Шкатулка со сказками
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

развитие связной речи  дошкольников через моделирование с использованием карт Проппа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._metodicheskoe_posobie.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие

Тема: “Шкатулка со сказками”. Использование карт Проппа в развитии речи детей дошкольного возраста.

Вид: учебно- методическое пособие

Направленность: социально-коммуникативное

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие

Предпосылки: обогащение материально- технической базы и развивающей среды группы

Предназначение: для детей старшего дошкольного возраста

Продолжительность: в течение учебного года

Актуальность: развитие речи и свободное владение родным языком является одним из самых важных компонентов в развитии  ребёнка  дошкольного возраста и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

Однако у детей старшего дошкольного возраста  связная речь развита недостаточно хорошо.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Данное пособие поможет обогатить речь детей фразеологизмами и лексикой литературных произведений , закрепить навыки падежного управления, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы,составлять пересказы и рассказы.

Цель: развитие связной речи  дошкольников через моделирование с использованием карт Проппа.

Задачи:

Образовательные: расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Развивающие: развивать наглядно - образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать своё суждение.

Развивать интерес к художественной литературе, как образцу речи.

Способствовать повышению поисковой активности.

Воспитательные: воспитывать способность к сопереживанию.

Описание изготовления пособия:

Основные достоинства пособия: многофункциональность; вариативность; доступность; участие как одного ребенка, так и подгруппы; использование пособия в различных видах игр, разных  формах работы с детьми.

Этапы работы:

I этап- подготовительный.

Изучение методической литературы по теме. Подготовка атрибутов, карточек для деятельности с детьми, изготовление шкатулки. Создание условий, необходимых для использования методического пособия,  подборка дидактических игр и игровых упражнений по ознакомлению детей со сказками.

II этап - основной.

Открывая шкатулку мы попадаем в мир сказок. Знакомлю детей с жанром литературного произведения –сказкой. Вычленяем структуру сказки:

Присказка. Приглашение в сказку настраивает детей на особый лад, переносит в сказочный мир. Ее цель - подготовить детей к слушанию сказки, заинтересовать (“За далекими полями, за глубокими морями; В некотором царстве, в небесном государстве жили-были...”)

Повествование – насыщено событиями, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей (“Сделался такой молодец – ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать”; “Избушка, избушка встань к лесу задом, а ко мне передом” и т.д)

Концовка как и присказка ограничивает сказку от реальной жизни и

возвращает к реальной действительности.(Устроили пир на весь мир, я там был мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало).

Далее предлагаю поиграть в игры, которые помогут освоить карты.

«Игра – бродилка» направлена на соотнесение карт с сюжетом сказки. На игровом поле располагаем карты Проппа, бросая кубик, ребенок «ходит» по игровому полю, остановившись возле какого-либо символического изображения, называет его. Например, «Победа» - ребенок вспоминает, в какой сказке есть такой сюжет, и объясняет, почему эта карта подходит к этой сказке.

Можно работать как по одной, так и по нескольким сказкам одновременно, но их содержание дети должны хорошо знать. К игре необходимо изготовить картинки-фрагменты из сказок, которые ребенок выбирает в соответствии с символом. Дети самостоятельно подбирают к символу сказки.

«Волшебные имена» - перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут. Почему Золушку назвали Золушкой (Красную Шапочку и т.д.).

«Узнай героя» - в этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя. Например, Емеля, его отрицательные качества – он ленивый, положительные – добрый и отзывчивый.

«Что в дороге пригодится?» - вспоминаем с детьми волшебные вещи из разных сказок, как русских народных, так и любого народа (скатерть – самобранка, волшебное кольцо, клубочек, цветок, волшебная палочка).

«Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт.

«Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.

«Что в дороге пригодится» -основные волшебные средства сказки (скатерть-самобранка, аленький цветочек).

«Что общего» - сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между ними

« Четвертый лишний» - определение лишнего предмета.

«Решение сказочных задач».

«Бюро находок» - найден золотой ключ; утеряна монета и т.д.

«Сказочный словарь» - придумайте новое небывалое слово и по возможности объясните его или нарисуйте: сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка.

Следующий ящик - непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа (схематическими изображениями).

Сказка «Кот, Петух и Лиса»

Карта № 1 «Жили – были». В лесу в маленькой избушке жили – были Кот да Петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя – петушок оставался дом стеречь.

Карта № 3 «Запрет». Собирается Кот на охоту и говорит Петушку: «Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай Лису, а то она тебя унесет, съест и косточек не оставит»

Карта № 4 «Нарушение запрета». Ушел Кот, а Петя –петушок в избушке все прибрал, пол чисто подмел, вскочил на жердочку – сидит, поет, Кота ждет. А Лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошко и запела:

«Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко –

Дам тебе горошку».

