Конспект образовательной деятельности по развитию речи "Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Шалапанова Анна Владимировна

Цель: обучение пересказу художественного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon od_rr_u_staraha_glaza_veliki.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД в подготовительной к школе группе по развитию речи

«Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»

Цель: обучение пересказу художественного произведения.

Задачи: учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей; помочь понять содержание сказки; обратить внимание на необычное название (это пословица); понимать эмоционально-образное содержание произведения; воспитывать интерес к народному фольклору.

Оборудование: книга с русскими народными сказками, схемы для пересказа, наперсток.

Ход ОД:

В: Ребята, давайте поиграем в игру «Угадай сказку». Я буду показывать вам иллюстрации из известных сказок, а вы – называть их.

Как можно назвать все эти сказки? (русские народные сказки). Почему они так называются? (их придумал русский народ)

В: А почему эти произведения называются сказками? (В них повествуются истории, которые не могут произойти в реальной жизни, это вымысел, волшебство)

В: Как обычно начинаются сказки? С каких слов? (Жили-были, в некотором царстве…, однажды очень-очень давно…)

В: А какими словами заканчиваются? (Стали они жить-поживать, вот и сказке конец, с тех пор у них мир да лад)

В: Давайте познакомимся с еще одной русской народной сказкой, которая называется «У страха глаза велики».

Слетелись птицы с моря, садились у нас на заборе,

Пели птицы, сказывали сказки, были там и небылицы.

Одну я там переняла, да вам привезла.

Это не сказка, а присказка. А сказка вся впереди. (чтение сказки)

Беседа по содержанию.

В: Кто запомнил, как называется сказка? («У страха глаза велики»)

В: Какое замечательное и точное название у этой сказки, и оно совсем не случайное.  Это - пословица «У страха глаза велики». Давайте произнесем ее хором.

В: Как вы понимаете эту пословицу? В каких случаях ее уместно сказать? (Когда кому-то от страха чудится то, чего нет на самом деле)

Воспитатель: А теперь давайте разберемся, кто в этой сказке испугался и чего испугался.

Вспомните, как начинается сказка (Жили-были…)

В: Совершенно верно, эта сказка начинается со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки «жили-были», а далее мы узнаем, кто главные герои сказки. Вспомните кто это (бабушка-старушка, потому что старенькая, внучка-хохотушка, потому что много хохочет, курочка-клохтушка, потому что клохчет, мышка-норушка, потому что живет в норке)

В: Куда герои ходили каждый день? (За водой)

В: С чем они ходили за водой? (С ведрами)

В: Какие ведра были у героев? (большие, поменьше, с огурчик, с наперсток) Обратите внимание, что у курочки ведра сравниваются по размеру с огурчиком, а у мышки с наперстком.

В: Откуда брали воду герои? (из колодца, колоды, лужицы, поросячьего следа)

(колода - это старинный термин, который обозначает бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто)

Театрализованная физкультминутка.

В: Набирали герои полные ведра воды. Давайте встанем и покажем, как они несли воду в ведрах. Как вы думаете им тяжело было или нет?

Дети показывают, как плескалась вода у бабушки (плех – пле-ех), у внучки (плех-плех), у курочки (плех-плех-плех), у мышки (кап-кап-кап)

В: Ребята, кто запомнил, как в сказке названы герои одним словом? (Водоносы)

В: Почему они так названы? (Потому что каждый день носили воду)

В: В этот день водоносы донесли воду? (Нет)

В: Кто им помешал? (Зайка)

В: Где он сидел? (Под яблоней)

В: Как он помешал? (Зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам)

В: Что произошло с водоносами? (Они побросали ведра и убежали домой)

В: Куда спряталась бабушка? (на лавку)

Куда спряталась внучка? (за бабушку)

Куда взлетела курочка? (за печку)

Куда схоронилась мышка? (в норку)

В: Кто со страху померещился бабушке? (Медведище)

В: Почему медведище сказано в сказке? (Потому что бабушке привиделся большой медведь)

В: Кто привиделся внучке? (волк), курочке? (лиса), мышке? (котище)

В: Что произошло с зайчиком? (Спрятался под кустом)

В: Как вы думаете, что он испытал? (Страх)

В: Кто привиделся зайчику? (Охотники с ружьями)

В: Какова концовка сказки? (У страха глаза велики: чего нет, и то видят)

Физминутка

В: Послушайте сказку еще раз, а затем мы перескажем ее по схемам. (Выслушиваются пересказы детей)

В: Чему нас учит эта сказка? (Если чего-то испугался, нужно проанализировать, чего вы испугались, почему испугались и преодолеть страх)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в разновозрастной группе «Русские народные сказки» с интеграцией образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»

ГБОУ ЦРР детский сад №2402 ЮВАОг. Москва Подготовил воспитатель: Арутюнова Элла  ГеоргиевнаЦель: знакомство детей народными традициями, расширение и систематизация знаний о русских ска...

Организованная образовательная деятельность по развитию речи "Русская народная сказка "Колобок"

Помогать эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании...

Конспект НОД по речевому развитию в младшей группе "У страха глаза велики"

Конспект по речевому развитию в младшей группе "У страха глаза велики"...

ПРОЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ «Любимые русские народные сказки» (с использованием игровых технологий)

Русские народные сказки - важнейший элемент народного фольклора. В сказке перед умственным взором ребенка предстоят образы, характеры, родная природа; в ней дети получают блестящие образы родного язык...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи на тему: "У страха глаза велики!"

Познакомить детей со сказкой «У страха глаза велики».Помочь понять содержание сказки; обратить внимание на необычное название...