Конспект НОД  по развитию речи с детьми подготовительной группы Тема занятия: «Зимний лес»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Гусейханова Камилят Гаджимагомедовна

Цель:  Познакомить детей с картиной художника – пейзажиста И. И. Шишкина «Зима». Учить составлять описательный рассказ по картине, опираясь на карты-схемы. Развивать устную речь, обогащая ее эмоционально – эстетическими терминами. Продолжать развивать художественное восприятие, обучая видеть не только внешнюю сторону изображения, но и художественно – образный смысл картины – ее содержание и некоторые средства выразительности. Воспитывать интерес детей к пейзажной живописи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimniy_les.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по развитию речи с детьми подготовительной группы

Тема занятия: «Зимний лес»

Цель:  Познакомить детей с картиной художника – пейзажиста И. И. Шишкина «Зима». Учить составлять описательный рассказ по картине, опираясь на карты-схемы. Развивать устную речь, обогащая ее эмоционально – эстетическими терминами. Продолжать развивать художественное восприятие, обучая видеть не только внешнюю сторону изображения, но и художественно – образный смысл картины – ее содержание и некоторые средства выразительности. Воспитывать интерес детей к пейзажной живописи.

Ход занятия

Дети  расположились на ковре.

Загадка.

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла... (зима)

Воспитатель. -Как ласково можно назвать зиму?

- А вы любите зимушку? Чем она вам нравится?

- Ребята, кто желает  прочитать наизусть стих о зиме?

-Ребята, вспомните, что бывает только зимой? 

- Какой бывает снег?
Дети: Белый, пушистый, чистый, воздушный, тяжелый, искристый).
-Что такое сугроб? Какие бывают сугробы?

- Каким бывает лес зимой?
Дети: Спящим, сказочным, неподвижным, волшебным, таинственным, суровым, величественным)

2. Основной этап.

Рассматривание и составление рассказов по картине
Воспитатель.- Какими словами можно описать зиму?
Дети: Волшебная, сказочная, вьюжная, морозная, сверкающая, зима – волшебница)
Дети рассматривают картину.  

Воспитатель. Перед вами картина, которую написал известный русский художник  И. Шишкин, он очень любил родную природу. Подумайте и скажите, что изображено на картине?

Дети рассматривают картину 1-2 минуты.

 Беседа по содержанию картины.

-Какое время года изобразил Шишкин на этой картине?        

Дети: На этой картине изображена зима).

Слайд № 1- подскажет вам какое время года на картине.

-  О чем нам рассказал художник?

Дети: О зиме в лесу, о красоте заснеженного леса).

Слайд  № 2 – «О чем эта картина, о чем рассказал художник?»

-Расскажите, что вы видите на первом плане – прямо перед нами внизу картины? Что лежит на земле под снегом? (Слайд  №3) .

Дети:  перед нами занесенная снегом поляна. Под глубоким снегом лежат огромные стволы упавших старых деревьев. Спрятались под снежными шубками маленькие елочки).

Воспитатель :-Что изображено дальше, на втором плане картины? (Слайд  №4)

-Какой же это лес? 

Дети: большой, дремучий, непроходимый, тихий, суровый, волшебный, сонный).

-Что это за деревья растут в этом лесу? 

Дети: ели.

Воспитатель: Что можно о них сказать? Какие они?

Дети: огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко на верху. Это лесные богатыри.

Воспитатель: Почему мы не видим верхушек деревьев 

Дети: потому что стоим очень близко к ним

Воспитатель: Какие краски использовал художник для написания картины? Слайд  № 5)

Воспитатель: Посмотрите на цвет снега на поляне. Какой он?

Дети: необыкновенный: коричнево – белый, кремовый – это от коричневых стволов деревьев.

Воспитатель: А там, где глубокие тени, он еще и голубоватый. Только в глубине, в просвете между деревьями, луч солнца осветил запушенные ели, окрасив снег в слегка желтоватые тона. Этот просвет дает нам возможность увидеть более светлую даль и понять, что вся поляна погружена в тень.)

Холодно, морозно, и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло, замерзло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой.