Карта № 10 «Погоня». Петя выглянул, а Лиса его цап-царап – схватила и понесла. Петушок испугался, закричал: «Несет меня Лиса за темные леса, за высокие горы. Котик – братик, выручи меня». Кот хоть далеко был, а услышал Петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал, отнял Петушка и принес его домой».

Карта № 27 «Счастливый конец». С тех пор опять Кот да Петух живут вместе, а Лиса уж больше к ним не показывается.

Карта № 28 «Мораль». Слушай товарищей.

Открывая следующий ящик предлагаю пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. На занятии читаю сказку вслух с установкой на пересказ, затем дети сами подбирают карты в соответствии с прочитанным и пробуют пересказать текст с опорой на выложенную последовательно схему.

Дальше происходит самое интересное, сочинение собственных сказок- предлагается набор из 5-6 карт, заранее оговаривается, кто будет главным героем, кто или что будет мешатьгерою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка, какие сказочные слова будут в сказке и т.д. В итоге дети приходят к сочинению своей неповторимой волшебной сказки. На помощь детям могут прийти сюжетные картинки, которые находятся в шкатулке.

III этап-заключительный.

Обобщение материалов и результатов работы. Презентация.

Ожидаемые результаты:

- создание условий для учебно-игровой деятельности;

- развитие произвольного внимания и  памяти, восприятия;

- развитие коммуникативных навыков, навыков совместной деятельности; повышение активности в речевом общении; соблюдение последовательности при пересказе сказок, самостоятельность в сочинении своих.

Задачи на перспективу:

  • собрать придуманные детьми сказки в одну книгу и иллюстрировать ее;
  • познакомить родителей с результатами работы с детьми. Предложить сотрудничество в коллективном сочинении сказок “Семейная книга сказок” нашей группы.

Вывод: работа с пособием позволила разнообразить работу по формированию связной речи и  повысила возможность при помощи карт легко запомнить содержание сказки, что облегчает  ее пересказ. Пособие позволяет развить детское воображение, что  в дальнейшем будет способствовать сочинению собственных сказочных историй.

 Приложение

Список основных мотивов, выделенных Проппом:

1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается свводных слов "давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве").

2. Особое обстоятельство ("умер отец", "солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха").

3. Запрет ("не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы").

4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двораотлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо —антагонист, вредитель).

5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться издома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться,например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома,превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).

6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).

7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете,

использование меча-кладенца и т.п.).

8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).

9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста- Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).

10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героевмогут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, неменее "симпатичные" персонажи).

11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то илис помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).

12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник,гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке заданиевыполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.

13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).

14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться,покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).

15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, драконпрячется обратно в пещеру).

16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой - со ЗмеемГорынычем, иногда состязание или игра в карты).

17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают вбою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).

18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет - кольцо,полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).

19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер;построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).

20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).

21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду илигорячее молоко, которое делает героя еще краше).

22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и

прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).

23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешнихизменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).

24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себеего заслуги).

25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальныхиспытаний или свидетельства авторитетных лиц).

26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета).

27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).

28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская сказка для детей "Чудо-шкатулка"

"Чудо-шкатулка" - это волшебная сказка для детей старшего дошкольного возраста.Она основана на принцине развивающей технологии ТРИЗ "Хорошо-плохо".Главными героями сказки является девочка Дарина и вол...

Шкатулка с любимыми сказками

Цель:Расширение представлений о себе;Снятие речевых, эмоциональных и мышечных напряжений;Развитие логического мышления, умения делать правильные умозаключения...

Иллюстрации к сказке П.Бажова "Малахитовая шкатулка"

Иллюстрации к сказке П.Бажова "Малахитовая шкатулка" художниками Палехаможно использовать на занятиях по развитию речи , рисовании...

Конспект НОД в средней группе «Шкатулка со сказками»

Целью работы является привлечение детей к русским народным сказкам....

Дидактическая игра по речевому творчеству в средней группе "Шкатулка со сказками"

Дидактическая игра по речевому творчеству в средней группе "Шкатулка со сказками"Учиться составлять новую сказку по набору картинок из известных сказок.Развивать речевое творчество детей, со...

Дидактическая игра в средней группе «Шкатулка со сказками». Предметы личной гигиены.

Дидактическая игра «Шкатулка со сказками». Предметы личной гигиены.Учиться составлять сказку по набору картинок предметов личной гигиены.Развивать речевое творчество детей, сочиняя свой ва...