Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы Тема занятия: «Зимний лес»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Познакомить детей с картиной художника – пейзажиста И. И. Шишкина «Зима». Учить составлять описательный рассказ по картине, опираясь на карты-схемы. Развивать устную речь, обогащая ее эмоционально – эстетическими терминами. Продолжать развивать художественное восприятие, обучая видеть не только внешнюю сторону изображения, но и художественно – образный смысл картины – ее содержание и некоторые средства выразительности. Воспитывать интерес детей к пейзажной живописи
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы
Тема занятия: «Зимний лес»
Цель: Познакомить детей с картиной художника – пейзажиста И. И. Шишкина «Зима». Учить составлять описательный рассказ по картине, опираясь на карты-схемы. Развивать устную речь, обогащая ее эмоционально – эстетическими терминами. Продолжать развивать художественное восприятие, обучая видеть не только внешнюю сторону изображения, но и художественно – образный смысл картины – ее содержание и некоторые средства выразительности. Воспитывать интерес детей к пейзажной живописи.
Ход занятия
Дети расположились на ковре.
Загадка.
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла... (зима)
Воспитатель. -Как ласково можно назвать зиму?
- А вы любите зимушку? Чем она вам нравится?
- Ребята, кто желает прочитать наизусть стих о зиме?
-Ребята, вспомните, что бывает только зимой?
- Какой бывает снег?
Дети: Белый, пушистый, чистый, воздушный, тяжелый, искристый).
-Что такое сугроб? Какие бывают сугробы?
- Каким бывает лес зимой?
Дети: Спящим, сказочным, неподвижным, волшебным, таинственным, суровым, величественным)
2. Основной этап.
Рассматривание и составление рассказов по картине
Воспитатель.- Какими словами можно описать зиму?
Дети: Волшебная, сказочная, вьюжная, морозная, сверкающая, зима – волшебница)
Дети рассматривают картину.
Воспитатель. Перед вами картина, которую написал известный русский художник И. Шишкин, он очень любил родную природу. Подумайте и скажите, что изображено на картине?
Дети рассматривают картину 1-2 минуты.
Беседа по содержанию картины.
-Какое время года изобразил Шишкин на этой картине?
Дети: На этой картине изображена зима).
Слайд № 1- подскажет вам какое время года на картине.
- О чем нам рассказал художник?
Дети: О зиме в лесу, о красоте заснеженного леса).
Слайд № 2 – «О чем эта картина, о чем рассказал художник?»
-Расскажите, что вы видите на первом плане – прямо перед нами внизу картины? Что лежит на земле под снегом? (Слайд №3) .
Дети: перед нами занесенная снегом поляна. Под глубоким снегом лежат огромные стволы упавших старых деревьев. Спрятались под снежными шубками маленькие елочки).
Воспитатель :-Что изображено дальше, на втором плане картины? (Слайд №4)
-Какой же это лес?
Дети: большой, дремучий, непроходимый, тихий, суровый, волшебный, сонный).
-Что это за деревья растут в этом лесу?
Дети: ели.
Воспитатель: Что можно о них сказать? Какие они?
Дети: огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко на верху. Это лесные богатыри.
Воспитатель: Почему мы не видим верхушек деревьев
Дети: потому что стоим очень близко к ним
Воспитатель: Какие краски использовал художник для написания картины? Слайд № 5)
Воспитатель: Посмотрите на цвет снега на поляне. Какой он?
Дети: необыкновенный: коричнево – белый, кремовый – это от коричневых стволов деревьев.
Воспитатель: А там, где глубокие тени, он еще и голубоватый. Только в глубине, в просвете между деревьями, луч солнца осветил запушенные ели, окрасив снег в слегка желтоватые тона. Этот просвет дает нам возможность увидеть более светлую даль и понять, что вся поляна погружена в тень.)
Холодно, морозно, и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло, замерзло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой.
- А видите ли вы живое существо? Приглядитесь внимательно. Вот какую загадку нам загадал художник. Нашли? Это птица на ветке; кажется, она тоже заснула.
Воспитатель: как вы думаете какая по настроению эта картина?
