РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Гришина Наталия Михайловна

Особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, примеры упражнений для развития мелкой моторики

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблемы развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста издавна привлекали исследователей, так как это необходимо для осуществления любой деятельности. Как показывают исследования, движения составляют основу формирования представлений о форме, величине, пространстве и т.д.

Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

В. А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев.  От пальцев,  образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

На современном этапе пристальное внимание в обучении и воспитании уделяется детской руке. «Рука – это щупальца мозга» (И. М. Сеченов). Движения руки человека, как писал И. Н. Сеченов, наследственно не предопределены и формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

В последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи придают всё большее значение, ведь оно является важной составляющей обучения и развития ребёнка. Уровень развития мышления и речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

  1. Психофизиологические исследования о роли мелкой моторики в развитии ребенка дошкольного возраста

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий мышечной, нервной и костной систем, часто в сочетании со зрительной, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Развитие движений тесно связано с формированием интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер ребенка. Ученые М.М. Кольцова и Е.В. Новикова  также отмечали, что умственная и физическая деятельность выступают в единстве и во взаимосвязи.

И.М. Сеченов в своих работах пишет, что «систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга - у детей улучшается внимание, память, слух, зрение».

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Мелкая моторика - основа развития, своего рода "локомотив" всех психических процессов.

Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д. Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности.

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры.

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки - видимой частью полушарий головного мозга.

Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Мария Монтессори говорила, что «каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий».
Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз.
По мнению Монтессори, с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитием мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умении довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного, что очень важно для формирования личности человека в целом.

Нейробиологи, психологи, педагоги, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. 

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых: И.П. Павлов и  И.М. Сеченов; А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев и др.

 И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: «Мне даже кажется, что я иногда не думаю прямо словами, а всегда -  мышечными ощущениями». Павлов также говорил: «Речь - это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга».

Формирование сложных движений происходит при участии речи. И наоборот, точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов – губ, языка, нижней челюсти. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Такими исследователями, как М.М. Кольцова, А.В. Антакова-Фомина, М. Аксенов доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

Таким образом, развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Огромное значение для развития устной речи ребенка имеет зрелость, готовность его сенсомоторики. Именно в старшем дошкольном возрасте повышается способность к координации движений, что неразрывно связано с развитием головного мозга, с совершенствованием нервной системы и растущей возможностью дошкольника управлять своими движениями, контролировать и развивать их, что было подтверждено исследованиями отечественного психолога, академика РАО и РАЕН, доктора психологических наук, профессора В.С. Мухиной.

Двигательная функция - ведущая с рождения. Анатомически незрелые нервные волокна меняют свою структуру, развиваются и созревают благодаря нервным импульсам, которые проходят по ним во время движения. Нервные импульсы, возникающие при выполнении различных движений, стимулируют развитие мозга, в том числе и моторные зоны коры больших полушарий. Чем раньше и полноценнее развиваются движения, тем быстрее, основываясь на работе «низших центров» (в т.ч. и моторных), начинается формирование функциональных систем высших психических функций. Если в раннем возрасте движения развиваются недостаточно, с задержкой, то и высшие психические функции будут развиваться с опозданием.  Движения обеспечивают ребенку анатомическую зрелость нервной системы, что в свою очередь является необходимым условием полноценного развития.

Таким образом, сущность развития моторики в онтогенезе заключается не только в биологически обусловленном дозревании морфологических структур, но и в накоплении на их основе и с их помощью индивидуального двигательного опыта человека. В течение всей жизни индивид продолжает пополнять этот психомоторный опыт, приобретать новые навыки, умения и координационные комбинации. 

  1. Особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Мелкая моторика является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного стереотипа. В социализированных движениях это движения пальцев рук.

В раннем возрасте быстрее, чем в другие периоды жизни, развиваются все функции организма. Родившись крайне беспомощным, даже не умея держать головы, ребенок в течение первых лет овладевает всеми видами движений, свойственных человеку: он садится, встает, ходит, бегает, прыгает. Развиваются движения рук – брать и удерживать предмет, нанизывать кольца на стержень, застегивать пуговицы, рисовать и т.п.

