Итоговое занятие по развитию речи в средней группе «Пятилистник».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Елена Александровна Шмакова

занятие по развитию речи  в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_po_rr.docx35.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТНЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №161»

Итоговое занятие по развитию речи

в средней группе

«Пятилистник».

Воспитатель:

Шмакова Е.А.

 

г.Оренбург, 2023г.


Цель: выявить уровень знаний детей средней группы.

Задачи:

Образовательные задачи:

1. Закреплять грамматический строй речи;

2. Закреплять умения подбирать слова, подходящие по смыслу;

3. Закреплять умение согласовывать существительное с прилагательным.

4. Закреплять умения в подборе слов с противоположным значением.

5. Закреплять умения к обобщающему слову подбирать подходящие слова.

Развивающие задачи :

-развивать связную речь детей

-развивать фонематический слух детей.

Воспитательные задачи:

-воспитывать умение работать в коллективе;

-воспитывать навыки сотрудничества в игре;

-воспитывать навыки самостоятельности.

Оборудование:

«Пятилистник» (на котором записаны задания); письмо; магнитные доски, мяч, силуэты разноцветных лепестков.

Ход занятия:

-Ребята, весь год мы вместе много трудились и многому научились. Давайте для начала вспомним наше правило:

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо

Вспомним обязательно,

Все, что узнали на занятиях.

-Ребята, посмотрите письмо, давайте прочтем его.

«Здравствуйте дети, пишет вам фея Цветов, злой волшебник ворвался ко мне в королевство и заколдовал мой волшебный цветок. Он забрал у него все цвета на его прекрасных лепесточках, чтобы расколдовать цветок нужно выполнить пять заданий. Дети, помогите мне, пожалуйста»

Ребята, поможем фее Цветов? (Да)

Но для этого нам нужно будет отправиться в страну Цветов. Вы согласны?

Давайте встанем в круг, и произнесем волшебное заклинание:

Лети, лети, лепесток через Запад на Восток,

Через Север, через Юг

Возвращайся сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по нашему вели,

Вели чтобы мы оказались в стране Цветов

Дети заходят в группу перед ними на доске цветок.

Ребята, посмотрите, как здесь красиво. А вот и тот самый цветок (на доске) посмотрите какой он скучный, некрасивый, поможем его расколдовать?

Чтобы его расколдовать, нам нужно выполнить задания, которые записаны на лепестках.

Но сначала потренируем язычок.

Артикуляционная гимнастика:

Упражнение «Часики»

1. На стене часы у нас,

Скажут всем, который час.

Когда вставать, когда гулять

И когда ложиться спать.

Методические рекомендации

1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

2. Язык при движении не должен задевать зубы.

3. Нижняя челюсть неподвижна.

Берем первый лепесток, и смотрим что там за задание:

Дидактическое упражнение «Найди звук»

Я прочту скороговорку, в которой один звук будет звучать чаще других, а вы должны его назвать.

В шалаше шуршат мыши.

Ответ детей: Ш-Ш-Ш

Ужа ужалила ужица.

Ответы детей: Ж-Ж-Ж

Давайте пожжужим как жуки Ж-Ж-Ж

На горе Арарат растет красный виноград.

Ответы детей: А-А-А

Ребята давайте пропоем звук - ААААА

Молодцы ребятки, мы справились с первым заданием.

(переворачивает лепесток другой стороной)

Ребятки, посмотрите лепесток окрасился. Давайте повесим его к нашему цветку.

Прежде, чем выполнить второе задание давайте проговорим чистоговорки о времени года, которое сейчас у нас. Какое сейчас время года? (Весна)

Дидактическое упражнение «Чистоговорка» 

На– на – на - наступила вновь весна.

Не – не – не - очень рады мы весне.

Ло – ло – ло - на улице тепло.

Ну – ну – ну - очень ждали мы весну.

Ко – ко – ко - солнце светит высоко

Чи – чи – чи - солнца теплые лучи.

Второй лепесток: «Каким что бывает?»

Есть сладкое слово – конфета,  

Есть быстрое слово - ракета,  

Есть слово с окошком – вагон,

Есть кислое слово – лимон.  

Ответьте на вопрос

• Что бывает синее?

• Что бывает мягкое?

• Что бывает твердое?

• Что бывает горькое?

• Что бывает сладкое?

• Что бывает красное?

• Что бывает желтое?

Умнички и со вторым заданием справились!

Третий лепесток: Фея пишет, что мы должны выполнить задание.

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот». Для этого нужно встать в круг, я называю слово и кидаю мяч, а ребёнок ловит его и подбирает к нему слово с противоположным значением.

Большой –

Мягкий –

Тяжелый –

Светлый –

Ложиться –

Говорить –

Белый –

Высокий-

Жара-

Что-то стало в группе жарко надо освежиться

Давайте сделаем ветерок. Дыхательная гимнастика.

 

Молодцы ребятки, вот мы и справились с третьим заданием, посмотрите, третий лепесток окрасился! Давайте вернем его на свое место (вешает лепесток)

Четвёртый лепесток «Угадай сказку»

  • «Скачет сито по полям

А корыто по лугам,

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла» (Федорино горе)

  • Одеяло убежало, улетела простыня

И подушка, как лягушка, ускакала от меня. (мойдодыр)

  • Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарике. (Тараканище)

  • У меня зазвонил телефон.

Кто говорит?

Слон Откуда?

От верблюда  (Телефон)

Кто написал эти произведения? (Корней Иванович Чуковский)

Устали? Давайте сделаем физминутку «Буратино»

Буратино потянулся 
Буратино потянулся, 
Раз - нагнулся, 
Два - нагнулся, 
Руки в сторону развел, 
Ключик, видно, не нашел. 
Чтобы ключик нам достать, 
Нужно на носочки встать. 
(Дети имитируют стихотворение, выполняя движения. Руки вверх, вдох — потянулись; наклон — раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки.) 

Пятый лепесток: дидактическая игра «Назови три слова»

Я предлагаю обобщающее понятие, а дети подбирают к нему три подходящих слова.

Животные –

Одежда –

Продукты питания –

Транспорт –

А теперь наоборот, я называю три слова, а вы подбираете к ним обобщающее понятие.

Стол, кровать, шкаф - (Мебель)

Яблоко, груша, банан - (Фрукты)

Огурец, помидор, баклажан - (Овощи)

Воробей, грач, дятел - (Птицы)

Итог НОД

- Вот и расцвёл цветок вновь Фея стала радостная, благодарит вас, что вы много знаете и умеете. А что же мы с вами сегодня вспомнили на занятии, чем занимались? Кому что больше понравилось?

Артикуляционную гимнастику. А зачем мы ее делали? (чтобы говорить правильно, чётко и красиво)

Дыхательная гимнастика. (для того, чтобы у нас была красивая речь)

Скороговорки (чтобы речь стала правильной, выразительной, четкой и понятной)

Отгадывали загадки про сказки, играли в игру «Каким что бывает?», делали  упражнение «Найди звук», упражнение «Скажи наоборот», «назови одним словом»

- Предлагаю устроить фейерверк из цветов. Если вам понравилось участвовать в викторине, то вы прикрепляете красные цветы, а если было неинтересно, скучно – то синие цветы.

Дети на магнитной доске прикрепляют разноцветные цветы.

- Фея еще раз благодарит вас за участие в викторине и на память о ней вручает вам раскраски цветов.

САМОАНАЛИЗ

итогового занятия по развитию речи в средней группе

Тема: «Пятилистник»

Вид: викторина.

Тип: итоговый.

Количество детей: 14 человек

Цель: выявить уровень знаний детей средней группы.

Задачи:

Образовательные задачи:

1. Закреплять грамматический строй речи;

2. Закреплять умения подбирать слова, подходящие по смыслу;

3. Закреплять умение согласовывать существительное с прилагательным.

4. Закреплять умения в подборе слов с противоположным значением.

5. Закреплять умения к обобщающему слову подбирать подходящие слова.

Развивающие задачи:

-развивать связную речь детей

-развивать фонематический слух детей.

Воспитательные задачи:

-воспитывать умение работать в коллективе;

-воспитывать навыки сотрудничества в игре;

-воспитывать навыки самостоятельности.

Оборудование:

Демонстрационный материал:   письмо, мяч, карточки с загадками.

Предварительная работа: словесные игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи,   продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение русских народных сказок.

Словарная работа: активизация словаря.

Индивидуальная работа: обратить внимание на произношение звуков Алёны, помощь детям, затрудняющихся в ответе.

Методы:

Словесные

Наглядные

Практические

Приемы:

 Игровой

Сюрпризный момент

Поощрение.

Структура занятия  

- Водная часть

- Основная часть

- Заключительная часть

Данная  структура вполне оправдана, так как каждая часть  ННОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.

Водная часть НОД предполагала  организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение.

Для повышения мотивации к участию в  предстоящей деятельности, на каждый момент занятия были подобраны дидактические игры, которые стимулировали детей к мыслительной деятельности. Их размещение и использование было рациональным, продуманным  в учебном пространстве НОД.

Основная часть  НОД - это самостоятельная   умственная и практическая деятельность детей, направленная на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач.

В основную часть НОД были включены задания на повторение изученного и активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности.

Индивидуализация   обучения проявлялась  в  оказании затрудняющимся  при выполнении заданий детям помощи, напоминания, дополнительного объяснения,  а также в  учёте педагогом особенностей  мышления и темп восприятия каждого ребенка.  Во время ННОД старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми. Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу субъект-субъектных. Я старалась быть в позиции «рядом».

 В заключительной части НОД подводился итог  деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий.

            Длительность НОД соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 20 минут. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены.   Во время выполнения заданий дети передвигались по группе, что позволило избежать утомляемости детей. Использование мультимедийной установки соответствовало рекомендациям СанПинов. Обращала внимание на осанку детей.

Я считаю, что мне удалось добиться поставленных задач. Образовательная деятельность получилась насыщенной, интересной. Логичность построения различных видов деятельности, позволило провести ее не выходя за рамки времени – 20 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Итоговое занятие по развитию речи на тему: «Весна» в средней группе

Итоговое занятие по развитию речиВыявить уровень знаний детей.- уточнить характерные признаки весны;- выявлять простейшие причинно-следственные связи...

Конспект итогового занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в средней группе Тема: «Поможем зайчишке»

Программное содержание: 1.    Закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе, признаки весны.2.    Закрепить знания детей о диких животных.3....

Конспект итогового занятия по развитию речи средняя группа Тема. «Путешествие в лес»

Конспект итогового занятия по развитию речи средняя группаТема. «Путешествие в лес» Цель.  Уточнить умения детей в формировании грамматического строя речи. Задачи.1. Выявить...

Итоговое занятие по развитию речи (Образовательная область «Речевое развитие») и по математике (Образовательная область «Познавательное развитие») в средней группе.

Цель занятия - Выявить уровень сформированности знаний, умений и представлений детей, полученных ими в течение учебного года и закрепить их....

Конспект итогового занятия по развитию речи средняя группа Тема. «В гости к леснику»

Цель.  Продолжать формировать у детей грамматический строй речи. Задачи. Совершенствовать умение детей  изменять слова при помощи суффиксов; образовывать форму множественного числа сущ...