Конспект занятия по речевому развитию "Кукле Маше кашу сварим"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Филатова Наталья Александровна

НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filatova_n.a._konspekt_nod.docx43.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад «Радуга»

Методическая разработка конспекта

по образовательной области

«Речевое развитие»

Накормить куклу Машу кашей

(3-4 года)

Филатова Н.А., воспитатель

г. Советский

2020 год

Аннотация

Непосредственно-образовательная деятельность (далее НОД) состоит из коммуникативно - игровых заданий, которые носят комплексный характер и направлены на развитие у детей не только речевой, но и психической деятельности: заставляют ребенка думать, размышлять, фантазировать. С учетом ФГОС ДО и рационального и эффективного использования времени и учебного пространства.

Введение

Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И среди важнейших задач развития детей обучение родному языку – одна из самых главных.

Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для его успешного обучения в школе, для творческой трудовой деятельности.

Речь ребенка развивается в процессе подражания. Возможности естественной среды, в которой растёт малыш, являются развивающим потенциалом для него.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

  • -ухудшение состояния здоровья детей;

  • -существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей;

  • -глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

  • -недостаточное внимание педагогов дошкольного образования к речевому развитию ребёнка;

  • -дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Как известно игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

Цель: формирование и развитие фонематического слуха в звукоподражаниях через игровую деятельность.

 

Задачи:

Обучающая:

1. Формировать  и  развивать  все  компоненты  речи  ребенка  3- 4  лет: звукопроизносительных навыков, активного  и  пассивного  словаря ребенка, слоговой структуры  слова,  фонематических  процессов,  лексико-граммматических   категорий.

2.Упражнять и уточнять в правильном произношении звуков в звукоподражании.

Развивающая:

1.Развивать мышцы артикуляционного аппарата и мелкой моторики

2.Развивать фонематический слух;

3.Развивать речевое внимание,  умение отвечать на вопросы

Воспитательные:

1.Формировать умение работать в коллективе.

2.Формировать умение экспериментировать с материалами и веществами (упражнять в  перекладывание гороха и фасоли из пиалы в тарелочки).

3.Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»: (познавательно-исследовательская деятельность), проведение эксперимента с крупой, цвета (красный, жёлтый).

«Социально - коммуникативное»: работа в коллективе сверстников, формирование основ безопасности, общение в игре.

«Физическое развитие»: развитие мелкой и общей моторики через проведение дыхательной гимнастики, динамического часа, смены видов деятельности.

Вид занятия: игра.

Формы образовательной деятельности: подгрупповая 

Планируемый результат:

1.Играем рядом с другими детьми, не мешая им, подражает действиям сверстника.

2.Выполнять простейшие действия (с помощью воспитателя).

3.Сопровождает речью игровые и бытовые действия.

4.Слушает доступные по содержанию стихотворения.

Словарная работа: активизация в речи ребёнка новых слов: пиала; преобразование слов существительных в прилагательные.

Предварительная работа: знакомство с сюжетно-ролевыми играми (семья, накорми своих друзей); перекладывание крупы по тарелкам, разучивание пальчиковой гимнастики «Кукле Маше кашу сварим»; изучение цветов (красный, жёлтый).

Индивидуальная работа: помощь в звукоподражании, помочь ребенку при формулирование ответов.

Демонстрационный материал: кукла Маша, игрушечная посуда, тарелка, чашка, ложка; подставка для салфеток; кровать для куклы с постельным бельем, мебель для сюжетно-ролевой игры «Кухня»

Технологическая карта НОД

Ход занятий                      

Время

Деятельность педагога

Деятельность детей

(примерное)

Вводная часть  Организационный момент

Воспитатель подходит к детям, которые играют на ковре

Предлагает сделать дыхательную гимнастику «Шар»

Дети играют на ковре.

Дети повторяют за воспитателем

1.5 мин

 Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

Сюрпризный момент.

                      В группе раздается, плачь куклы Маши.

Воспитатель: Кто плачет?

Воспитатель: Как Маша плачет? Покажите, «У-у-у-у»

Воспитатель: Чтобы Машу успокоить, надо покачать кроватку и песенку спеть «А-А-А-а-а»

Воспитатель: Маша не засыпает, огорчена. Покажите, как Маша огорчена?

Воспитатель: Наша Маша голодная! Маша, не огорчайся.  Поможем Маше?

Воспитатель: Сварим кашу и накормим ею Машу! Вы любите кашу?

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель предлагает детям с куклой Машей пройти к столам для приготовления каши.

Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.

Дети: Кукла Маша!

Дети: произносят звук «У-у-у-у»

Дети: качают кровать и поют песню «А-А-А-а-а»

Дети: произносят звук «О-о-о»

Дети: Поможем

Дети: Да!

Все уходят за столы.

