Главные вкладки

    Конспект организованной образовательной деятельности в разновозрастной группе «Русские народные сказки» с интеграцией образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

     

    ГБОУ ЦРР детский сад №2402 ЮВАО

    г. Москва

     

    Подготовил воспитатель: Арутюнова Элла  Георгиевна

    Цель: знакомство детей народными традициями, расширение и систематизация знаний о русских сказках.

    Задачи:

    Образовательные:

    — систематизация знаний о русских сказках;

    — расширение и углубление знаний о фольклорной традиции;

    — учить детей понимать образное содержание и идею сказки;

    Воспитательные:

    —  воспитывать интерес к чтению;

    — воспитывать способность эмоционально реагировать на поступки героев произведения;

    — воспитание уважения к собственной культуре и национальным традициям;

    — воспитание патриотизма;

    Развивающие:

    — развивать наблюдательность, память и внимание;

    — развивать связную, образную речь;

    — развивать эстетическое восприятие;

    — развивать интерес к творчеству.

    Материалы:

    — книги сказок с иллюстрациями;

    — пластилин;

    — игрушки: волк, лиса, медведь, куклы;

    — цветные карандаши или фломастеры.

    Предварительная работа: чтение и обсуждение сказок, слайд-шоу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_po_russkim_skazkam.docx29.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цель: знакомство детей народными традициями, расширение и систематизация знаний о русских сказках.

    Задачи:

    Образовательные:

    — систематизация знаний о русских сказках;

    — расширение и углубление знаний о фольклорной традиции;

    — учить детей понимать образное содержание и идею сказки;

    Воспитательные:

    —  воспитывать интерес к чтению;

    — воспитывать способность эмоционально реагировать на поступки героев произведения;

    — воспитание уважения к собственной культуре и национальным традициям;

    — воспитание патриотизма;

    Развивающие:

    — развивать наблюдательность, память и внимание;

    — развивать связную, образную речь;

    — развивать эстетическое восприятие;

    — развивать интерес к творчеству.

    Материалы:

    — книги сказок с иллюстрациями;

    — пластилин;

    — игрушки: волк, лиса, медведь, куклы;

    — цветные карандаши или фломастеры.

    Предварительная работа: чтение и обсуждение сказок, слайд-шоу.

    Ход занятия

    Воспитатель спрашивает у детей любят ли они сказки и какие. Дети отвечают.

    Воспитатель: Молодцы, много сказок знаете! А знаете ли вы, какие сказки называют народными?

    Дети: (те, которые придумал народ).

    Воспитатель: молодцы. Да, народные сказки — это сказки, которые люди рассказывают из поколения в поколения.

    Если вы не так уж боитесь Кощея,

    И Бармалея, и Бабу Ягу,

    Приходите в гости к нам поскорее

    Туда, где зеленый дуб на берегу.

    Здесь гуляет черный котище ученый,

    Не пьет молока он и не ловит мышей.

    Самый настоящий кот говорящий,

    А на цепи сидит Горыныч Змей.

    И серый волк здесь в дружбе с Шапочкою Красной,

    И Колобок здесь дружит с рыжею лисой.

    В гости спешите, к нам приходите.

    Сказки ждут вас с открытой душой.

    Русские народные сказки бывают волшебные, бытовые и сказки о животных. В волшебных сказках происходят превращения и чудеса. Например: лягушка – в царевну, а Иван-царевич – в серого волка, волшебная палочка может исполнить любое желания, скатерть-самобранка накормить всех, шапка-невидимка сделать невидимым.  Какие волшебные сказки вы знаете?

    Дети: («Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Мальчик-с-пальчик»).

    Воспитатель: В бытовых сказках тоже происходят чудеса, но чудеса земные, которые происходят с нами, в нашей жизни. Они вызывают иронию – смех и грусть одновременно. Высмеиваются плохие черты характера, такие как трусость, жадность, глупость. А такие черты характера как находчивость, смекалка, ум — вызывают восхищение и удивление. В этих сказках описываются отношения людей. Какие бытовые сказки вы знаете?

    Дети: («Каша из топора», «Как поп работницу нанимал», «Дочь-семилетка», «Не любо – не слушай», «Про нужду», «Чего на свете не бывает»).

    Воспитатель: В сказках о животных – главные герои животные и звери. В этих сказках они часто говорят как люди, у каждого зверя свой характер: лиса в сказках всегда хитрая и лукавая, медведь – ленивый, осел – глупый. Какие сказки про животных вы знаете?

    Дети: («Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Белая уточка», «Лиса и журавль», «Колобок», «Теремок», «Зимовье зверей»).

    Воспитатель: А теперь скажите, как обычно начинается сказка? Правильно, «Жили – были», «В некотором царстве, В некотором государстве…», «Жили-были дед и баба…». Начало сказки называется присказкой. Присказка может быть простая, а может быть весёлая, потешная. Например: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве снег горел, соломой тушили, много народу покрушили, тем дела не порешили». Или: «Вот диво – так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо – золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн: вверх идёт – песню заводит, вниз идёт – сказки сказывает…». Это вроде ещё не сказка, а так, подготовка к ней, разминка т. е. – присказка.

    Воспитатель: А как заканчивается сказка?