- А видите ли вы живое существо? Приглядитесь внимательно. Вот какую загадку нам загадал художник. Нашли? Это птица на ветке; кажется, она тоже заснула.

Воспитатель: как вы думаете какая по настроению эта картина?

Дети: Шумная,  радостная,  веселая, громкая, звонкая или грустная, печальная, тихая, не громкая, спокойная? (Слайд  №6)

Воспитатель: Да, картина тихая, спокойная, не громкая.

Воспитатель: Как бы вы назвали эту картину? Придумайте свое название (Слайд  №7). (Ответы детей)

Воспитатель:Как художник на картине показывает, что день не очень холодный, приятный?

Дети: все  кругом окутано снегом, укрыто, точно мягким пушистым одеялом.

  Физминутка «Зимой» ( импровизация движений).

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.    

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.    

 И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.  

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.  

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы  

 Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы                                                                                                                                      Составления рассказов детьми

На этой картине изображена зима в еловом лесу. Художник Шишкин рассказал нам о красоте зимнего заснеженного леса, укрытого толстым слоем пушистого снега.

На первом плане картины прямо перед нами мы видим занесенную снегом поляну. Под глубоким снегом лежат огромные стволы упавших деревьев. А между ними под снежными шубками спрятались маленькие елочки.

Чуть дальше, на втором плане картины мы видим дремучий непроходимый еловый лес. Он стоит сплошной стеной. Мы стоим очень близко к огромным елям, поэтому не видим вершин деревьев. Перед нами только огромные толстые стволы, словно великаны.

Художник использовал немного цветовых тонов. Посмотрите на цвет снега на поляне. Он необыкновенный: коричнево – белый, кремовый – это от коричневых стволов деревьев. А там, где глубокие тени, он еще и голубоватый. Только в глубине, в просвете между деревьями, луч солнца осветил запушенные ели, окрасив снег в слегка желтоватые тона. На одном из деревьев задремала птица. Кажется, все вокруг уснуло беспробудным сном.

Эта картина передает нам ощущение тишины, спокойствие морозного дня, заснеженного уснувшего леса. Я бы назвала эту картину «Зимний лес».

- А теперь вспомните все, о чем мы с вами говорили, все красивые слова, которые подбирали, посмотрите на слайды и составьте свой рассказ по картине Ивана Шишкина.

Дети составляют рассказы (5-6 человек).

 Игра с мячом «Какая?»                                                                                                    

   Подбор однородных определений к слову зима:   поздняя, холодная,  ранняя,    снежная,  злая,  суровая,  морозная, нарядная,  теплая,  ветреная,  веселая,   и т.д.    

(Дети при правильном ответе берут  снежок  из «Волшебного сундучка»).                                                                                            

3. Итог

- Кто скажет, чем мы с вами сегодня занимались?

- Что вам понравилось? В чем были затруднения?

- Чей рассказ вам больше всего понравился?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы. Тема: «Загадочный рюкзак».

Задачи: - продолжать учить определять место звука [р] в слове, образовывать слова с противоположным значением;- развивать связную речь. - развивать артикуляционный аппарат, фонем...

Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы на тему: «Творческое рассказывание по сказкам».

Цель: учить придумывать сказку последовательно, эмоционально, логично.  Задачи: Совершенствовать умения правильно строить сложные предложения. Придумывать сказки разные по содержанию. Р...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по разделу коммуникативное развитие «Развитие речи» с детьми подготовительной группы Тема: Викторина «Профессии»»

Цель: Закрепить с детьми названия профессий, их значение для людей; развивать память, внимательность, любознательность и кругозор. Обогащать словарь. Формировать уважение к людям труда. Использованны...

Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы «Зимние забавы»

Программное содержание:Образовательная:обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних забавахРечевая:обогащать словарь детей за счёт слов-действий, слов-признаковразвивать связную речь (составление ...

План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Тема занятия: «Путешествие к зайчику на день рождения»

План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Тема занятия: «Путешествие к зайчику на день рождения»...

Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группы Тема занятия: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»

Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группыТема занятия: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»...