Культура общения
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx27.64 КБ
Файл kultura_obshcheniya.pptx1.53 МБ

Предварительный просмотр:

Ход мастер- класса:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы представить некоторые практические аспекты моего опыта работы по теме: «Формирование культуры общения через диалогическую речь старших дошкольников в условиях реализации ФГОС».

Так как тема «Формирование культуры речи через диалогическую речь…», то позвольте мы с вами побеседуем. То есть будем вести диалог, надеюсь, он будет конструктивным и взаимополезным.

Цель этого мастер-класса я ставлю для себя донести основную мысль, основной мой взгляд на данную проблему – это то, что мы с вами (как я уже говорила на прошлом мастер-классе) основной метод и прием, программа и технология по формированию культуры общения наших детей.

 Прежде чем перейти непосредственно к демонстрации маленькой части накопленного мной по данной теме опыта, давайте составим определение. Что же в нашем понимании культура общения?, что она включает в себя? Что подразумевает?

Культура общения - предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нельзя, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте социализация ребёнка, а именно умение общаться с другими детьми и взрослыми, инициативность, умение занять себя разнообразной деятельностью утверждается в качестве основного критерия развития ребёнка.

Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются наиболее интенсивно  в дошкольном возрасте.

Одной из проблем в общении со сверстниками и другими людьми  остается проблема взаимоотношений со сверстниками. Часто можно наблюдать такую картину, что дети не внимательны и грубы по отношению друг к другу, не умеют взаимодействовать друг с другом в процессе какой- либо деятельности, не  могут поддержать и развить установившийся контакт; дети не могут адекватно выразить свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве, что в свою очередь ведет к конфликтам.

Диалог с аудиторией: Как вы считаете, в чем причина?

Причины возникновения проблем в общении у детей  дошкольного возраста:

  • слабая социальная рефлексия,
  • неудовлетворённая потребность в общении,
  • низкая самооценка,
  • агрессия,
  • низкий уровень речевого развития,
  • не умеют управлять своим поведением,
  • недостаточное развитие эмоциональной сферы,
  • различные формы детской нервозности (невропатии, страхи)

Чтобы помочь таким детям необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков, совместная с педагогом деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.

Мощнейшим стимулятором их прогресса являются игры. В них ребенок вынужден удерживать в памяти цели, последовательность действий, правила, сюжет, внимательно следить за ходом событий, активно общаться с партнерами.

Давайте и мы попробуем проиграть несколько таких игр. Ведь нельзя учить тому, чего сам не пробовал. Играть мы с вами будем, имитируя один день в группе.

Итак, начинается день. Дети приходят в группу. Воспитатель встречает каждого и ведет с ним маленький ситуативный диалог. (Диалог с аудиторией)

Вот пришло время утренней зарядки. Мы представим, что сделали ее согласно по плану на сегодняшний день. И тут воспитатель добавляет тренинговое упражнение:

“Пожелание”

Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению.

Дети садятся в круг и, передавая мяч (“волшебную палочку” или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: “Желаю тебе хорошего настроения”, “Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас” и т.д.

“Комплименты”

Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.

Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать “спасибо” и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит “спасибо” и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

Это займет 10 минут времени, пока помощник воспитателя накроет на стол. Дальше мы идем мыть руки. В режимных моментах мы так же развиваем и формируем навыки культурного общения. Мальчики пропускают девочек. Воспитатель подсказывает вежливые выражения, если дети не говорят их. «Проходите, пожалуйста», «Ничего страшного я подожду, мой руки», «Извини, я нечаянно» и т.д. в зависимости от ситуации.

Затем у нас завтрак, перед началом которого мы можем так же использовать момент для закрепления правил поведения, этикета за столом. Не будем на этом заострять внимания. Двигаемся дальше. Занятия. Представим, что мы с вами провели часть занятия и вот физкультминутка. (игра с мячом)

“Закончи  предложение”

Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.

 Дети стоят в кругу. В качестве ведущего — педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч — ребёнок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:

Моя любимая игрушка…

Мой лучший друг….

Моё любимое занятие….

Мой любимый праздник….

Мой любимый мультфильм….

Моя любимая сказка…

Моя любимая песня….

Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог.

Молодцы! Теперь нам хватит сил, чтобы продолжить занятия. Пришло время прогулки. Тут можно использовать любые подвижные игры с элементами диалога, с текстами и прибаутками к играм.

Дневной сон. Детки по кроваткам. Можно ввести ритуал  перед сном, например, пожелания приятного, спокойного, хорошего отдыха. Можно заучить стишок-прибаутку. Пример: дети поделены на три группы, по очереди произносят по две строчки, а последние произносят вместе шёпотом.

Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим. 

Воспитатель может сам зачитывать прибаутку или подходящую мини-сказку.

Ходит тихий Сон, 
Близ наших окон,
Бродит сонная Дрёма, 
Возле нашего дома
Сон и Дрёма глядят – 
Все ли ребятки спят…

Можно использовать музыку, видео с колыбельными.

Вот мы проснулись, потянулись и другу другу улыбнулись. Дети могут по очереди говорить «Я хорошо отдохнул. А ты, Маша, хорошо отдохнула? Да, спасибо, Дима, я хорошо отдохнула. А ты, Варя, хорошо отдохнула?» Культура общения?

 Далее полдник, могут быть занятия. И вот свободное время во второй половине дня, его можно использовать для нашей цели. Можно организовать сюжетно-ролевую игру. При любой с.р.игре мы будем иметь возможность для формирование, развитии и коррекции при необходимости культуры общения. Можно организовать игровую ситуацию, например,         

“Разговор  по  телефону”

 Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.

 Тему задает воспитатель (например, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.). 

Еще хотелось бы с вами проиграть в такую игру, как..

“Кто говорит?”

Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие. Дети стоят в полукруге. Один ребёнок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место.

У детей очень полезно формировать навыки невербального общения. Для этого можно использовать такую игру, например,

“Как  говорят  части  тела”

Цель: учить невербальным способам общения.

 Воспитатель даёт ребёнку разные задания.

Покажи:

как говорят плечи “Я не знаю”;

как говорит палец “Иди сюда”;

как говорит голова “Да” и “Нет”;

как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”,

как сказать «Ты, молодец!»

Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

“Здороваемся  без  слов”

 Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

 Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).

Так же необходимо включать игры на формирования навыков телесного, тактильно восприятия. Для этого мы с вами поиграем в такую игру…

“Ручеёк”

Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.

 Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.

“Возьмёмся  за  руки,  друзья”

Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека. Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.

Спасибо вам дети. Мы с вами прекрасно поиграли, многому научились. Но главное чему мы с вами сегодня научились быть вежливыми, культурными и улыбчивыми.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд 2

« Формирование культуры общения через диалогическую речь старших дошкольников в условиях реализации ФГОС ».

Слайд 3

Культура общения - предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Слайд 4

Причины возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста: слабая социальная рефлексия, неудовлетворённая потребность в общении, низкая самооценка, агрессия, низкий уровень речевого развития, не умеют управлять своим поведением, недостаточное развитие эмоциональной сферы, различные формы детской нервозности (невропатии, страхи)

Слайд 16

Всем спасибо за работу! Вы – молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Культура общения"

Принципы и нормы культуры общения формировались веками. Народы всех стран и времён тщательно отбирали, хранили, накапливали опыт общения по принципу: разумно- нравственно- красиво. Основой истинной ку...

Проект воспитания у старших дошкольников культуры общения

Сдесь представлен поэтапныйт план мероприятий по воспитанию у старших дошкольников культуры общения. мероприятьия расписаны по темам, с подробным описанием действий....

Проект воспитания у старших дошкольников культуры общения

Сдесь представлен поэтапныйт план мероприятий по воспитанию у старших дошкольников культуры общения. мероприятьия расписаны по темам, с подробным описанием действий....

Родительское собрание «О слове, о речи, о культуре общения»

Сегодня наш разговор - о слове, о речи, о культуре общения. Давайте дадим определения, что такое слово, речь, язык, общение и культурные нормы. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена...

Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)

Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...

Тренинг для педагогов на тему "Культура общения - культура поведения"

Данный тренинг нацелен на формирование навыков педагогической этики через совместные угры, упражнения , обсуждение проблемных ситуаций....