Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «А» «Наша Армия»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Белых Ирина Васильевна

 

Занятие для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_zanyatiya_armiya.docx73.91 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: C:\Users\User\Pictures\3.png

Сценарий

непосредственно-образовательной деятельности

с детьми подготовительной группы «А»

 «Наша Армия»

(образовательная область «Речевое развитие»)

Автор: Белых Ирина Васильевна

Надым 2023 г.

Тема: Речевое развитие  «Наша Армия».

Возрастная группа: подготовительная группа.

Цель:  Формирование связной речи у детей.  Пополнить словарный запас детей новым словом

Задачи:

Образовательные:

1. Совершенствовать представления ребенка о армии, военных профессиях.

2. Закреплять умение составлять рассказы-описания по серии сюжетных картин по цепочке и в целом.

3. Активизировать навык подбора прилагательных и слов, обозначающих действие, упражнять в образовании синонимов, антонимов.

4. упражнять в делении слова на слоги, в умении выделять первый звук в словах и в выделении звуков из слов;

5. Закреплять умение образовывать существительные мн.ч в именит. пад. и родит. пад.; сущ-х в ед.ч и мн.ч с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять детей в подборе однокоренных слов в задании.

4. Познакомить с новым словом «донесение» и способом его составления.

Воспитательные:

1.Воспитывать стремление детей говорить правильно и выразительно, умение выслушивать рассказ других детей.

2.Формировать навык работы в группе.

3.Воспитывать взаимопонимание, доброжелательность.

4. Воспитывать патриотические чувства к родине.

Развивающие:

1.Совершенствовать  умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

2.Развивать память, воображение, логическое мышление.

3.Координировать речь и движения.

Материалы и оборудование: Интерактивная доска, картинки по теме Армия, серия сюжетных картин «Собака-санитар», карточки для игр

Предполагаемый результат:

  • Владеют связной речью.
  • Умеют классифицировать обобщённые понятия
  • Образовывают существительных мн.ч в именит. пад. и родит. пад; сущ-х в ед.ч и мн.ч с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Умеют делить слова на слоги и составлять рассказ по серии сюжетных картин.
  • Подбирают однокоренные слова, отвечать на вопросы.

Этапы мероп

риятия

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность детей

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Введение в ситуацию

(3-4 мин.)

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности (помочь)

Воспитатель собирает вокруг себя детей.

Доброе утро, ребята. Сегодня утром к нам в группу принесли посылку. Как вы думаете какой праздник приближается? (День защитников Отечества)

Давайте прочитаем
ПРИКАЗ: Подготовить ребят вашей группы к прохождению службы в армии, выполнить все задания.

По окончанию боевых заданий вас ждет увольнительная домой, военный билет и паек с гостинцами.

Прилагается план:  подготовить разведчиков по знакомой местности.

Будем готовиться к службе в Российской армии?

Хотите..

А вы сможете ?

Каждому солдату в армии выдаётся повестка и  «Военный билет».

В этот билет мы будем заносить отметки об успешном прохождении подготовки.

Постановка детской цели

Целеполагание

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий

Ответы детей

Актуализация знаний (5-6 мин.)

Актуализация мыслительных операций, необходимые для открытия новых знаний

-Давайте поиграем в игру «Служба в Армии»

А кто защищает нашу Родину, наше Отечество?  (Российская армия)

Кто командует армией? - Создан военный штаб, где работают маршалы, генералы, во главе с президентом нашей страны. Он является главнокомандующим всех российских войск.

 Первое задание находиться смотрят на карту план

(лежит на столе)

  1. Дидактическая игра «Скажи, кто»

Ребята, а знаете ли вы, как зовут тех солдат, которые служат в…………..

—В танковых войсках — ... (танкисты).

—В море несут службу - ... (моряки).

—В воздухе охраняют Родину — ... (летчики).

—На границе - ... (пограничники).

—В артиллерии служат (кто?) — артиллеристы.

—В пехоте — ... (пехотинцы).

—В ракетных войсках — ... (ракетчики) и т.д.

