Картотека игр по развитию речи для детей старшей группы.
картотека по развитию речи (старшая группа)
Представляю вашему вниманию картотеку игр по развитию речи для детей старшей групыы. Данная картотека может быть полезна для воспитателей и методистов. Игры могут использоваться в режимных моментах и на занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_razvitiyu_rechi_dlya_detey_starshey_gruppy.docx | 16.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр по развитию речи для детей старшей группы.
«Что бывает круглым?»
Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие
воображения, памяти, ловкости.
Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, логопед задает
вопрос, на который ребенок, поймав пи мяч, должен ответить, после чего
вернуть мяч логопеду, а логопед, в свою очередь, перекидывает мяч
следующему ребенку, ожидая ответа от него.
1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)
2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)
3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто.дом, шкаф...)
4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)
5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)
6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)
7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)
8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...)
9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)
10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)
11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец
«Третий лишний» («Четвертый лишний»)
Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах,
развивать способность к обобщению.
Ход игры. воспитатель, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и
просит определить, какое слово лишнее. Например:
Голубой, красный, спелый. Кабачок, огурец, лимон.
Пасмурно, ненастно, ясно. Осень, лето, суббота, зима.
Понедельник, вторник, лето, воскресенье.
День, ночь, утро, весна.
Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.
«Я собрал в огороде…»
Цель: расширение объема словаря, развитие слуховой памяти
Оборудование: предметы или изображения по изучаемой лексической теме.
Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал
на огороде…огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет
наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры».
Следующий участник повторяет все сказанное предыдущим игроком и
придумывает следующий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и
лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто
останется в игре последним. В зависимости от лексической темы,
предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду…», «Я положил в
шкаф…», «Я видел на улице…», «В лесу живет…», «На кухне есть…» и т.д
«Подбери словечко»
Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать
прилагательное с существительным.
Ход игры:В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать:
«Свежий» … (воздух, огурец, хлеб, ветер);
«старый» … (дом, пень, человек, ботинок);
«свежая» … (булочка, новость, газета, скатерть);
«старая» … (мебель, сказка, книга, бабушка);
«свежее» … (молоко, мясо, варенье);
«старое» … (кресло, сиденье, окно).
«Что растет в лесу?»
Цель: Активизировать у детей словарь существительных по
темам: «Растения», «Животные»
Материал: Стульчики по количеству детей.
Ход игры:Педагог выбирает трех детей и предлагает им назвать то, что
растет в лесу. Например, один говорит: «В лесу растет гриб», второй —
«малина», третий — «ель», а потом опять продолжает первый. Педагог
предупреждает, что долго думать нельзя. Когда играющие нарушают
правила, то садятся на место и выбирают себе замену. Новая группа детей
получает другое задание, например перечислить, что растет в саду либо кто
живет в лесу.
Победителем является тот, кто больше назвал растений и животных. Он получает приз.
«Кто где живет?»
Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных, насекомых.
Материал: Мяч.
Ход игры: Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!
Бросая мяч ребенку, родители задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч,
отвечает.
Вариант 1.
Взрослый: Кто живет в дупле? Белка.
Кто живет в скворечнике? Скворцы.
Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.
Кто живет в будке? Собака.
Кто живет в улье? Пчелы.
Кто живет в норе? Лиса.
Кто живет в логове? Волк.
Кто живет в берлоге? Медведь.
Вариант 2.
Взрослый: Где живет медведь? Где живет волк?
Ребѐнок: В берлоге. В логове.
Вариант 3.
Работа над правильной конструкцией предложения. Ребенку предлагается
дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге»
«Какого звука не хватает?»
Цель: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.
Материал: Предметные картинки на каждое слово.
Ход игры:
Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и
называет, заменяя нужный звук паузой.
Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью
соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.
Например, пи[ ]ама - пропал звук [ж], вок[ ]ал -звук [з], тарел[ ]а - звук
[к], конфе[ ]а - звук [т], мар-ты[ ]ка - [ш], мака[ ]оны - [р] и т. д. Взрослый
может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук,
произношение которого нужно закрепить у ребенка.
«Измени слово»
Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно –
ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.
Ход игры:
Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]:
друг — дружок,
пирог — пирожок,
сапог — сапожок,
снег — снежок,
рог — рожок,
луг — лужок,
творог — творожок,
флаг — флажок.
«Назови картинку и найди первый звук»
Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе
громкого проговаривания слова самим ребёнком.
Материал: Карты с нарисованными картинками.
Ход игры:
У детей – карты с нарисованными картинками. Воспитатель называет
любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и
находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает
закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои
картинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшей группы
Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)«Новоселье» Цель: дифференциация понятий «одежда» и «обувь». Ход игры. Создаётся следующ...
картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
картотека игр для детей по развитию речи : старшая группа...
Картотека игр на развитие речи для детей старшего возраста
Картотека игр на развитие речи для детей старшего возраста...
картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
игры на формирование грамматического строя речи: Кто кого обгонит, Мама потерялась, День рождения Мишутки, Чей хвост, Дом - домик - домишко - домище, Посчитай -ка. Сложные слова...
«Картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста»
Картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток предста...