Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы. Тема: «Загадочный рюкзак».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Корнилаева Елена Евгеньевна

 

 

Задачи:
 - продолжать учить определять место звука [р] в слове, образовывать слова с противоположным значением;
- развивать связную речь.
 - развивать артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, моторику;
- формировать умение произносить звук [р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, определять положения органов речевого аппарата. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadochnyy_ryukzak.docx40.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы.

Тема: «Загадочный рюкзак».

Цель: автоматизация звука [р]. 
Задачи:
Образовательные:
- продолжать учить определять место звука [р] в слове, образовывать слова с противоположным значением;
- развивать связную речь.
Коррекционные:
- развивать артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, моторику;
- формировать умение произносить звук [р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, определять положения органов речевого аппарата. 
Воспитательные:
- создавать хорошее настроение и условия для максимальной реализации потребности ребенка в речевом общении с педагогом;
- стимулировать интерес к достижению результата.
Оборудование: рюкзак, картинки с изображением артикуляционных упражнений, мячики — массажный и резиновый, грузовик (игрушка или картинка с его изображением), миска с горохом, маленькие игрушки в названиях которых есть звук [р], картинка с изображением антонимов, карточки с изображением позиций звука в слове.
Предварительная работа: проводятся артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях; работа по определению позиции звука в словах, разучиваются слова к физкультминутке.

I. Вводная часть:

 Логопед: К нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

                                     Я улыбнусь тебе и гостям,      

                                     А ты улыбнешься нам.

                                     Мы умеем улыбаться,

Дети улыбаются.

                                     Мы умеем удивляться,

Удивляются, пожимают плечами.

                                     Мы умеем сердиться,

Хмурят брови.

                                     Мы умеем огорчаться,

Вздыхают: «О-о-о».

                                    Но мы любим улыбаться.

Улыбаются.

Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните и себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.

Дети повторяют вдох и выдох 3 раза.

II. Основная часть:

 Логопед: Кто-то оставил у нас такой красивый рюкзак!

                                  Давайте заглянем в рюкзачок,

                                  Ой, на картинке язычок.

Логопед достает из рюкзака картинку с изображением языка.

Артикуляционная гимнастика

Логопед:

                                     Чтобы четко говорить

                                     И звук [р] произносить,

                                     Надо с язычком дружить.

 Поиграем с язычком, а помогут нам картинки.

Воспитатель показывает картинки с изображением артикуляционных упражнений: «Заборчик», «Трубочка», «Лопаточка», «Лошадка», «Барабанщик», «Маляр» и т.д. Дети выполняют их.

Самомассаж рук

Логопед:           Чтобы четко говорить

                                  И звук [р] произносить,

                                  Надо с пальцами дружить.

                                  Ну что, заглянем в рюкзачок?

                                  Ой, смотрите, мячики!

                                   

Дети выполняют действия с мячом по тексту.

                                      Мячик сильно посжимаю —

                                      И ладошку поменяю.

                                     Мячик буду я катать, мячик буду я крутить —

                                 «Здравствуй» буду говорить!

Ребенок выполняет самомассаж кистей и пальцев.

Упражнение

на уточнение артикуляции и характеристику звука [р]

Логопед:        Заглянем еще раз в рюкзачок—  

                               Тут самосвал-грузовичок.

Что происходит с язычком, когда мы заводим мотор и произносим звук [р]?

Дети. Когда мы произносим звук [р], рот приоткрывается, зубы размыкаются, широкий кончик языка лежит на верхних зубах, он напряжен. Под воздействием сильной воздушной струи кончик языка поднимается вверх.

Логопед: Какой это звук?

Дети. Согласный, звонкий, твердый.

Логопед:                      Опять заглянем в рюкзачок —

                                      Тут мяч, но только он большой!

Педагог достает мяч из рюкзака.

                               Раз, два, три, четыре, пять —

                               Предлагаю поиграть.