В процессе действий с предметами у детей уже с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики.

Развитие ребенка первого месяца жизни определяется его анатомо-физиологическими особенностями. Ни один из органов и систем не заканчивает к моменту его рождения морфологического и функционального развития. На протяжении первого месяца жизни сохраняется гипертонус мышц рук, ног и общая двигательная активность. С первых дней своей жизни новорожденный выполняет множество разнообразных движений, однако, эти движения непроизвольные. Руки малыша сжаты в кулачки. Движения отрывисты и конвульсивны.

Двигательная активность постепенно нарастает, появляется "комплекс оживления", улыбка, радостное возбуждение, которое ребенок выражает всем телом.

В период от трех до шести месяцев отмечается динамика анатомо-физиологических показателей. С четырех месяцев исчезает физиологическая гипертония мышц. Движения ребенка становятся более сформированными и свободными. Пальцы малыша не сжаты. Он любит играть с пальцами, умеет держать погремушку. Захват примитивный, большой палец не участвует в захвате. Иногда ребенку удается поднести погремушку ко рту. Если игрушка попадает в поле зрения, то движения руки оказываются под контролем глаз (этот процесс будет совершенствоваться).

На пятом месяце ребенок высоко поднимает голову, разглядывает все вокруг, сам переворачивается. Если дать ему два кольца он сразу же крепко их схватит и начнет подтягиваться, пытаясь сесть. Такой захват называют ладонным, предмет удерживается пальцами и приведенным большим пальцем. Специалисты определяют, что организованные действия руки начинают формироваться на протяжении первого полугодия его жизни. Рука, сжатая в кулачок, распрямляется, особые хватательные движения выполняют пальцы. Рука начинает действовать как сугубо человеческий орган. Ребенок осуществляет захват по типу "загребания", "контактирования" с предметом, большой палец при этом приведен и согнут.

Собственный арсенал предметных действий в этом возрасте невелик. Всеми предметами малыш действует одинаково: трогает, ощупывает, бросает, трясет, кладет себе в рот. Поскольку эти действия не зависят от свойств предметов и их назначения, их называют неспецифическими. Таким образом, в пять-шесть месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложной зрительно-двигательной координации. Подчеркивая важность овладения схватыванием предметов, психологи пишут: "Хватание и ощупывание предметов имеют большое значение не только для развития мелкой моторики, но и мышления".

На протяжении второго полугодия происходит интенсивное развитие хватательных движений и манипулятивных действий младенца. Если сначала все предметы ребенок пытается схватить одинаково, прижимая пальцы к ладони, то на шестом-седьмом месяце жизни происходит дальнейшее совершенствование хватания. Во-первых, движения руки становятся все более точными, направленными на цель; во-вторых, рука как бы раскрывается, появляется противопоставление большого пальца всем остальным, расположение пальцев все больше зависит от того, какой предмет берет ребенок.

На восьмом месяце у ребенка начинает интенсивно работать не только большой палец, но и указательный. Захват "ножницеобразный", между большим пальцем и боковой стороной указательного пальца, который согнут во всех суставах. Предмет удерживается противопоставленным большим пальцем и кончиками пальцев.

В этом возрасте ребенок предпринимает попытки снимать и закрывать крышки, открывать указательным пальцем коробочки, устроенные по типу спичечного коробка. Пытается, поднявшись, достичь заинтересовавших его предметов, "изучить" их цепкими хватающими кистями рук и подушечками пальцев.

Девятый месяц физиологи и психологи называют скачком в развитии мелкой моторики. Тип захвата – нижний, "пинцетный". Между ладонной стороной большого пальца и указательным пальцем дистальный отдел большого пальца разогнут, начинается противопоставление большого пальца. У детей в этом возрасте отмечается значительное развитие активных согласованных движений, подготавливающих ребенка к самостоятельному стоянию и ходьбе. В движениях рук преобладает правая рука, в особенности указательный палец; мелкие предметы дети берут двумя пальцами.

Во втором полугодии ярко проявляется направленность на результат, на изменения, которые возникают при действиях ребенка с предметами.

Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами. Малыш стремится приблизить один предмет к другому, всунуть или вложить один предмет в другой, наложить, поставить или нанизать один на другой и пр. Направленность на результат в таких действиях достаточно очевидна – результатом становится попадание предмета в определенное место или приведение двух предметов в определенное взаимное положение.

К концу года дети понимают, что, потянув за веревочку, можно притянуть к себе привязанный к ней предмет, нажав на кнопку – включить или выключить свет и т.п. С предметами малыш "работает" функционально, подражает действиям взрослых: лопаткой копает, ведерком носит песок. Нанизывает кольца на стержень пирамидки. Ребенок постоянно и активно изучает все доступные вещи. Пытается рисовать, писать – чиркает карандашом по бумаге.

На втором году жизни сохраняется достаточно быстрый темп физического развития. В первом полугодии второго года жизни ребенок начинает активно двигаться. Большинство детей начинают ходить. В этот период ребенок овладевает предметными действиями, т.е. использует предмет в соответствии с его функциональным назначением. Например, малыш не просто манипулирует ложкой и вилкой, он хочет выяснить, как можно действовать с ними. Действия с предметами, которыми овладел ребенок на первом году, приобретают большую координацию: ребенок лучше справляется с вкладными игрушками, с кубиками, легко подражает показываемым действиям. Ребенок опускает мелкие предметы в коробку с отверстиями; перелистывает книгу, захватывая несколько листов одновременно; строит башню из двух кубиков; рисует каракули.

Ребенок второго полугодия второго года жизни в своем развитии значительно продвигается вперед. Продолжают развиваться движения пальцев рук. Ребенок пытается "рисовать", карандаш удерживает кистью, сжатой в кулак, запястье слегка согнуто. При занятии со строительным материалом, может поставить кирпичик вертикально на узкую грань; вставляет круглую, квадратную и треугольную формы в соответствующие отверстия; листает книгу по одной странице; может застегнуть и расстегнуть неразъемную молнию.

С полутора лет у детей появляются отдельные игровые действия; накормить куклу, искупать, качать, уложить ее спать, покатать ее на машинке и т.д. Малыши начинают сооружать для кукол и других образных игрушек различные постройки из простых конструкторов и специальных наборов форм (шара, куба, призмы, пирамиды).

Третий год жизни ребенка – завершающий период раннего детства. В этот период замедляются интенсивный физический рост и развитие, столь характерные для первых двух лет. Тело ребенка становится более пропорциональным, стройным, движения – точными. Третий год жизни – это период активного совершенствования качества движений, которыми овладел малыш на предыдущих этапах. Более скоординированными становятся движения рук, пальцев. Предметная деятельность становится ведущей. Руки ребенка находятся в постоянном движении, в работе. На третьем году ребенок может почти самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться, аккуратно ест ложкой и вилкой; пьет из чашки, держа ее одной рукой. Он начинает владеть карандашом. Причем карандаш удерживается пальцами, запястье при этом прямое, а предплечье с кистью двигается как единое целое.

Если рисунок ребенка до двух лет трудно назвать рисунком, это скорее каракули, то рисунок ребенка третьего года жизни обладает сходствами с изображенным объектом. В частности, в два с половиной года дети могут вполне отчетливо нарисовать человека. На таком рисунке кроме круга – головы различаются мелкие детали – глаза, нос, рот.

На четвертом году жизни ребенка постепенно хаотичные восприятия, накопленные за предыдущие три года жизни, начинают систематизироваться и упорядочиваться.

На протяжении раннего возраста у ребенка происходит развитие восприятия и зрительно-двигательной координации. Одновременно с этим развивается ручная умелость, отрабатывается согласованность действий обеих рук, тип хватания – кулаком, щепотью, указательным и большим пальцами вместе. Дифференцируются движения пальцев.

В дошкольном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно - двигательной координации) отмечается в возрасте 6-7 лет. В дошкольном возрасте происходит накопление опыта движений, развитие двигательного контроля. 

3. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей воспитания детей младшего дошкольного возраста. Тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих развитие ребенка.

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики на разных этапах развития ребенка.

