Конспект занятия по речевому развитию "Кукле Маше кашу сварим"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Радуга»
Методическая разработка конспекта
по образовательной области
«Речевое развитие»
Накормить куклу Машу кашей
(3-4 года)
Филатова Н.А., воспитатель
г. Советский
2020 год
Аннотация
Непосредственно-образовательная деятельность (далее НОД) состоит из коммуникативно - игровых заданий, которые носят комплексный характер и направлены на развитие у детей не только речевой, но и психической деятельности: заставляют ребенка думать, размышлять, фантазировать. С учетом ФГОС ДО и рационального и эффективного использования времени и учебного пространства.
Введение
Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И среди важнейших задач развития детей обучение родному языку – одна из самых главных.
Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для его успешного обучения в школе, для творческой трудовой деятельности.
Речь ребенка развивается в процессе подражания. Возможности естественной среды, в которой растёт малыш, являются развивающим потенциалом для него.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
- -ухудшение состояния здоровья детей;
- -существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей;
- -глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
- -недостаточное внимание педагогов дошкольного образования к речевому развитию ребёнка;
- -дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Как известно игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Цель: формирование и развитие фонематического слуха в звукоподражаниях через игровую деятельность.
Задачи:
Обучающая:
1. Формировать и развивать все компоненты речи ребенка 3- 4 лет: звукопроизносительных навыков, активного и пассивного словаря ребенка, слоговой структуры слова, фонематических процессов, лексико-граммматических категорий.
2.Упражнять и уточнять в правильном произношении звуков в звукоподражании.
Развивающая:
1.Развивать мышцы артикуляционного аппарата и мелкой моторики
2.Развивать фонематический слух;
3.Развивать речевое внимание, умение отвечать на вопросы
Воспитательные:
1.Формировать умение работать в коллективе.
2.Формировать умение экспериментировать с материалами и веществами (упражнять в перекладывание гороха и фасоли из пиалы в тарелочки).
3.Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»: (познавательно-исследовательская деятельность), проведение эксперимента с крупой, цвета (красный, жёлтый).
«Социально - коммуникативное»: работа в коллективе сверстников, формирование основ безопасности, общение в игре.
«Физическое развитие»: развитие мелкой и общей моторики через проведение дыхательной гимнастики, динамического часа, смены видов деятельности.
Вид занятия: игра.
Формы образовательной деятельности: подгрупповая
Планируемый результат:
1.Играем рядом с другими детьми, не мешая им, подражает действиям сверстника.
2.Выполнять простейшие действия (с помощью воспитателя).
3.Сопровождает речью игровые и бытовые действия.
4.Слушает доступные по содержанию стихотворения.
Словарная работа: активизация в речи ребёнка новых слов: пиала; преобразование слов существительных в прилагательные.
Предварительная работа: знакомство с сюжетно-ролевыми играми (семья, накорми своих друзей); перекладывание крупы по тарелкам, разучивание пальчиковой гимнастики «Кукле Маше кашу сварим»; изучение цветов (красный, жёлтый).
Индивидуальная работа: помощь в звукоподражании, помочь ребенку при формулирование ответов.
Демонстрационный материал: кукла Маша, игрушечная посуда, тарелка, чашка, ложка; подставка для салфеток; кровать для куклы с постельным бельем, мебель для сюжетно-ролевой игры «Кухня»
Технологическая карта НОД
№ | Ход занятий | Время | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | (примерное) | ||
Вводная часть Организационный момент | ||||
Воспитатель подходит к детям, которые играют на ковре Предлагает сделать дыхательную гимнастику «Шар» | Дети играют на ковре. Дети повторяют за воспитателем | 1.5 мин | ||
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | ||||
Сюрпризный момент. В группе раздается, плачь куклы Маши. Воспитатель: Кто плачет? Воспитатель: Как Маша плачет? Покажите, «У-у-у-у» Воспитатель: Чтобы Машу успокоить, надо покачать кроватку и песенку спеть «А-А-А-а-а» Воспитатель: Маша не засыпает, огорчена. Покажите, как Маша огорчена? Воспитатель: Наша Маша голодная! Маша, не огорчайся. Поможем Маше? Воспитатель: Сварим кашу и накормим ею Машу! Вы любите кашу? Воспитатель: Молодцы! Воспитатель предлагает детям с куклой Машей пройти к столам для приготовления каши. | Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая. Дети: Кукла Маша! Дети: произносят звук «У-у-у-у» Дети: качают кровать и поют песню «А-А-А-а-а» Дети: произносят звук «О-о-о» Дети: Поможем Дети: Да! Все уходят за столы. | 3 мин | ||