3 мин

Основная часть Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД

В Дети сидят за столами по кругу.

На столах, на подносах стоят для каждого ребенка пиала с перемешанными крупами, две тарелочки красного и желтого цвета.

Воспитатель. Ой, беда! Горох и фасоль перемешались. Что делать?

Воспитатель дает инструкцию, сопровождая показом.

Воспитатель ставит на стол поднос с двумя пустыми разноцветными тарелками, между ними ставит пиалу с крупами.

Воспитатель: Отделяем горох в красную тарелку, а фасоль –в желтую тарелку.

Воспитатель: Назовите и покажите, в какой тарелке лежит горох.

Воспитатель: Назовите в какой тарелке фасоль?

Воспитатель: Из какой крупы будем варить кашу?

Воспитатель: Каша из гороха - это какая каша?

Воспитатель предлагает повторить ответ одного ребенка остальным детям.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Пересыпьте горох в кастрюлю. Сварим гороховую кашу для куклы Маши. 

Воспитатель предлагает, пройти на кухню с куклой Машей.

Дети: нужно крупы разделить.

Дети действуют по инструкции воспитателя.

Дети: горох лежит в красной тарелке

Дети: фасоль лежит в желтой тарелке

Дети: В желтой тарелке

Дети: Кашу сварим из гороха.

Дети: Гороховая каша.

Дети: повторяют.

Дети пересыпают горох в кастрюлю.

Все уходят на кухню

6 мин

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ        Итог занятия. Систематизация знаний.

В На кухне садят куклу Машу за сервированный стол. Вместе с детьми воспитатель делает пальчиковую гимнастику «Варим кашу кукле»

Воспитатель поставила на плиту.

Воспитатель:

Кукле Маше кашу сварим

В миску молока нальем

Положим туда крупу

и поставим на плиту

Будет каша хороша

Кушай Маша не спеша

Воспитатель: Кашка вариться и пыхтит «П-п-п-п». Покажите, как она пыхтит.

Воспитатель: Каша сварилась.

Воспитатель ставит на стол кастрюлю.

Воспитатель: Что надо сделать, если каша горячая? Покажите.

Воспитатель предлагает каждому ребенку покормить куклу.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику, повторяя движения и слова за воспитателем.

Дети

Делают круговые движения руками, имитируя помешивание.

Сжимают кулачок руки и  имитируют переливание молока.

Сыпучие движения пальцами обеих рук

Показывают ладошки

Хлопают в ладошки

Показывают указательный палец

Дети: произносят звук «П-п-п-п»

Дети: подуть на кашу (Дети дуют)

Дети  угощают куклу кашей

3мин

Рефлексия

Воспитатель: Молодцы, накормили Машу кашей!

Воспитатель: Почему Маша плакала?

Воспитатель: Какую кашу мы сварили?

Воспитатель: Вам понравилось варить для Маши кашу?

Воспитатель: Предлагаю угостить кашей друзей Маши.

Дети: Маша голодная была, кушать хотела.

Дети: гороховую кашу.

Дети: да

Ребята угощают других кукол кашей, а потом играют с ними.

1.5 мин

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  «Радуга»

САМОАНАЛИЗ

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области

«Речевое развитие»

Накормить куклу Машу кашей

(3-4 года)

НОД по речевому развитию

Вторая младшая возрастная группа.

Дата проведения: 04 февраля 2020 г.

Непосредственно образовательная деятельность проводилась в групповом помещении.

Присутствовало    17     человек.

Тема НОД: «Накормить куклу Машу кашей» является составляющей содержания образовательной области "Речевое развитие".

Интеграция образовательных областей:

«Социально – коммуникативное развитие» - игровая деятельность;

«Познавательно – исследовательское развитие»  - экспериментирование с крупой.

Цель: формирование и развитие фонематического слуха в звукоподражаниях через игровую деятельность.

Задачи:

Обучающая:

1. Формировать  и  развивать  все  компоненты  речи  ребенка  3- 4  лет: звукопроизносительных навыков, активного  и  пассивного  словаря ребенка, слоговой структуры  слова,  фонематических  процессов,  лексико-граммматических   категорий.

2.Упражнять и уточнять в правильном произношении звуков в звукоподражании.

Развивающая:

1.Развивать мышцы артикуляционного аппарата и мелкой моторики

2.Развивать фонематический слух;

3.Развивать речевое внимание,  умение отвечать на вопросы

Воспитательные:

1.Формировать умение работать в коллективе.

2.Формировать умение экспериментировать с материалами и веществами (упражнять в  перекладывание гороха и фасоли из пиалы в тарелочки).

3.Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.

В НОД выбрана следующая структура:

1.Организационный момент

2.Актуализация  знаний – выход на проблему. Мотивация.

3. Открытие  нового знания.

4. Самостоятельная работа.