Игра «Слоговые цепочки»

Логопед: Ра-ра-ра - начинается игра.
Ра-ра-ра - Рае нравится жара.
Ра-ра-ра - Кате спать пора.
ра-ра-ра — у лисы нора
Ра-ра-ра - у мышки есть нора.
Ро-ро-ро – я еду на метро.
Ро-ро-ро - у Ромы новое ведро.
Ро-ро-ро - у Розы старое перо.
Ру-ру-ру – продолжаем мы игру.
Ру-ру-ру - ягод наберу.
Ры-ры-ры - застучали топоры.
Ры-ры-ры - Жора прыгает с горы.
Ры-ры-ры - у мальчиков шары.

Логопед: кидает мяч ребенку, произносит слоги, он повторяет их.

                              Опять заглянем в рюкзачок —

                              На картинке вот такой значок.

Логопед показывает схему нахождения звука в разных позициях.

                                  Будем предметы называть,

                                 Место звука [р] в словах искать.

Логопед разбирает с детьми слова «тигр», «зебра», «сорока», «рыба», «забор», «рак».

                              Чтобы четко и красиво говорить,

                                Надо звук [р] правильно произносить.

                                Позицию в слове звука знать

                                И в словах не пропускать.

                                Опять заглянем в рюкзачок

                                Ой, да гут горох!

                                В миску насыпали горох.

                                Устроили переполох.

                                Игрушки будем находить,

                                Слова красиво говорить.

Дети находят игрушки в сухом бассейне и называют их, четко пpоговаривая звук [р].

                                Опять заглянем в рюкзачок

                                Тут все слова наоборот.

Логопед показывает картинку изображением антонимов: «грустный — веселый», «сухая — сырая «длинный — короткий», «больной — здоровый», «узкая — жидкая», «белый — черный».

Физкультминутка

Дети выполняют движем по тексту.

                                   Мы играли и устали,

                                   Дружно все мы тихо встали

                                   Ручками похлопали:

                                           раз, два, три!

                  Ножками потопали:

                                           раз, два, три!

                  Мы немножко отдохнем

                  И опять играть начнем.

                  Опять заглянем в рюкзачок

                  Здесь книга сказок спряталась.

                  Ты, дружочек, не робей,

                  Сказку расскажи скорей.

Логопед: Назовите сказки в названиях которых находится звук [р].

 Дети. «Репка», «Красная шапочка», «Теремок», Приключения Буратино», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Курочка-Ряба» и т.д.

III. Заключительная часть:

                    Вот и пуст наш рюкзачок.

                    Раз, два, три, четыре, пять –

                    Мы закончили играть.

Какой звук мы с вами сегодня проговаривали?

Дети. Звук [р].

Логопед: Красные кружки –возьмут те ребята, кому понравилось играть, у кого все упражнения получились.

Желтые кружки –возьмут те ребята , кому было трудно выполнять некоторые упражнения.

Синие кружки  -возьмут те ребята, кому было тяжело и трудно выполнять задания.

Дети отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы «Посылка от друзей».

Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы «Посылка от друзей»....

Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы на тему: «Творческое рассказывание по сказкам».

Цель: учить придумывать сказку последовательно, эмоционально, логично.  Задачи: Совершенствовать умения правильно строить сложные предложения. Придумывать сказки разные по содержанию. Р...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по разделу коммуникативное развитие «Развитие речи» с детьми подготовительной группы Тема: Викторина «Профессии»»

Цель: Закрепить с детьми названия профессий, их значение для людей; развивать память, внимательность, любознательность и кругозор. Обогащать словарь. Формировать уважение к людям труда. Использованны...

Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы «Зимние забавы»

Программное содержание:Образовательная:обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних забавахРечевая:обогащать словарь детей за счёт слов-действий, слов-признаковразвивать связную речь (составление ...

Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы «Путешествие в заколдованный город»

Занятие направлено на развитие логического мышления детей, формирование грамматического строя речи, активизацию словаря....

Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы по теме "Игрушки"

Занятие по развитию речи с детьми подготовительной группы по теме "Игрушки"....