Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы "Эти удивительные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Евстигнеева Наталия Анатольевна

Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы "Эти удивительные птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по развитию речи в подготовительной группе

«Эти удивительные птицы»

Цель: Углубить и расширить знания детей о   птицах. Продолжать совершенствовать диалогическую речь; закрепить умение поддерживать беседу,  грамматически правильно  отвечать  на вопросы, вступать в общение со взрослым, излагать своё мнение, высказываться логично и связно, формулировать  ответ полным предложением. Совершенствовать  грамматический строй, обогащать словарь, развивать фонематический слух.

Ход занятия:

- Ребята, скажите, какое сейчас наступило время года?

Д.: Наступила весна.

- Назовите весенние месяцы.

Д.март, апрель, май.

- А знаете ли вы, ребята, признаки весны? Назовите их.

Д.: тает снег, солнце светит ярче, стало теплее, дует теплый ветер, дни становятся длиннее, а ночи короче, прилетают птицы.

- Прилет птиц говорит о том, что пришла весна.  Назовите птиц, которые прилетают весной.

Д.: грач, скворец, жаворонок, ласточки, лебеди, журавли.

- Как одним словом можно назвать этих птиц?

Д.: Это перелетные птицы.

- А как называется большая группа птиц?  

Д.: Большая группа птиц называется стаей.

- Стая уток (какая стая?) - утиная, журавлей - журавлиная, лебедей - лебединая, гусей – гусиная, соловьев – соловьиная.      

- А кроме перелетных птиц, каких еще вы знаете птиц?

Д.: воробьи, голуби, вороны, сороки, синицы.

- Как можно назвать этих птиц одним словом? Это какие птицы?

Д.: Это зимующие птицы.

-   У каждой птицы есть свое название. Но часто люди называют их по какой-нибудь отличительной черте.

Например: у сороки белый бок, значит, она белобокая

у синицы желтая грудка – (желтогрудая)

у дятла длинный нос – (длинноносый)

у вороны черные крылья – (чернокрылая)

у сороки длинный хвост – (длиннохвостая)

у аиста длинные ноги – (длинноногий)

у скворца короткий хвост – (короткохвостый)

у грача острый клюв – (остроклювый)

у совы большие глаза – (большеглазая)

у соловья звонкий голос – (звонкоголосый)

Все правильно.

- Мы сейчас с вами поиграем в игру «Люди и птицы». Я вам буду говорить как у птиц, а вы мне будете говорить как у людей. 

Например: Я вам говорю: - У птиц есть перья.

Вы мне говорите: - У птиц есть перья, а у людей перьев нет.

Дидактическая игра «Люди и птицы»

У птиц есть лапы, а у людей лап нет.

У птиц есть хвосты, а у людей хвостов нет.

У птиц есть птенцы, а у людей птенцов нет.

У птиц есть клювы, а у людей клювов нет.

У птиц есть гнёзда, а у людей гнёзд нет.

У птиц есть крылья, а у людей крыльев нет.

- Ребята, попробуйте образовать слова с помощью коротких слов - приставок.

Например: Птица с юга (что сделала?) прилетела.

Птица на юг (что сделала?) …улетела.

Птица из кормушки (что сделала?) …вылетела.

Птица к дереву (что сделала?) …подлетела. 

Птица с ветки на ветку (что сделала?) …перелетела.

Птица вокруг дерева (что сделала?) …облетела.

Птица с ветки на землю (что сделала?)… слетела.

Физминутка

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Вправо, влево поворот.

Дружно хлопаем руками (1,2,3)

Дружно топаем ногами (1,2,3)

Тихо сядем мы за стол

И продолжим разговор

-  Ребята, а какие же заботы у птиц весной?

Д.: строят гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов, кормят их.

- А все ли птицы вьют гнезда?

Ответы детей

- Нет, кукушка не вьет гнезд, она откладывает яйца в гнезда других птиц, которые их высиживают и выкармливают.

- Ребята, сейчас мы с вами попробуем составить рассказ о любой птице с помощью таблицы.

Воспитатель вешает таблицу на доску

Глядя на эту картинку, вы говорите, как называется эта птица?

Глядя на эту картинку, вы говорите, какая это птица: перелетная или зимующая, где эта птица живет в лесу или в городе.

Глядя на эту картинку, вы говорите, какое оперение у этой птицы.

Глядя на эту картинку, вы говорите, особенности внешнего вида птицы.

Глядя на эту картинку, вы говорите, чем питается птица?

- А сейчас вы выберете любую птицу и сами составите рассказ о ней, с помощью таблицы на доске.

Дети с помощью таблицы  составляют рассказ о любой птице.

Мир птиц очень разнообразен и удивителен. Если быть наблюдательным, можно узнать много интересного даже о тех птицах, которые живут рядом с нами и о которых, казалось бы, мы уже знаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы «Посылка от друзей».

Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы «Посылка от друзей»....

Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы. Тема: «Загадочный рюкзак».

Задачи: - продолжать учить определять место звука [р] в слове, образовывать слова с противоположным значением;- развивать связную речь. - развивать артикуляционный аппарат, фонем...

Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы на тему: «Творческое рассказывание по сказкам».

Цель: учить придумывать сказку последовательно, эмоционально, логично.  Задачи: Совершенствовать умения правильно строить сложные предложения. Придумывать сказки разные по содержанию. Р...

Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы «Зимние забавы»

Программное содержание:Образовательная:обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних забавахРечевая:обогащать словарь детей за счёт слов-действий, слов-признаковразвивать связную речь (составление ...

Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы «Путешествие в заколдованный город»

Занятие направлено на развитие логического мышления детей, формирование грамматического строя речи, активизацию словаря....

Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы. «Водоёмы Земли»

Цель:развитие связной речи.Задачи:Образовательные:познакомить детей с водоёмами.Развивающие:развивать зрительное и слуховое внимание, закреплять грамматические навыки в устной связной речи, расширять ...

Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы. «Обучение грамоте. Звуки [Г], [Г,]. Буква Г»

Цель:развитие фонематического слуха.Задачи:Образовательные:познакомить детей с буквой «Г».Развивающие:научить правильно произносить звуки [г], [г,], развивать зрительное и слуховое внимани...