Основная часть Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД | ||||
В Дети сидят за столами по кругу. На столах, на подносах стоят для каждого ребенка пиала с перемешанными крупами, две тарелочки красного и желтого цвета. Воспитатель. Ой, беда! Горох и фасоль перемешались. Что делать? Воспитатель дает инструкцию, сопровождая показом. Воспитатель ставит на стол поднос с двумя пустыми разноцветными тарелками, между ними ставит пиалу с крупами. Воспитатель: Отделяем горох в красную тарелку, а фасоль –в желтую тарелку. Воспитатель: Назовите и покажите, в какой тарелке лежит горох. Воспитатель: Назовите в какой тарелке фасоль? Воспитатель: Из какой крупы будем варить кашу? Воспитатель: Каша из гороха - это какая каша? Воспитатель предлагает повторить ответ одного ребенка остальным детям. Воспитатель: Молодцы! Воспитатель: Пересыпьте горох в кастрюлю. Сварим гороховую кашу для куклы Маши. Воспитатель предлагает, пройти на кухню с куклой Машей. | Дети: нужно крупы разделить. Дети действуют по инструкции воспитателя. Дети: горох лежит в красной тарелке Дети: фасоль лежит в желтой тарелке Дети: В желтой тарелке Дети: Кашу сварим из гороха. Дети: Гороховая каша. Дети: повторяют. Дети пересыпают горох в кастрюлю. Все уходят на кухню | 6 мин | ||
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. | ||||
В На кухне садят куклу Машу за сервированный стол. Вместе с детьми воспитатель делает пальчиковую гимнастику «Варим кашу кукле» Воспитатель поставила на плиту. Воспитатель: Кукле Маше кашу сварим В миску молока нальем Положим туда крупу и поставим на плиту Будет каша хороша Кушай Маша не спеша Воспитатель: Кашка вариться и пыхтит «П-п-п-п». Покажите, как она пыхтит. Воспитатель: Каша сварилась. Воспитатель ставит на стол кастрюлю. Воспитатель: Что надо сделать, если каша горячая? Покажите. Воспитатель предлагает каждому ребенку покормить куклу. | Дети выполняют пальчиковую гимнастику, повторяя движения и слова за воспитателем. Дети Делают круговые движения руками, имитируя помешивание. Сжимают кулачок руки и имитируют переливание молока. Сыпучие движения пальцами обеих рук Показывают ладошки Хлопают в ладошки Показывают указательный палец Дети: произносят звук «П-п-п-п» Дети: подуть на кашу (Дети дуют) Дети угощают куклу кашей | 3мин | ||
Рефлексия | ||||
Воспитатель: Молодцы, накормили Машу кашей! Воспитатель: Почему Маша плакала? Воспитатель: Какую кашу мы сварили? Воспитатель: Вам понравилось варить для Маши кашу? Воспитатель: Предлагаю угостить кашей друзей Маши. | Дети: Маша голодная была, кушать хотела. Дети: гороховую кашу. Дети: да Ребята угощают других кукол кашей, а потом играют с ними. | 1.5 мин |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»
САМОАНАЛИЗ
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области
«Речевое развитие»
Накормить куклу Машу кашей
(3-4 года)
НОД по речевому развитию
Вторая младшая возрастная группа.
Дата проведения: 04 февраля 2020 г.
Непосредственно образовательная деятельность проводилась в групповом помещении.
Присутствовало 17 человек.
Тема НОД: «Накормить куклу Машу кашей» является составляющей содержания образовательной области "Речевое развитие".
Интеграция образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие» - игровая деятельность;
«Познавательно – исследовательское развитие» - экспериментирование с крупой.
Цель: формирование и развитие фонематического слуха в звукоподражаниях через игровую деятельность.
Задачи:
Обучающая:
1. Формировать и развивать все компоненты речи ребенка 3- 4 лет: звукопроизносительных навыков, активного и пассивного словаря ребенка, слоговой структуры слова, фонематических процессов, лексико-граммматических категорий.
2.Упражнять и уточнять в правильном произношении звуков в звукоподражании.
Развивающая:
1.Развивать мышцы артикуляционного аппарата и мелкой моторики
2.Развивать фонематический слух;
3.Развивать речевое внимание, умение отвечать на вопросы
Воспитательные:
1.Формировать умение работать в коллективе.
2.Формировать умение экспериментировать с материалами и веществами (упражнять в перекладывание гороха и фасоли из пиалы в тарелочки).
3.Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.
В НОД выбрана следующая структура:
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний – выход на проблему. Мотивация.
3. Открытие нового знания.
4. Самостоятельная работа.
5. Рефлексия (итог НОД)
6. Продолжение игровой деятельности вне НОД, что соответствует моделированию НОД в соответствии с ФГОС ДО.
Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующий демонстрационный материал: кукла Маша, игрушечная посуда, тарелка, чашка, ложка; подставка для салфеток, тканевая салфетка, полотенце; кровать для куклы с постельным бельем, мебель для сюжетно-ролевой игры «Кухня». Все это помогло мне раскрыть тему ярко, интересно.
При подготовке к НОД была проведена предварительная работа: совершенствование моторики артикуляционного аппарата, через правильный подбор артикуляционных упражнений, знакомство с сюжетно-ролевыми играми (семья, накорми своих друзей); перекладывание крупы по тарелкам, разучивание пальчиковой гимнастики «Кукле Маше кашу сварим», обыгрывание стихотворения; изучение цветов (красный, жёлтый).
На первом этапе «Организационный момент», я создала доброжелательную атмосферу на образовательную деятельность.
Для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на нее я использовала проблемную ситуацию и принятие детьми цели занятия, что соответствует следующим задачам: развитие фонематического слуха и речевого внимания.
Использовала пальчиковую гимнастику и упражнения на звукоподражание, помогающие ребенку развивать мышцы артикуляционного аппарата и мелкой моторики, что соответствует задачам моего НОД.
Провела перекладывание гороха и фасоли из пиалы в тарелочки, что соответствует задаче: формировать умение экспериментировать с материалами и веществами.
На третьем этапе проведена рефлексия, систематизация знаний. Подводя итог занятия, привлекла детей, попросила ответить на вопросы: Почему Маша плакала? Какую кашу мы сварили? Вам понравилось варить для Маши кашу? Смогла сформировать предпосылки к сюжетно-ролевым играм, играть рядом с другими детьми, не мешая им.
Во время проведения НОД происходила смена видов деятельности, применялся индивидуальный подход.
Виды детской деятельности:
Игровая, познавательно- исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Для реализации поставленных задач я использовала различные принципы: наглядности, систематичности, доступности, последовательности, индивидуального подхода, развития, голосовой и эмоциональной модуляции, психологического комфорта.
Для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения их здоровья мною были использованы здоровьесберегающие технологии. Организована пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастики, постоянно следила за осанкой детей.
Применялись следующие формы работы: подгрупповая.
Методы и приёмы:
Метод проблемного обучения: через познавательное проблемное изложение, т.е. педагог обозначает проблему и в процессе общения с детьми дает алгоритм решения;
Методы словесные: беседа; анализ ситуации, поощрение
Методы практические: практические - игровые упражнения.
В процессе занятия дети были активны. Сохранялся интерес в течении всего занятия. Были внимательны.
Длительность НОД 15 мин, что соответствует нормам СанПина.
ВЫВОДЫ: — Заявленная тема полностью соответствовала содержанию занятия. Я считаю, что мне удалось полностью реализовать поставленные задачи. В деятельности я использовала принцип индивидуального подхода(Имя неговорящего ребенка). В инд. и подгруппой работе с детьми запланирую продолжать работу по овладению речью, как средством общения, на основе комплексного развития всех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя, звуковой культуры речи. Степень активности детей на достаточном уровне, все дети охвачены деятельностью, интерес поддерживался на протяжении всей НОД.
Список использованных источников:
- «Радуга»: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада»/ Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, С.В.Якобсон; научный сотрудник Е.В.Соловьёва.-М.:Просвещение, 2014.
- Доронова Т.Н. В.В.Гербова, Т.И.Гризик. Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду. Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга». - М.: Просвещение. 2017.
- О.А. Карабанова. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет. Методическое пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 2016.
- Речевое развитие детей 3-4 лет М.: Просвещение Т.И. Гризик. 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию в первой младшей группе "Купаем куклу Машу"
Конспект занятия по речевому развитию в первой младшей группе "Купаем куклу Машу"...
Конспект занятия по речевому развитию во второй группе раннего возраста на тему: «Купание куклы Маши»
купание куклы маши...
«Конспект занятия по речевому развитию "Сварим борщ для медвежат"»
Цель :Развитие связной речи. Содействовать формированию у детей умения составлять развёрнутый описательный рассказ, придерживаясь краткого плана (схемы). Вызвать речевую активность, умение правил...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...
Конспект занятия по речевому развитию "Поможем повару сварить борщ для гостей»
Цель: развивать познавательную активность, расширять словарь.Образовательные задачи.: совершенствовать знания об овощах, конкретизировать знания о том, из чего готовят суп борщ. Вызвать речевую активн...
Конспект занятия по речевому развитию для детей 3-4 лет на тему: «Маша и Медведь»
Цель: учить эмоционально воспринимать сказку.Задачи.Обучающие:продолжать знакомить детей с устным русским народным творчеством,учить запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы...
Конспект занятия по речевому развитию На тему: «Русская народная сказка «Маша и медведь»» для детей младшего возраста
Развивать у детей интерес к художественной литературе посредством сказки....