять существительные в форме винительного падежа единственного числа. Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_r.rechi_nasekomye.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «НАСЕКОМЫЕ»

(подготовительная группа)

Цель: совершенствовать описательную и диалоговую речь.

Задачи:

1. формировать   грамматический   строй   речи,   учить согласовывать существительное с числительным в роде, числе и падеже.

2. развивать   зрительное   внимание;   формировать грамматический   строй   речи,   учить   правильно   употреблять существительные в форме винительного падежа единственного числа.

3. совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза.

Новая лексика

Существительные:

жук,  стрекоза,  муравей,   комар,  оса,  пчела,  муха,   гусеница, куколка, личинка, водомерка, шмель, бабочка, пыльца.

Глаголы:

летать,   виться,   порхать,   парить,   нестись,   зимовать, копошиться, мельтешить, жужжать, торопиться.

Прилагательные:

быстрый,   трудолюбивый,   веселый,   проворный,   дружный, заботливый.

 

Ход НОД:

Отгадайте загадку:

Кузнечик, бабочка, пчела

И муравей, и стрекоза.

Мы даже муху позовем,

Но как мы всех их назовем? (Насекомые)

2. Организационный момент.

Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполнить все задания паука. 

Воспитатель: — Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста! Выполните все задания паука и нас расколдуйте»

Чтение стихотворения:

Однажды над насекомыми  пронёсся злой паук

На полянке разноцветной  он всех заколдовал.

Чтоб бабочки порхали,  трудился муравей.

И осы чтоб жужжали, ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,  и доброту возьми,

И этим шестиногим  малышкам помоги.

Воспитатель: Чтобы расколдовать насекомых, надо выполнить все задания. Посмотрите, где у нас лежат конверты с заданиями? 9Дети находят первый конверт).

Игра «Улитка»

Цели:  развивать   чувство   ритма,   работать   над   чёткостью дикции. Развивать общую моторику.

ХОД  игры.  Воспитатель   предлагает   на   каждую   строчку стихотворения делать два удара мяча об пол.

Улитка, улитка,

Шагаешь ты не прытко:

От калитки до меня

Проползёшь четыре дня.

                                 Я.Аким 

Игра «Сосчитай-ка»

Цели:  формировать   грамматический   строй   речи,   учить согласовывать существительное с числительным в роде, числе и падеже.

Ход игры.  Игра проводится с мячом по кругу.  Воспитатель начинает счёт, дети продолжают (от 1 до 10).

Например:   Один   маленький   комар,   два   маленьких   комара,   три маленьких комар... десять маленьких комаров.

Слова:  надоедливая   муха,   трудолюбивая   пчела, разноцветная бабочка и т. п. 

Игра «Назови ласково»

Цели:  формировать   грамматический   строй   речи,   учить образовывать   существительные   с   использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход игры.  Игра проводится с мячом.  Воспитатель называет насекомое   и   бросает   мяч   ребёнку.   Задача   ребёнка   назвать  насекомое «ласково».

Например:

муравей — муравьишка

комар — комарик

гусеница — гусеничка

пчела — пчёлка

жук — жучок

стрекоза - стрекозка

сверчок - сверчочек

улитка- улиточка

Игра «Почини слово»

Цели:  развивать   слуховое   внимание,   совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза.

Ход игры. Воспитатель сообщает детям, что «дождик размыл» слова, и предлагает их восстановить.

Например:

ХА-МУ — муха

РА-ВЕЙ-МУ — муравей

ЛА-ПЧЕ — пчела

МАР-КО — комар

ЧОК-ЖУ — жучок

ЗА-СТРЕ-КО — стрекоза

Игра «Поймай звук»

Цели: развивать фонематическое восприятие.

Ход игры.  Воспитатель предлагает детям «поймать звук»: дети должны   хлопнуть   в   ладоши,   если   этот   звук   в   слове   есть,   и

определить,  где он находится (в начале,  в середине или в конце слова).

Например:

Звук [м]: комар, оса, муха, пчела, мошка, муравей.

Звук [к]:  гусеница, комар, бабочка, жук, оса, мошка, стрекоза, муравей.

Игра «Весёлые звуки»

Цели:  совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза.

Ход   игры.  Воспитатель   выставляет   перед   детьми   звуковые схемы   слов   и   картинки.   Дети   должны   соотнести   картинку   со схемой.

Картинки: муха, комар, оса.

Игра «Собери слово»

Цели:  развивать   зрительное   и   слуховое   внимание, зрительную   память,   формировать   навыки   фонематического синтеза   и   анализа,   слогового   анализа,   зрительно - пространственные представления.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   рассмотреть буквы  в   таблице   и   назвать   их.   Затем  воспитатель   задаёт  вопросы на ориентировку.

Например:   назови   букву,   которая   находится   справа   от буквы М (слева от  С, между буквами К и О и т. д.).

Затем  воспитатель   называет   только  цифры,   а   ребёнок должен   соотнести   их   с   буквами   и   назвать,   какое   слово  получилось.  После   чего   ребёнок   выполняет   полный   анализ получившихся слов (звуковой и слоговой).

Например:

1, 3, 5, 8, 2 —КОМАР

5, 6, 4, 8 — МУХА

3, 7, 8 — ОСА

К Р О X М У С А

1 2 3 4 5 6 7 8

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым!  Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке. (Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке  на листьях, ветках, шишках, камнях, траве, возле цветов.)

Воспитатель: Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! 

- Какие насекомые уселись на цветок?

- Давайте расскажем, кто, где находится?

• Муравей сидит около… (цветка)

• Божья коровка ползёт по… (листу)

• Шмель спрятался под… (листом)

• Жук сидит на… (цветке)

• Бабочка порхает над… (цветком)

• Стрекоза летает около… (цветка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в «Страна красивой речи»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в «Страна красивой речи»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе комбинированной направленности "Путешествие в страну Красивой речи"

Педагог предлагает отправиться в город Красивой речи. Попадая в него, дети меняются. Злые становятся наоборот добрыми, грустные — радостными, невоспитанные-воспитанными (дети помогают, говорят а...