Ранний – младший возраст (до 3 лет).

На раннем этапе развития ребёнка особое внимание нужно уделять зрительно-моторной координации (координация глаз – рука), а также – сенсорике (развитию чувствительности всех органов). В первую очередь для развития мелкой моторики важно осязание. 

В этом возрасте очень важно проводить массаж кистей и пальцев рук, простейшие пальчиковые игры.

Приёмы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными. 

Развитию движений кистей и пальцев рук детей раннего возраста с давних времён придавалось большое значение в народной педагогике: развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками («Сорока-ворона», «Ладушки» и др.).

Младший – средний дошкольный возраст.

Для развития кисти руки необходимо организовывать игры с мелкими игрушками, мелким конструктором, мозаикой, занятия лепкой из глины и пластилина, рисованием и т. д. – благодаря этому движения пальцев детей становятся уверенными  и скоординированными. В этом возрасте моторика рук более развита, поэтому следует активнее использовать нетрадиционные виды изодеятельности.

Также необходимо развивать навыки самообслуживания: умение одеваться, раздеваться, застёгивать пуговицы, пользоваться ложкой, вилкой и т. д.

В этом возрасте ребёнок начинает овладевать навыками пользования ножницами, учится пользоваться разнообразными изобразительными средствами, видоизменять бумагу.

Старший дошкольный возраст.

К старшему дошкольному возрасту возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся завязывание узелков, бантиков, нанизывание бусинок, разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы, верёвочек (плетение ковриков из бумажных разноцветных полос, плетение верёвочных косичек…).

Большую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.  Симметричное вырезывание, аппликация, вырезывание фигурок из открыток – развивает зрительно-двигательную координацию, воспитывает аккуратность, настойчивость, терпение.
Изготовление поделок из бумаги также является хорошим средством развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления.

Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитьё, вязание. 

Использование массажа кистей и пальцев рук, пальчиковых игр и упражнений, нетрадиционных форм изодеятельности способствует развитию координации и дифференциации движений, укреплению мышц руки, обогащению тактильного опыта ребёнка, развитию воображения, познавательного интереса, памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия, воспитанию усидчивости, формированию игровой и учебно-практической деятельности.

Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых технологий.

Основная задача тренировочных упражнений состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные  с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простых для ребёнка заданий к более сложным по мере овладения ими. Благодаря всем этим систематическим и разнообразным упражнениям руки ребёнка постепенно приобретают  точность, силу и дифференцированность движений.

Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя  мизинец,  можно  активизировать  работу сердца,  безымянный палец – печени,  средний – кишечника,  указательный – желудка,  большой – головы.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с самого раннего возраста.

Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Виды деятельности, способствующие развитию мелкой моторики:

1. Для развития мелкой моторики можно использовать разнообразную предметную деятельность: всевозможные шнуровки, нанизывание колец на тесьму, игры с пуговицами, игры с прищепками.

Чтобы прочно, легко и твердо удерживать карандаш (шариковую ручку) в руке, у ребенка должны быть развиты 3 пальца правой (левой) руки. Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика)

2. Пальчиковые игры и упражнения.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как: «Сорока-сорока...», «Ладушки-ладушки...», «Идет коза рогатая...», «Пальчик-мальчик, где ты был?...», «Этот пальчик дедушка...» и другие.

 Пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка. Так же эти игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Упражнения со счётными палочками, упражнения с горохом, фасолью, перловкой, шерстяной нитью.

4. Театрализованные игры (теневой театр, пальчиковый театр, би-ба-бо)

5. Игры – шнуровки.

В играх со шнурованием развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки.

7. Игры с конструктором.

Конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности.

8. Игры с мозаикой.

В игре с мозаикой участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение, формируется умение различать и правильно называть цвета. А еще, мозаика развивает художественный вкус ребенка, умение детей ориентироваться на плоскости игрового поля, позволяет проявить ему творческую активность.

9. Занятия с использованием нетрадиционных форм изодеятельности:

Лепка из соленого теста, пластилинография - способствует развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляет ребёнка, снимает эмоциональное напряжение.

Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года. Лепить колбаски, колечки, шарики; резать пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слеплять кусочки снова.

Рисование методом тычка.

Данная техника применяется с 3 лет. Выполняется жёсткой кистью, которую нужно держать вертикально по отношению к листу бумаги, а краску набирать на кончик кисти.

Рисование ватной палочкой.

Техника применяется с 3 лет. Выполняется ватной палочкой методом тычка по контуру изображения или закрашивая всё изображение. Палочку следует держать перпендикулярно листу, следующее пятнышко рисовать рядом с предыдущим.

Аппликация из ваты или салфеток.

Техника применяется с 3 лет. Из кусочков ваты или салфеток скатываются небольшие плотные шарики и приклеиваются на лист картона.

Аппликация из кусочков цветной бумаги.

Техника применяется с 4 лет. Цветная бумага нарезается небольшими кусочками одной или разной (прямоугольной, квадратной, треугольной) формы, кусочки выкладываются на изображение и приклеиваются.

Аппликация из круп и природного материала.

Техника применяется с 3 лет. На картоне выкладывается изображение из природного материала, приклеивается. На фон или изображение наносится клей ПВА и посыпается крупой (манкой, гречей, рисом и т. д.). 

Аппликация из рваной бумаги.

Техника применяется с 3 лет. Бумага рвётся на небольшие кусочки произвольной формы, кусочки выкладываются на изображение и приклеиваются. Или  на бумаге рисуется контур деталей, затем каждая деталь обрывается по контуру, на картоне выкладывается изображение и приклеивается.

Конструирование из природного материала.

Техника применяется с 4 лет.  Изображение выкладывается из природного материала (прутиков, веточек, кусочков коры, яичной скорлупы, семян подсолнуха, шишек и т. д.) и приклеивается на клей ПВА.

Аппликация из жгутиков.

Техника применяется с 4 лет. Небольшие прямоугольные кусочки бумажных салфеток складываются пополам, скручиваются, получаются жгутики. По контуру изображения наносится клей и приклеиваются жгутики.

В ходе этих игр развиваются следующие движения:

- хватание: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно, правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой или щепотью, большие – двумя руками);

- соотносящие движения: ребенок учится совмещать два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе многих дидактических игрушек – пирамид, матрешек и т.д.

- подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

- движения кистей и пальцев рук.

Кроме развития мелкой мускулатуры рук на занятиях, задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; закручивание и раскручивание крышек,  разбор круп (горох, гречка, рис) и другие.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, должны проводиться систематически с самого раннего возраста не только в детском саду, но и дома.

  1. Роль среды в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной и интересной для детей, в группе должна быть создана развивающая среда, которая позволяет добиваться результата в процессе игровой деятельности ребенка. С этой целью в различных зонах необходимо наличие игр и игрушек:

• Зона ИЗО деятельности, которая содержит все необходимое для подготовки руки к письму - это различные лекала, трафареты, предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, глина, штамповки и другое. Лепка из любого пластичного материала успешно развивает мелкую моторику. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки, легко изменяет по своему желанию. Основным инструментом в лепке являются руки. Из одного комка пластилина или солёного теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы. В процессе лепки можно использовать различные природные материалы. Работы из теста можно просушить и использовать для дальнейшей игры.

• Зона, где сосредоточены разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал, различные инструменты.

В настоящее время появились сенсорные дидактические столы. Стол оборудован горкой для прокатывания шариков, пирамидками, разноцветными счетами, скользящей дорожкой. Работа за дидактическим столом осуществляется с небольшой группой детей и индивидуально. Проведение игр–занятий способствует развитию мелкой моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей.

Для развития мелкой моторики может также использоваться центр «Песка и воды». Песочная терапия, игры  на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально-негативных реакций.

В группе  должно быть большое количество игрушек развивающего характера: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы. Очень нравятся детям игры-вкладыши – плоскостные  и объемные. Эта игрушка (вкладыши-колпачки, матрешки) представляет собой набор из нескольких предметов, имеющих одинаковую форму, но разный размер, с ее помощью ребенок учится соотносить предметы по величине, а вкладывая один предмет в другой – развивает координацию движений. Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки:

- деревянная пирамидка - помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета; изготовленная из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплое на ощупь;

- кубики - развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;

- фигурки на магнитах - развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственное мышление;

- пазлы - развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук.