Дети: Шумная, радостная, веселая, громкая, звонкая или грустная, печальная, тихая, не громкая, спокойная? (Слайд №6)
Воспитатель: Да, картина тихая, спокойная, не громкая.
Воспитатель: Как бы вы назвали эту картину? Придумайте свое название (Слайд №7). (Ответы детей)
Воспитатель:Как художник на картине показывает, что день не очень холодный, приятный?
Дети: все кругом окутано снегом, укрыто, точно мягким пушистым одеялом.
Физминутка «Зимой» ( импровизация движений).
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы Составления рассказов детьми
На этой картине изображена зима в еловом лесу. Художник Шишкин рассказал нам о красоте зимнего заснеженного леса, укрытого толстым слоем пушистого снега.
На первом плане картины прямо перед нами мы видим занесенную снегом поляну. Под глубоким снегом лежат огромные стволы упавших деревьев. А между ними под снежными шубками спрятались маленькие елочки.
Чуть дальше, на втором плане картины мы видим дремучий непроходимый еловый лес. Он стоит сплошной стеной. Мы стоим очень близко к огромным елям, поэтому не видим вершин деревьев. Перед нами только огромные толстые стволы, словно великаны.
Художник использовал немного цветовых тонов. Посмотрите на цвет снега на поляне. Он необыкновенный: коричнево – белый, кремовый – это от коричневых стволов деревьев. А там, где глубокие тени, он еще и голубоватый. Только в глубине, в просвете между деревьями, луч солнца осветил запушенные ели, окрасив снег в слегка желтоватые тона. На одном из деревьев задремала птица. Кажется, все вокруг уснуло беспробудным сном.
Эта картина передает нам ощущение тишины, спокойствие морозного дня, заснеженного уснувшего леса. Я бы назвала эту картину «Зимний лес».
- А теперь вспомните все, о чем мы с вами говорили, все красивые слова, которые подбирали, посмотрите на слайды и составьте свой рассказ по картине Ивана Шишкина.
Дети составляют рассказы (5-6 человек).
Игра с мячом «Какая?»
Подбор однородных определений к слову зима: поздняя, холодная, ранняя, снежная, злая, суровая, морозная, нарядная, теплая, ветреная, веселая, и т.д.
(Дети при правильном ответе берут снежок из «Волшебного сундучка»).
3. Итог
- Кто скажет, чем мы с вами сегодня занимались?
- Что вам понравилось? В чем были затруднения?
- Чей рассказ вам больше всего понравился?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы. Тема: «Загадочный рюкзак».
Задачи: - продолжать учить определять место звука [р] в слове, образовывать слова с противоположным значением;- развивать связную речь. - развивать артикуляционный аппарат, фонем...

Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы на тему: «Творческое рассказывание по сказкам».
Цель: учить придумывать сказку последовательно, эмоционально, логично. Задачи: Совершенствовать умения правильно строить сложные предложения. Придумывать сказки разные по содержанию. Р...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по разделу коммуникативное развитие «Развитие речи» с детьми подготовительной группы Тема: Викторина «Профессии»»
Цель: Закрепить с детьми названия профессий, их значение для людей; развивать память, внимательность, любознательность и кругозор. Обогащать словарь. Формировать уважение к людям труда. Использованны...
Конспект НОД по развитию речи с детьми средней группы. Тема: "Составление рассказа описания по лексической теме "Зимняя одежда"
Конспект по развитию речи детей в средней группе...

Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы «Зимние забавы»
Программное содержание:Образовательная:обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних забавахРечевая:обогащать словарь детей за счёт слов-действий, слов-признаковразвивать связную речь (составление ...

План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Тема занятия: «Путешествие к зайчику на день рождения»
План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Тема занятия: «Путешествие к зайчику на день рождения»...

Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группы Тема занятия: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»
Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группыТема занятия: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»...
