НОД по развитию речи Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» (знакомство с пословицами)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Заболотная Ирина

Задачи:

Образовательная: Познакомить с шуточной сказкой «У страха глаза велики». Учить детей понимать эмоционально-образное содержание произведения. Познакомить с пословицами, (у страха глаза велики, зайцу и пенек – волк) учить детей осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний (бранится, горюет, повесил голову, не покладая рук, уносить ноги). Упражнять в подборе иллюстраций к образным выражениям.

Развивающая: развивать внимание, мышление (умение рассуждать), любознательностьинтонационную выразительность, умение соотносить речь с движением.

Воспитательная: воспитывать внимание к слушанию произведения; отрицательное отношение к трусости.

Материалы: иллюстрации, шкатулка, текст сказки, музыкальное сопровождние.

Предварительная работа: чтение сказок и рассказов с  объяснением образных слов. Рассматривание иллюстраций и их обсуждение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_poslovitsy.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи

Чтение русской народной сказки

«У страха глаза велики»

(знакомство с пословицами)

Задачи:

Образовательная: Познакомить с шуточной сказкой «У страха глаза велики». Учить детей понимать эмоционально-образное содержание произведения. Познакомить с пословицами, (у страха глаза велики, зайцу и пенек – волк) учить детей осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний (бранится, горюет, повесил голову, не покладая рук, уносить ноги). Упражнять в подборе иллюстраций к образным выражениям.

Развивающая: развивать внимание, мышление (умение рассуждать), любознательность, интонационную выразительность, умение соотносить речь с движением.

Воспитательная: воспитывать внимание к слушанию произведения; отрицательное отношение к трусости.

Материалы: иллюстрации, шкатулка, текст сказки, музыкальное сопровождние.

Предварительная работа: чтение сказок и рассказов с  объяснением образных слов. Рассматривание иллюстраций и их обсуждение.

Ход:

Входит сказочница:

- Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Я сказочница, люблю приходить в гости и рассказывать сказки.  Вы любите слушать сказки?  Сегодня я к вам в гости пришла да не одна, а со своей волшебной шкатулкой, из которой я достаю интересные сказки. Но сегодня с утра еще там не было ни одной сказки.  Давайте заглянем, может быть сейчас появилась новая сказка?

 Играет музыка и сказочница достает из нее текст.

Посмотрите-ка оказывается для нас есть новая сказка. Садитесь поудобнее, я вам ее прочитаю, а вы запоминайте о чем она.

Называется русская народная сказка «У страха глаза велики»

Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

  1. Вам понравилась сказка?
  2. Ребята, вспомните и назовите героев сказки? (из предложенных персонажей выбирают героев, ставят на доску и называют)
  3. Кого испугались водоносы? (зайца)
  4. Что показалось бабушке, внучке, курочке, мышке?

(бабушке показалось, что ее чуть медведище не задавил, внучке показалось, что на нее наскочил страшный волк, курочке показалось, что лисица чуть ее не сцапала, а мышке показался котище усатый)

  1. Что же показалось зайке? (зайке показалось, что за ним гнались четыре охотника да все с ружьями).
  2.  Скажите, это на самом деле с ними случилось? (нет).

- Подскажите, что случилось на самом деле? Значит герои все придумали?  И герои-водоносы и заяц с перепугу побежали и даже не поняли, что случилось.

- Чему учит эта сказка? (что не надо бояться) высмеивает трусость.

- Молодцы! Вы знаете, ребята в этой сказке есть секрет. Он заключается в народной поговорке: «У страха глаза велики». Поэтому когда говорят «У страха глаза велики», то это значит не стоит  бояться того, чего нет на самом деле.  Давайте повторим поговорку «У страха глаза велики» (повторяют). Как вы ее поняли? Если тебе страшно, то все кажется по-другому (больше, ужаснее). Не стоит бояться пустяков.

- Я знаю еще одну поговорку о трусости «Трусливому зайке и пенек –волк»

- Как вы думаете, друзья, почему в народе так говорят? «Трусливому зайке и пенек – волк»? (потому что он трусливый всех боится, бегает от всех и ему кажется, что везде волк, даже если увидит пень в лесу).

- Что-то мы с вами засиделись, пора размяться. Ребята, вы помните, в нашей сказке росла яблонька, давайте мы с вами покажем, какая она была.

Физминутка

В саду фруктовом яблоня            (машут руками над головой)

Посажена была.                            (сажают яблоню)

Она цветами белыми                     (руки подняты вверх, ладони изображают  

                                                       нараспустившийся цветок)

Весною расцвела.                         (цветок распускает лепестки)

Следил наш старый дедушка               (изображают старого дедушку с палочкой)

Известный садовод,

Чтоб наливала яблоня                           (машут руками над головой)

Румяный, сладкий плод.                        (пощипывают щеки)

- Раз вам понравилась сказка, давайте я вам прочту самый интересный отрывок  (повторное чтение).

- Как вы поняли поговорку «У страха глаза велики?» (не надо бояться того, чего нет). Если они испугались, как их можно назвать? (трусливые). Как вы думаете, хорошо быть трусливыми? Какими лучше быть? Назовите противоположное слово – храбрыми. О чем была эта сказка? (о трусости) Правильно, молодцы!

- Ребята, в шкатулочке есть для вас интересная игра. Называется она «Подбери картинку к выражению из сказки». Звучит музыка, достает из шкатулки картинки (раскладывает на столе). В любой сказке встречаются необычные выражения. Вот мы и попробуем разгадать их.

- Выберите, пожалуйста, картинку, которая подходит к выражению  «бранится».

- Что значит «бранится»? (ругаться). «Горюет» - (переживает), «повесил голову» (расстроился), «не покладая рук» (трудиться), «уносить ноги» - убегать. Каждое выражение дети повторяют. Молодцы! Все у вас получилось!

- Вот и подошло время мне с вами  прощаться. Вам понравилась наша встреча?  Какую сказку вы узнали? С какими поговорками Вы познакомились?  Волшебная шкатулка, дарит вам волшебную книгу поговорок  и пословиц, вы потом с ней познакомитесь. До свидания, до новых встреч!

Литература:

1. Л.С.Куприна «Знакомство детей  с русским народным творчеством»

2. О.С.Ушакова «Знакомим дошкольников с литературой»

3. О.А.Шорохова «Играем в сказку»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе Тема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

Познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, сопереживать героям....

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Образовательная область: речевое развитиеТема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза вели».Программное содержание:- напомнить детям известные им русские народные сказки;- познакомить детей с ...

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Познакомить детей с новой сказкой,учить следить за развитием действия,сопереживать героям....

ООД по развитию речи «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

Напомнить известные народные сказки и познакомить с новой; инсценировать русскую народную сказку «У страха глаза велики» с помощью игрушек...