2  Игра «Сосчитай» (задание лежит над доской)

Техника в армии разная и её много. Давайте сосчитаем нашу боевую технику. (Дети на мольберт крепят картинки с техников и считают их…Пример: один танк, два танка, три танка, четыре танка, пять танков – словообразование)

 Игра "Четвертый лишний"

- танк, истребитель, автомобиль, подводная лодка;

- артиллерист, снайпер, повар, десантник;

- барабан, пулемет, автомат, пушка;

- каска ,бейсболка,шлем, шапка.

3.игра «Назови ласково».устно

( задание лежит под столом)

лодка-лодочка, пушка-пушечка, вертолет-вертолетик ,солдат- солдатик, матрос- матросик,катер-катерочек, ит д

4. игра «Скажи наоборот»

(задание закреплено за спинкой стула)

День     –  ночь

Война – мир

Сильный слабый

Лежит     –  стоит /солдат/

веселая  –  грустная /девочка/    

высокий  –  низкий /человек/        

Взлетает  –  садится /самолет/

Друг - враг

5. игра «Посели звук в домик» подели на слоги  

                  (задание лежит в шкафу)

Танк ,пушка, каска, моряк, летчик, шашка.

( находят где находится звук к   в слове .определяют какой он гласный или согласный. Делят хлопками на слоги, определяют сколько слогов , определяют гласные)

Предполагают варианты решения проблемы, опираясь свой на опыт и знания

Выполнение действий

Выполнение упражнений

Затруднение в ситуации (3-4 мин)

Моделирование ситуации, сталкивание детей с затруднением

(задание лежит между кроватями)

Задание «Составить донесение в штаб» 

- А теперь давайте попробуем составить

Я внимательно слушаю ваши варианты.

- Смогли вы  правильно составить донесение? (Нет, не смогли.)

- Почему не смогли? (Потому что не знаем, что такое и как правильно составить донесение.)

Что нужно, чтобы вы смогли выполнить приказ главнокомандущего?

- Что нам нужно сейчас узнать? (Нужно узнать, как правильно составить донесение.)

Воспитатель:А как узнать?

Дети: Спросить у того, кто знает.

Анализ возникшей ситуации

Работа по показу

Обдумывание и планирование своих действий

Открытие нового знания (способа действия)

(6-8 мин.)

Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера

-Как это можно узнать? (можно придумать самим,)  

Где мы можем раздобыть нужную информацию?

Дети: Спросить у мамы, у папы, воспитателя.

 Посмотреть в книги ..

Дети: Спросить у того кто знает

Воспитатель: ДОНЕСЕ́НИЕ,- это Устное или письменное официальное сообщение каких-либо. сведений руководителю, начальнику. (может содержать картинки)

Вывод:  существуют правила составления донесение (воспитатель выставляет на доске план-схему составления описания рассказа):    

1) начало сначала нужно разложить последовательность донесения.

2) середина описать его.

3) указать, конец.

Физ мин.

Пограничник на границе

Нашу землю стережет,

Чтоб работать и учиться

Мог спокойно наш народ.

Охраняет наше море

Славный, доблестный моряк.

Гордо реет на линкоре

Наш родной российский флаг.

Наши летчики-герои

Небо зорко стерегут.

Наши летчики-герои

Охраняют мирный труд.

Наша армия родная

Стережет покой страны,

Чтоб росли мы, бед не зная,

Чтобы не было войны.

Формирование успешного преодоления затруднения

Планирование

Контроль и корректировка

Выполнение задания

Включение нового знания в систему знаний  и умений (5-6 мин)

Создание ситуации для использования новых знаний

- Дети, давайте

Воспитатель:парад закончился. Можно немного передохнуть, присаживайтесь на стулья. Сейчас мы будем с вами военными корреспондентами. Это люди, которые рассказывают истории, случившиеся на войне. И вместе составим донесение.

Воспитатель:А кто такие защитники отечества?

Солдаты которые защищают нашу родину. Расскажите, какие бывают воиска?

Сухопутные,военно- воздушные, пограничники, военно- морской флот.

Игра "Образуй новое слово"

- Если солдат служит в пехоте, значит он (кто…пехотинец.

- солдат управляет огромным танком, значит он (кто…танкист.

солдат ходит в разведку, значит он (кто…разведчик.

- солдат служит в десантных войсках, значит он (кто… десантник.

- солдат охранят границу, значит он (кто… пограничник.

- солдат служит на подводной лодке, значит он (кто… подводник.

- Этот солдат защищает воздушные границы нашей страны, значит он (кто…летчик.

