Картотека игр
картотека по развитию речи

Для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mrr.docx34.29 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по ознакомлению со словом

  1. «Кто что делает?»

Цель: дать понятие о слове, которое обозначает действие.

Описание игры: педагог выбирает одного из детей и говорит тихо на ухо действие, которое он должен показать «Саша рисуй» - и спрашивает у детей: «Что делает Саша?». Дети отвечают одним словом.

  1. «Что нам почта принесла»

Цель: закреплять в речи детей слова, обозначающие действия.

Оборудование: сюжетные картинки

Описание игры: нужно внимательно посмотреть на картинку и ответить одним словом на вопрос «что делает?» (поливает, строит, рисует).

  1. «Назови слово».

Цель: Учить детей различать слова, обозначающие предмет, и слова, обозначающие действие

Оборудование: картинки.

Описание игры: картинки (стол, кошка, бегущий ребенок, сидящий человек, бабочка, книжка). Дети называют по одному слову и отвечают на вопросы: кто это? что это?

  1. «Ответь на вопрос»

Цель: Закреплять в речи детей слова, обозначающие предметы, действия, признаки предметов.

Оборудование: картинки, предметы, мяч

Описание игры: Педагог показывает детям разные предметы, а они их называют. Затем показывает картинки, где нарисованы дети, выполняющие различные действия, и задает вопросы: «Кто это?» - (девочка) Что делает? (танцует. и т.д.) педагог показывает мячи спрашивает: «что это?» какой он? (круглый, синий)

  1. «Рыбы, звери, птицы»

Цель: закреплять в активном словаре детей существительные по темам «Рыбы», «Звери», «Птицы»

Описание игры: все становятся в круг, ведущий громко говорит: «Рыбы, Звери, Птицы, Рыбы, Звери, Птицы… Неожиданно останавливается перед кем-нибудь, указывая на него ладошкой, говорит, например: «Звери». Затем отсчитывает 5-7 хлопков. Если вызванный успел назвать зверя (медведь, волк, лиса).

Игры по ознакомлению со смысловой стороной слова (антонимы, синонимы, многозначные слова)

  1. «Найди нужное слово»

Цель: учить отбирать слова, близкие и противоположные по смыслу.

Ход: Нужно найти противоположные по смыслу слова в стихотворении

Скажу я слово высоко, А ты ответишь ... (низко). Скажу я слово далеко, А ты ответишь ... (близко). Скажу тебе я слово трус, Ответишь ты ... (храбрец). Теперь начало я скажу - Ну, отвечай ... (конец)

  1. «Найди противоположное по смыслу слово»

Цель: учить подбирать противоположные по смыслу слова.

Ход: Взрослый называет словосочетания. Ребенок называет слово, которое пропустил взрослый.

«Сахар сладкий, а лимон .... Луна видна ночью, а солнце .... Огонь горячий, а лед .... Тополь высокий, а шиповник .... Река широкая, а ручей .... Камень тяжелый, а пух .... Редька горькая, а груша... »

  1. «Скажи по-другому»

Цель: учить подбирать к словосочетаниям слова, близкие по смыслу.

Взрослый говорит: Весна идет - как можно сказать по-другому? (Наступает)

  • чистый воздух (свежий воздух);
  • чистая вода (прозрачная вода)
  • самолет сел (приземлился},
  • солнце село (зашло);
  • река бежит (течет, струится)
  1. «Скажи какой»

Цель: учить называть не только предмет, но и его признаки и действия

Ход: Предлагаем детям ряд заданий:

  1. По отдельным признакам узнать предметы; отгадать за
    гадки («Круглое, сладкое, румяное - что это?»).
  2. Дополнить словосочетание словами, отвечающими на
    вопрос, какой предмет по вкусу, цвету: сахар (какой?) ... слад
    кий, снег... лимон ....
  1. «Найди другое слово»

 Цель: учить подбирать синонимы и антонимы.

Ход: Взрослый кидает ребенку мяч и называет слово. Ребенок должен вернуть ему мяч, сказав слово, противоположное по смыслу.

  • длинный        говорить
  • мягкий           разрешить
  • легкий            падать
  • свежий           смеяться
  • тонкий           зажечь

 

Игры по ознакомлению с предложением

1.  «Сплетем венок из предложений»

Цель: научиться составлять предложения

Ход: воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

2.  «Закончи предложение»

Цель: научиться составлять сложные предложения, знакомиться с понятием «предложение.

Ход: Воспитатель начинает предложение, дети заканчивают.

Мама пошла в магазин, чтобы…

Надо взять зонт, потому что…

Мы пойдём играть, когда..

Цветок распустится, если…

  1. «Придумаем сказку»

Цель: знакомство с понятием «предложение», научиться составлять простые предложения.

Ход: Воспитатель даёт детям тему сказки, например, «Однажды Гномик…». Дети придумывают сказку, добавляя по одному предложению.

  1. «Где мы были не скажем, а что делали покажем»

Цель: знакомство с понятием «предложение», закрепить умение составлять простые предложения.

Ход: Водящий выходит из комнаты, дети договариваются, что они будут изображать, например, «Мы ходили в магазин». Затем возвращается водящий, спрашивает «Где вы были?», «Мы не скажем», «Что вы делали», «Покажем». Дети показывают, водящий должен сказать, что они делали одним предложением.

  1. «Придумай предложение»

Цель: закрепить умение составлять простые предложения.

Ход: воспитатель кидает ребёнку мяч и просит придумать предложение, начиналось бы с определенного слова.

Игры на ознакомление со словесным составом слова

  1. «Солнечные лучи»

Цель: научиться составлять простые полные предложения.

Оборудование: полоски бумаги разной длины, эмблемы солнышка, бумажные солнечные лучи.

Ход игры: дети разделитесь на две команды. Каждая команда по очереди будет составлять фразы о весне. За каждое правильное предложение получите «солнечный лучик» для эмблемы солнышка. Победит та команда, которая соберет больше «лучиков», у которой весеннее солнышко окажется «ярче».

- Весной дети…..

- Весной птицы…..

- Весной люди…..

- Весной в лесу…..

- До весны…..

- После весны…..

  1. «Живое слово»

Цель: научиться составлять предложения по структурной схеме.

Ход: каждый ребёнок изображает слово. Воспитатель: пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться). Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...)

  1. «Хор»

Цель: прийти к выводу, что предложение становится понятным, если слова следуют по порядку, одно за другим.

Ход. Заранее подготовленные дети, изображающие предложение, произносят слова не последовательно, а одновременно, хором. Предложение, сказанное таким образом, становится непонятным. Остальные дети должны догадаться и объяснить, почему непонятно.

  1.  «Хлопки»

Цель: научиться определять количество слов в предложении на слух. 

Ход: ведущий произносит вслух предложение, а дети подсчитывают количество слов и хлопают соответствующее число

1. Алеша спит.

2. Петя кормит кур. 

3. Врач лечит больного ребёнка.

4. Мама купила Наташе красивую куклу. 

5. Сильный спортсмен легко поднял тяжёлую штангу.

  1. «Напишем кукле письмо»

Цель: научить определять количество слов в предложении, опираясь на вспомогательные средства. 

Оборудование: длинные и короткие полоски, обозначающие предложения, для выкладывания слов

Ход: ведущий произносит предложение, дети выкладывают длинную полоску – «пишут кукле письмо». Второй раз слушают это же предложение и подкладывают под длинной полоской столько коротких полосок, сколько слов в предложении. Затем так же анализируется второе и третье предложения. После «записи» можно попросить кого-нибудь «прочитать» первое предложение, второе и так далее, чтобы развивать непроизвольную память.

Игры на ознакомление со слоговым составом слова

  1. «Телеграф»

Цель: научиться делить слава на слоги. 

Ход: Учитель говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слава, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город». Первое слово учитель произносит па слогам и сопровождает его хлопками. Затем он называет слава, а вызванный ученик самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками. Если ученик неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши. Испорченный телеграф нужно починить, т. е. произнести слово правильно по слогам и отхлопать. Ученик, правильно выполнивший задание или исправивший ошибку товарища, получает фишку. Выигрывает тот ряд или те ученики, кто был мастером и у кого больше фишек.

  1. «Найди лишнее»

Цель: научиться делить слова на слоги.

Ход: Воспитатель по слогам произносит слова, дети должны найти лишнее слово.

Мартышка, бегемот, жираф, крокодил.

  1. «Назови правильное слово»

Цель: учить различать правильно звучащие слова, понять место слогов в слове.

Материал: картинки.

Ход игры: взрослый произносит слова неправильно, ребѐнок называет слова правильно, объяснить, что поменялось (если ребѐнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки). Мотолок, моколо.

  1. «Конец слова за тобой»

Цель: учиться составлять слова из слогов.

Материал: мяч.

Ход: взрослый начинает слово и бросает мяч ребѐнку, тот добавляет слог и повторяет слово целиком.

  1. «Что изменилось?»

Цель: учиться различать разную слоговую структуру слова.

Материал: картинки.

Ход: ребѐнок объясняет различие между словами.

Слова: кот, кошка, котѐнок. Дом, домик, домище.

Игры по ознакомление со звуковой стороной слова

  1.  «Кто найдёт все предметы, названия которых содержат звук С»

Цель: закрепить умение выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания.

Ход: Детям дают рассмотреть картинку и предлагают назвать нужные предметы. Выиграет тот, кто назовет больше предметов. Дети накладывают фишки на найденные картинки, а ведущий затем проверяет правильность выполнения задания и определяет победителя.

  1. «Услышишь — хлопни»

Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Ход: Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

  1. «Внимательный слушатель» (или «Где звук?»)

Цель: Развивать фонематические представления, внимание.

Ход: Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

  1. «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В...) – и только с этой»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход. Взрослый бросает мяч ребёнку и задает ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

Пример: -Как тебя зовут? -Ира. -А фамилия? -Иванова. -Откуда ты приехала? -Из Иркутска

  1. «Третий лишний»

Цель: учиться слышать в слове определённый звук.

Ход. Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ш]: шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...