    Дети: (свадьбой, возвращение, победой)

    Воспитатель: Правильно, все налаживается. Добрые герои женятся или возвращаются домой после долгих странствий, побеждают врагов. А что со злыми происходит? Верно, их наказывают. А оставшиеся герои живут и поживают и…кто подскажет?.. Правильно, добра наживают! Если же дело кончается пиром? Что говорит рассказчик?.. Конечно: «Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Концовка сказки всегда бывает хорошая, в сказке всегда побеждает добро, а зло наказывается. Молодцы.

    Физминутка

    Раз — руки вверх махнули

    И при том вздохнули

    Два — три нагнулись. пол достали

    А четыре — прямо встали и сначала повторяем.

    Воздух сильно мы вдыхаем

    При наклонах выдох дружный

    Но колени гнуть не нужно.

    Чтобы руки не устали,

    Мы на пояс их поставим.

    Прыгаем как мячики

    Девочки и мальчики

    Далее педагог раздает детям карандаши и бумагу.

    Воспитатель: а теперь давайте вспомним сказку про Колобка. Все помнят? Какие герои есть в этой сказке? Что там происходит?

    Дети: (старик, старуха, колобок, дорога, заяц, волк, медведь, лиса).

    Воспитатель: Давайте по порядку. С чего начинается сказка?

    Дети: (с присказки).

    Воспитатель: (читает сказку) Жили-были старик со старухой.

    Вот и говорит старик старухе:

    — Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

    Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

    Итак, кто участвует в сказке?

    Дети: (старик со старухой).

    Воспитатель: Молодцы! Давайте нарисуем их.

    Далее педагог читает сказку, останавливаясь на важных поворотах сюжета, и предлагает нарисовать героев или знак поворота сюжета. В результате у воспитанников получаются мнемотаблицы типа рис.1.

    Рис.1. Мнемотаблица по сказке Колобок.

    Воспитатель: Какая это из народных сказок?

    Дети: (бытовая).

    Воспитатель: А откуда мы знаем, что эта сказка — народная?

    Дети: (присказка, говорящие животные).

    Воспитатель: Молодцы! Как вы думаете, чему учит эта сказка?

    Дети: (слушать старших, не хвастаться, не дразнить животных).

    Воспитатель: теперь посмотрите на рисунки и расскажите мне эту сказку.  Что у вас получилось?

    Дети: (рассказывают сказку про Колобка).

    Воспитатель предлагает найти героев этой сказки среди игрушек. Дети легко находят животных, вместо старика со старухой воспитатель предлагает посадить двух кукол.

    Воспитатель: посмотрите, все ли в сборе? Или, может быть, кого-то не хватает?

    Дети: (колобка).

    Воспитатель: Да, Колобка у нас действительно нет. Но давайте его слепим! Пусть звери будут одни и те же, но колобок у каждого свой. Подумайте, какой характер должен быть у вашего колобка? (хитрый, смелый, веселый…). Как выражается этот характер? (Педагог по мере необходимости подсказывает: скошенные глаза — хитрый, улыбка — веселый, высунутый язык — дразнится, прямой взгляд — смелый и т .д.).

    Воспитатель: Молодцы! Теперь у нас собрались все герои народной сказки про Колобка, они будут ждать вас завтра и вместе с нами послушают новую народную сказку.

    В заключение воспитатель читает стихотворение.

    Сказки гуляют по свету,

    Ночь запрягая в карету.

    Сказки живут на полянах,

    Бродят на зорьке в туманах.

    А принц Белоснежку полюбит,

    А жадность Кощея погубит…

    Пусть Зло на проделки хитро,

    Но все ж побеждает Добро!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект ООД в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество» по теме «Зима» для старшей группы

    Данный конспект может использоваться в качестве итогового занятия по теме "Зима" в старшей группе детского сада...

    Интегрированная образовательная деятельность (образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество») в подготовительной группе "Волшебство зеркал"

    развивать сообразительность, память, связную речь, умение логически мыслить, творческое (образное) мышление, умение мимикой и жестами передавать характерные особенности сказочных героев, умение анализ...

    Конспект организованной образовательной деятельности в разновозрастной группе «День победы» с интеграцией образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»

    ГБОУ ЦРР детский сад №2402 ЮВАОг. Москва Подготовил воспитатель: Арутюнова Элла  ГеоргиевнаЦель: Знакомство детей с героическим прошлым нашей страны, развитие эмоциональной отзывчивост...

    Конспект организованной образовательной деятельности в разновозрастной группе «День Космонавтики» с интеграцией образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

    ГБОУ ЦРР детский сад №2402 ЮВАОг. МоскваПодготовил воспитатель: Арутюнова Элла  ГеоргиевнаЦель: знакомство детей достижениями космонавтики, углубление знаний о космосе, астрономии.Задачи:Образова...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «познание», «коммуникация», «социализация», «художественное творчество», «безопасность», «музыка» в подготовительной группе «Лучики» Тема: Интеллектуальная игра «Знатоки»

    Цель: развитие интеллектуальных способностей детей. Задачи: Образовательные: 1. Поддерживать интерес детей к интеллектуальной деятельности;2. Повторить и обобщить знания детей по ФЭМП, ...