- Как всех этих людей назвать одним словом? (военнослужащие)

Лексическое упражнение

7.Игра "Подбери слова " (какой бывает)

Защитник Отечества (какой) -…

Танк (какой) - …

Армия (какая) - …

Родина (какая) - …

Вот посмотрите на эти картины (показывает первую картинку).

Воспитатель:Ребята, а вы знаете, что с любым из этих солдат: и с танкистом, и с моряком, и с пехотинцем, в военное время может случиться беда: они могут получить ранение.

И тогда к ним на помощь приходят люди еще одной военной профессии: санитары. Они помогают раненым: оказывают первую помощь прямо на месте или выносят с поля боя, если такая возможность есть, и отправляют в больницу - госпиталь.

Обычно, санитарами во время войны были женщины (как в рассказе Льва Кассиля «Сестра»). Но иногда санитарами становились собаки: под пулями они искали раненых и приводили помощь.

Вот об одной такой собаке мы с вами сегодня и будем составлять рассказ.

Беседа по картинкам

Воспитатель: Предлагаю вам разложить картинки в нужной последовательности.

Дети рассматривают картинки с целью дать название будущему рассказу.

—Как вы думаете, в какое время могла произойти эта история: мирное или военное? (Во время войны.) Кто изображен на картине? (солдат).

—Что случилось с солдатом?

—Куда он был ранен?

—Кто пришел на помощь солдату?

—Что сделал солдат, когда к нему подошла собака?

—Почему собака оставила солдата?

—Кого она привела с собой?

—Что сделали санитары?

—Как вы думаете, что будет с солдатом?

—Кого он должен благодарить?

—Посмотрите еще раз на картинки и скажите, кем солдат был на войне? В каких войсках он служил? (Пехотинцем.)

—Как можно сказать о солдате, какой он? (Храбрый, выносливый, бесстрашный.)

—Как можно сказать по-другому: солдат ... (боец).

Составление рассказа

Попросить одного ребенка самостоятельно составить рассказ по картинкам.

Рассказы детей

Примерный рассказ, составленный детьми

Шла война. Солдат храбро сражался за свою Родину. Но в бою он был ранен в ногу и не мог передвигаться. И вдруг он заметил, как к нему подошел необычный санитар. Это была собака. На спине она несла сумку, в которой был бинт. Раненый перевязал себе ногу. А собака отправилась за помощью. Вернулась она с тремя санитарами. Они переложили бойца на носилки и отнесли в безопасное место. Так собака-санитар спасла жизнь защитнику Родины.

Практическое выполнение задания

Выполнение действий по правилам игры

Самоконтроль

Корректировка  

Обдумывание своих действий

Соблюдение правил игры

Осмысление (3  мин)

Побуждение детей к осмыслению своей деятельности

Воспитатель собирает  детей около себя.

- В роли кого мы сегодня были?

- Что мы делали как солдаты?

- Почему мы смогли составить правильно донесение рассказ? (Потому что узнали как правильно составить донесение рассказ, умеем составлять описательный рассказ по картинкам, умеем обратиться за помощью к взрослым, когда это необходимо)

- Молодцы ребята к службе в армии России готовы.

Теперь можно получить военный билет и отправиться  домой.

Осмысление деятельности, рефлексия (личная оценка)

Самооценка

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коллективной творческой совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы "Книга "Наши любимые мамы"".

При проведении совместной деятельности целью в своей работе я ставила формирование интереса к книге, к чтению. Деятельность проводилась в два этапа. Первый этап - коммуникативно-познавательная деятель...

Занятие с родителями и детьми подготовительной группы « Книги – наши лучшие друзья». Воспитатель: Горкина С.С. р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7»

Занятие  с родителями и детьми подготовительной группы « Книги – наши лучшие друзья». Книга является источником знаний человека!   Поэтому, вместе с родителями закрепим пра...

Непрерывная образовательная деятельность по реализации образовательной области «Физическое развитие» с детьми подготовительной группы «Двигатели нашего организма»

Физкультурное занятие из серии "Здоровье", с использованием здоровьесберегающих технологий обучения здоровому образу жизни дошкольников....

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) тема «Наша армия»

Расширять знания детей о Российской Армии, уточнить представления детей о родах войск, военной технике и военных профессиях....