Коммуникативное развитие дошкольников
консультация по развитию речи

Речь – самая сложная психическая функция, так как это процесс:

- быстротекущий (не сосредоточил – пропустил);

- символический (слово-обобщение, а набор фонем произвольный).

Как происходит понимание речи? Что делает ребенок, к которому обращена речь?

Ребенок должен услышать, уловить произносимые звуки речи, адекватно их воспринять, разделить поток речи на слова. Каждое воспринятое слово соотнести со своим лексическим запасом, уяснить грамматическое значение (н., покажи карандашом палец). На основе мелодико-интонационных средств уловить вопрос, восклицание, иронию. Удерживая при помощи памяти все услышанное, понять речь, т.е. декодировать ее. Вначале ребенок формирует мысль, переводит ее во внутреннюю речь, которая отмечается краткостью - это программа высказывания. Затем для каждой мысли формируется грамотная полная фраза. Все слова в ней мысленно раскладываются на фонемы, при этом используется такое фонематическое восприятие (сенсорные образы – центр Вернике). Необходимые фонемы произносятся в должной последовательности, и для каждого звука речи задается определенная артикуляционная поза (моторная – центр Брока). С помощью кинестетических ощущений закрепляется двигательный образ звука. Также произносимой речи задаются выбранные темп, мелодико-интонационная сторона.

У детей с функциональной незрелостью речевых зон коры головного мозга задерживается усвоение звукопроизношения. Вследствие этого они долгое время не умеют различать звуки и управлять своими органами артикуляции. В соответствии с коррекционной программой воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями ознакомление со звуками их постановка осуществляются в определенной последовательности, повторяющей основные этапы становления детской речи при нормальном речевом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnoe_razvitie_doshkolnikov.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативное развитие дошкольников

Подготовила:  Кругликова А.В., учитель-логопед МБДОУ ЦРР д/с №15

 Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Но, возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? Познавательное развитие – это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие не может обойтись без правил, команд и объяснений, а художественно-эстетическое без художественных образов, стихов, литературных текстов, их обсуждений. Уже в самом названии социально-коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств для реализации намеченных задач.

  Речь – самая сложная психическая функция, так как это процесс:

  - быстротекущий (не сосредоточил – пропустил);

  - символический (слово-обобщение, а набор фонем произвольный).

Как происходит понимание речи? Что делает ребенок, к которому обращена речь?

  Ребенок  должен услышать, уловить произносимые звуки речи, адекватно их воспринять, разделить поток речи на слова. Каждое воспринятое слово соотнести со своим лексическим запасом, уяснить грамматическое значение (н., покажи карандашом палец). На основе мелодико-интонационных средств уловить вопрос, восклицание, иронию. Удерживая при помощи памяти все услышанное, понять речь, т.е. декодировать ее. Вначале ребенок формирует мысль, переводит ее во внутреннюю речь, которая отмечается краткостью -  это программа высказывания. Затем для каждой мысли формируется грамотная полная фраза. Все слова в ней мысленно раскладываются на фонемы, при этом используется такое фонематическое восприятие (сенсорные образы – центр Вернике). Необходимые фонемы произносятся в должной последовательности, и для каждого звука речи задается определенная артикуляционная поза (моторная – центр Брока). С помощью кинестетических ощущений закрепляется двигательный образ звука. Также произносимой речи задаются выбранные темп, мелодико-интонационная сторона.

  У детей с функциональной незрелостью речевых зон коры головного мозга задерживается усвоение звукопроизношения. Вследствие этого они долгое время не умеют различать звуки и управлять своими органами артикуляции. В соответствии с коррекционной программой воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями ознакомление со звуками их постановка осуществляются в определенной последовательности, повторяющей основные этапы становления детской речи при нормальном речевом развитии.

  Научить ребенка владеть речью как средством общения и культуры – главная наша задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. Мы формируем правильную устную речь детей на основе овладения ими литературным языком русского народа. Поэтому так важно, чтобы ребенок слышал такую речь, чтобы он чувствовал, что его тоже слышат и всегда готовы вступить с ним во взаимодействие.

 Владеть речью – это, во-первых, владеть словарем. Обогащение активного словаря дошкольника происходит за счет основного словарного фонда языка и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей. Для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы. Например, сейчас мы реализуем тему: «Осень». Какие слова должны пополнить словарь детей, если мы разумно организуем работу?

 Наша связная речь состоит из двух частей – диалога и монолога. Строительным материалом для нее является словарь и освоение грамматического строя речи. Грамматический строй, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения, ребенок усваивает на слух, осмысливая речь взрослых. Кроме этого мы проводим специальные упражнения, помогающие детям усвоить наиболее сложные конструкции. Например, игры «Что было бы…»(усвоение согласовательного наклонения), «Чего не хватает?» (употребление существительных в родительном падеже).

Развитие речевого творчества – работа не простая. Она предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д.  Например, не просто чтение сказки «Дюймовочка», а на каком то этапе дети мастерят колыбельку, лепят Дюймовочку, а затем обсуждают, а что могло бы случиться: если рыбка не помогла Дюймовочке уплыть от Жабы? Если бы Дюймовочке не удалось спасти Ласточку?..

Ребѐнок осваивает речь, начиная со звукового строя языка.

Темп усвоения звуков у каждого ребѐнка свой, но к пяти годам основания к

тому, чтобы чѐтко и внятно произносить все звуки родного языка есть прак-

тически у каждого здорового дошкольника. В ФГОС этот компонент назы-

вается  «Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха» и предполагает, что ребѐнок усваивает интонационный строй родного языка, систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи.

Знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения-слушания. Насколько это возможно необходимо изменять ситуацию, а в детском саду художественное слово должно звучать постоянно. Книга должна стать спутником детей, заполнять их досуг, оживать в инсценировках, играх-драматизациях.

И еще один компонент речевого развития - Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте. Вся наша работа по развитию речи в детском саду подготавливает ребѐнка к школе, где необходима правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи. Речь уже в детском саду становится предметом анализа детей, что представляет для них серьезную трудность из-за особенностей мышления.

Итак, образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрируется с каждой из четырѐх оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и даже физического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО Тема: «Взаимодействие с родителями старших дошкольников по вопросам трудового воспитания"

laquo;Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого сч...

Презентация авторской дидактической игры (пособия) по социально-коммуникативному развитию дошкольников «Тимбилдинг дошкольников через познавательную игровую деятельность»

В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов Государственного стандарта...

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» «Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития  дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...

Социально-коммуникативное развитие дошкольника — направление развития ребенка

Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества, и этот сложный, многогранный процесс продолжается всю жизнь. Пр...

Информационно-коммуникативные технологии в социально-коммуникативном развитии дошкольников

Использование компьютеров в современных условиях выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития т...

Социально-коммуникативное развитие дошкольников, как одно из направлений развития личности ребенка в аспекте нового нормативного документа ФГОС ДО.

Коммуникация становится в современной жизни метадеятельностью, т.е. деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализаци...

"Коммуникативная компетентность воспитателя как условия позитивного социально-коммуникативного развития дошкольников"

Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению. Благодаря коммуникативной компетен...