• Театрально-музыкальная зона, где находятся пальчиковые театры, театр «Би-ба-бо»,  «дергунчики», ширма для теневого театра, куклы для театра.

В последнее время очень большую популярность приобрели игры - шнуровки Марии Монтессори. Они имеют очень большое значение:

- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;

- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

- способствуют развитию речи;

- развивают творческие способности.

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становление речи. А также, что немаловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Познают мир «руками» не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Сегодня можно использовать «игру-шнуровку» - набор из разноцветных шнурков и куклы, башмака, пуговицы. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка («Вышей цветок», «Зашнуруй ботинок»).

Можно самостоятельно из самых простых предметов сделать многочисленные пособия для игр. Например, из различных круп, макаронных изделий, ваты делают сенсорные подушечки. Используют для игр прищепки («Кормушка для рыб», «Постираем платочки»), бусины («Бусы для мамы», «Найди такую же»), пуговицы («Застегни карманчик», «Бусы»), ленты, шпагат, карандаши, орехи, пустые коробки, пробки, игры с сыпучими материалами («Сухой бассейн», «Месим тесто») и т. п.

Игры с разноцветными крышками («Колеса для машины», «Воздушные шарики»), выкладывая из которых красочные предметы и узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение;

Малыши любят перекладывать предметы из одной кучки в другую. Можно предложить ребёнку поиграть самыми простыми предметами обихода. Например, попросить его найти одинаковые пуговицы. Можно поставить перед ребёнком несколько мисок или стаканов, в которые насыпаны фасоль и горох. При этом достаточно показать ребёнку, как можно перекладывать их ложкой или горстями из одной ёмкости в другую, или двумя пальчиками.

Возможность развития мелкой моторики дошкольников расширяется при условии создания в группе развивающей среды, отвечающей современным требованиям образования, которые позволяют включать в активную познавательную, творческую игровую деятельность детей с разным уровнем  развития.

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе. Манипуляции с пальчиками имеют положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект, стимулируют мыслительные функции ребенка. Работая над мелкой моторикой, мы формируем у ребенка не только моторные функции пальцев рук, готовим руку к письму, но и опосредованно влияем на развитие речи, внимания, памяти. Движения рук помогают снять умственную усталость, убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В процессе игр малыш имеет возможность эмоционального общения со взрослым, что очень важно для формирования у него чувства уверенности.

В раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильное формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно.

При правильно организованной предметно-пространственной среде и при правильной организации совместной и самостоятельной деятельности ребенка достигаются максимальные условия, способствующие развитию мелкой моторики и сенсорному развитию у детей младшего дошкольного возраста.

Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. На основе глубоких и многочисленных исследований головного мозга и детской психики, нейробиологи и психологи пришли к единогласному выводу о существовании связи между уровнем развития мелкой моторикой рук и речевыми навыками у детей.

Педагоги и психологи единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная память, ловкость.

В нашей повседневной жизни так же нужны координированные движения рук, чтобы выполнять различные бытовые действия,  совершенство выполнения которых зависит от уровня развития мелкой моторики.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста путем развития речи в игровой деятельности.

Развитие мелкой моторики. Актуальность проблемы. Механизмы развития мелкой моторики пальцев рук, взаимосвязь развития движений пальцев рук и речи. Принципы работы над развитием мелкой моторики. Игровы...

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние птицы» с использованием игр и упражнений по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста.

В ходе занятия использовались такие педагогические приёмы как сюрпризный момент, отгадывание загадок, знакомство с художественной литературой.Цели занятия:1.      Развитие общ...

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как средство развитие речи.

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...

консультация (младшая группа) на тему : Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

На страничке  представлена консультация консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Конспект интегрированного занятия «Ловкие пальчики» для детей младшей группы

Цель:- развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:Учить детей различным приемам самомассажа;Развивать тактильную чувствительность сложно координ...