5. Рефлексия (итог НОД)

6. Продолжение игровой деятельности вне НОД, что соответствует моделированию НОД в соответствии с ФГОС ДО.

Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующий демонстрационный материал: кукла Маша, игрушечная посуда, тарелка, чашка, ложка; подставка для салфеток, тканевая салфетка, полотенце; кровать для куклы с постельным бельем, мебель для сюжетно-ролевой игры «Кухня». Все это помогло мне раскрыть тему ярко, интересно.

При подготовке к НОД была проведена предварительная работа: совершенствование моторики артикуляционного аппарата, через правильный подбор артикуляционных упражнений,  знакомство с сюжетно-ролевыми играми (семья, накорми своих друзей); перекладывание крупы по тарелкам, разучивание пальчиковой гимнастики «Кукле Маше кашу сварим», обыгрывание стихотворения; изучение цветов (красный, жёлтый).

На первом этапе «Организационный момент», я создала доброжелательную атмосферу на образовательную деятельность.

Для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на нее я использовала проблемную ситуацию и принятие детьми цели занятия, что соответствует следующим задачам: развитие фонематического слуха и речевого внимания.

Использовала пальчиковую гимнастику и упражнения на звукоподражание, помогающие ребенку развивать мышцы артикуляционного аппарата и мелкой моторики, что соответствует задачам моего НОД.

Провела перекладывание гороха и фасоли из пиалы в тарелочки, что соответствует задаче: формировать умение экспериментировать с материалами и веществами.

На третьем   этапе  проведена рефлексия, систематизация знаний.  Подводя итог занятия, привлекла детей, попросила ответить на вопросы: Почему Маша плакала? Какую кашу мы сварили? Вам понравилось варить для Маши кашу? Смогла сформировать предпосылки к сюжетно-ролевым играм, играть рядом с другими детьми, не мешая им.

Во время проведения НОД происходила смена видов деятельности, применялся индивидуальный подход.

Виды детской деятельности:

Игровая, познавательно- исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Для реализации поставленных задач я использовала различные принципы: наглядности, систематичности, доступности, последовательности, индивидуального подхода, развития, голосовой и эмоциональной модуляции, психологического комфорта.

Для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения их здоровья мною были использованы здоровьесберегающие технологии.  Организована пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастики, постоянно следила за осанкой детей.

Применялись следующие формы работы: подгрупповая.

Методы и приёмы:

Метод проблемного обучения: через познавательное проблемное изложение, т.е. педагог обозначает проблему и в процессе общения с детьми дает алгоритм решения;

Методы словесные: беседа; анализ ситуации, поощрение

Методы практические: практические - игровые упражнения.

В процессе занятия дети были активны. Сохранялся интерес в течении всего занятия. Были внимательны.

Длительность НОД  15  мин, что соответствует нормам СанПина.

ВЫВОДЫ: — Заявленная тема полностью соответствовала содержанию занятия. Я считаю, что мне удалось полностью реализовать поставленные задачи. В деятельности я использовала принцип индивидуального подхода(Имя неговорящего ребенка). В инд. и подгруппой работе с детьми запланирую продолжать работу по овладению речью, как средством общения, на основе комплексного развития всех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя, звуковой культуры речи. Степень активности детей на достаточном уровне, все дети охвачены деятельностью, интерес поддерживался на протяжении всей НОД.

Список использованных источников:

  1. «Радуга»: программа воспитания, образования и развития  детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада»/ Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, С.В.Якобсон; научный сотрудник Е.В.Соловьёва.-М.:Просвещение, 2014.
  2. Доронова Т.Н. В.В.Гербова, Т.И.Гризик. Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду. Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга». - М.: Просвещение. 2017.
  3. О.А. Карабанова. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет. Методическое пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 2016.
  4. Речевое развитие детей 3-4 лет М.: Просвещение Т.И. Гризик. 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в первой младшей группе "Купаем куклу Машу"

Конспект занятия по речевому развитию в первой младшей группе "Купаем куклу Машу"...

«Конспект занятия по речевому развитию "Сварим борщ для медвежат"»

Цель :Развитие связной речи. Содействовать формированию у детей умения составлять развёрнутый описательный рассказ, придерживаясь краткого плана (схемы). Вызвать речевую активность, умение правил...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...

Конспект занятия по речевому развитию "Поможем повару сварить борщ для гостей»

Цель: развивать познавательную активность, расширять словарь.Образовательные задачи.: совершенствовать знания об овощах, конкретизировать знания о том, из чего готовят суп борщ. Вызвать речевую активн...

Конспект занятия по речевому развитию для детей 3-4 лет на тему: «Маша и Медведь»

Цель: учить эмоционально воспринимать сказку.Задачи.Обучающие:продолжать знакомить детей с устным русским народным творчеством,учить запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы...