Россия-Родина моя
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Большакова Ксения Михайловна

Россия-Родина моя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya-rodina_moya.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе

Тема: «Россия – Родина моя»

 

Воспитатель:

Большакова К.М.

2023 г.

Цель: обобщение и систематизация знаний у детей о Родине — России. Задачи: 

− образовательные: закрепить знания детей о нашей стране, понятии Родина, о государственных и неофициальных символах России, народах, проживающих в России;

- познакомить с 7 чудесами России;

 − развивающие: продолжать развивать познавательный интерес у детей, умения и навыки игровой деятельность, умение работать в команде;

 -развитие речи, внимания, памяти и мышления;

− воспитывающие: воспитывать чувство любви к своей Родине — России, патриотические чувства.

Звучит музыка «Родина моя» (автор О.Дубова) Дети входят под музыку в группу (по центру группы оформлена поляна из цветов ромашек, макетов берез), подходят к ромашковой поляне и останавливаются (музыка затихает) Воспитатель: ребята, посмотрите, мы пришли на ромашковое поле, выберите каждый свою ромашку и присядьте на нее коленочками. (Воспитатель присаживается вместе с детьми). Мы пришли сюда под звуки песни, скажите, вам понравилась она?

2. Мотивационно-ориентировочный этап

Воспитатель: о чем говорилось в песне? (о Родине).

Воспитатель: а что такое Родина? (Место, где мы родились)

Воспитатель: верно, это место, где мы родились, живем, где живут наши родители, где находится наш детский сад, это наш город Шебекино. Воспитатель: место, где рождается человек, всю жизнь будет для него родным и единственным. При рождении каждому человеку дается имя, меня зовут Светлана Николаевна, а как твое имя? (спрашивает имена детей) Воспитатель: а какое имя у нашей Родины? (Россия)

Воспитатель: наша Родина имеет звучное имя — Россия, за свое могущество и величавость. Про нашу Родину можно сказать еще очень много красивых слов, давайте вместе, передавая в руки друг друга вот это сердечко, расскажем, какая наша Родина — Россия? (милая, красивая, единственная, сильная, дорогая, хорошая, чудесная…) Воспитатель: слово «Родина» звучит так тепло, есть слова близкие по звучанию, например: родной, а вы знаете такие слова? (родненький, родимый, род, родовой, родня, народ, народный, родинка, родитель, рождение, родиться, родственный). Все слова, которые мы сейчас назвали — это слова — родственники, родственные.

Воспитатель: мы называем Россию Родиной потому, что в ней родились. И каждый из нас имеет свой день рождения, я родилась 6 августа, а ты? (каждый ребенок называет свой день рождения)

Воспитатель: а вы знаете, когда день рождения нашей родины — России? (12 июня) Воспитатель: верно, 12 июня — день России, вся страна в этот день празднует.

Воспитатель: какая же замечательная традиция существует в день рождения? (Дарить подарки)

3. Поисковый этап

Воспитатель: а мы можем с вами сделать подарок нашей Родине? Какой? (Для нашей Родины самое важное бережное отношение к природе, к земле, уважение и любовь к истории, к народу, к традициям и мн. др.)

Воспитатель: я предлагаю нашей дружной компанией сделать музей о нашей Родине — России! Чтобы каждый из нас, из наших друзей, детей и взрослых, приходя в него, смог вспомнить важные особенности о нашей Родине. Ведь именно знание о своей родине — есть уважение, описание самых ярких и важных моментов — есть проявление любви. Ведь вам нравится, когда о вас говорят хорошие слова? Например, о том, какие у вас способности? Тогда пусть и наш будущий музей, поможет рассказать всем о нашей Родине — России.

4. Практический этап

Воспитатель: на полянке есть еще одна ромашка, давайте встанем и поближе рассмотрим нашу ромашку, посмотрите на нее, с обратной стороны лепестков, нарисованы картинки и номера. Ромашка подскажет нам, о чем мы будет сегодня говорить, что будем оформлять в нашем музее и поможет нам сделать нашу работу последовательно.

Воспитатель: найдите лепесток с цифрой 1. Что на нем нарисовано? (Земля) (Воспитатель показывает детям глобус)

Воспитатель: посмотрите, какая удивительная планета Земля! На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. Самая большая страна в мире — это наша родина — Россия! Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займет целую неделю, а на самолете придется лететь целый день. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом припекать солнышко. Давайте начнем оформление нашего музея с оформления карты нашей страны. (Дети с воспитателем размещают в музее карту России)

Воспитатель: найдите на ромашке лепесток с цифрой 2. Что на нем нарисовано? (Флаг и герб)

Воспитатель: верно. Ребята, в мире много разных стран (государств), кроме России, и для того, чтобы людям было понятно, о какой стране идет речь, они придумали знаки, символы. Есть такие государственные символы и у России. — Кто из вас, ребята, может назвать три символа нашей страны? (флаг России, герб России, гимн России).

 Воспитатель: итак, 1-е задание: — Скажите, как выглядит флаг нашей страны? — Сколько полос на флаге России? — Какого цвета полосы на флаге?

 Воспитатель: перед вами на столе три полосы, расположите их так, чтобы получился флаг России. — Какое значение имеет красный, синий, белый цвет? (Красный символизирует храбрость, мужество, красоту; синий — синее небо над землёй; белый — мир, чистоту)

 Воспитатель: предлагаю в нашем музее разместить флаг России. Воспитатель: присядьте, пожалуйста, на стульчики.

Воспитатель: следующий государственный символ нашей страны — герб. Задание заключается в следующем: Перед вами на мольберте 4 карточки, расположенные тыльной стороной. Я буду по очереди вам читать о каждом гербе. Ваша задача по описанию определить, какой герб по порядку является гербом России.

 Слушайте внимательно — На первом гербе изображен синий щит с золотой каймой, на котором изображен золотой трезубец (Украина).

 — Второй герб состоит из полумесяца и звезды, оформленных красным цветом (Турция).

 — На третьем гербе изображены белая и красные полосы, с изображением зеленого кедра в центре (Ливан).

— На четвертом гербе изображен орёл с двумя головами, в центре орлов — всадник, он сидит на белой лошади, с копьём в руках, которым убивает змея. (Если дети затрудняются ответить, повторить еще раз) Какой по счету герб, является гербом России? 1-й? 2-й? 3-й? Или 4-й? Проверяем ваш ответ (воспитатель переворачивает названный детьми герб)

Воспитатель: а кто-нибудь из вас может рассказать, что символизирует изображение орла на гербе России? (Орёл с двумя головами, означает, что мы независимое государство, что в нашей стране живут люди разных национальностей. Но всех нас связывает одна Родина.)

Воспитатель: в центре орлов — всадник Георгий Победоносец. Он сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея. Что символизирует эта картина? (Вся эта картина символизирует победу добра над злом.)

Воспитатель: герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России. Возьмите изображения герба России и разместите его в музее.

Воспитатель: что является третьим символом России? (Гимн). Воспитатель: кто может рассказать, что такое гимн? (Гимн России — это торжественная песня или мелодия, которая исполняется на всех государственных праздниках и торжественных мероприятиях)

 Воспитатель: правильно. Слушают гимн всегда стоя, мужчины снимают головные уборы, и никогда при этом не разговаривают!

Воспитатель: и третье задание для вас будет такое: вы встанете и стоя прослушаете фрагменты четырех разных гимнов, ваша задача — угадать гимн России и назвать его порядковый номер.

Воспитатель: разместите, пожалуйста, текст гимна России в музее. Воспитатель: вы молодцы, справились с заданиями.

 Послушайте, что я еще вам скажу: — В детском саду есть заведующий, в школе — директор, у папы и мамы на работе — начальники. В каждой стране есть свой самый главный человек, который руководит ею. В одних странах — это король, в других — королева, а в третьих — к примеру, султан. Воспитатель: а кто самый главный в нашем российском государстве? (Президент) — Кто мне скажет, как его зовут? (В. В. Путин) .

Быть президентом — трудная, ответственная работа!

Воспитатель: найдите, пожалуйста, фотографию нашего президента среди других и разместите ее в музее.

Воспитатель: ну что, я предлагаю вам сорвать следующий лепесток ромашки. Что изображено на нем? (Матрешка)

Воспитатель: давайте присядем на нашу полянку, и я расскажу вам, о чем пойдет речь. (Воспитатель приносит сундучок)

Воспитатель: ребята, мы с вами повторили государственные символы нашей страны, но бывают символы и не официальные, как герб или флаг, но не менее подтверждающие принадлежность к стране. Какие не официальные символы есть у нас в России, вы попробуете разгадать с помощью загадок. (По мере отгадывания из сундучка достаются предметы, выкладываются на поднос).

  1. Она на вид одна, большая,

Но в ней сестра сидит вторая,

 А третью — во второй найдёшь.

Их друг, за дружкой разбирая,

До самой маленькой дойдёшь.

Внутри их всех — малютка, крошка.

 А вместе все они … МАТРЁШКА

  1. В чаще он лесной живет,

Сладкоежкою слывет.

Летом ест малину, мёд,

Лапу зиму всю сосёт.

Может громко зареветь,

А зовут его…. МЕДВЕДЬ

  1. Русская красавица

Стоит на поляне

 В зелёной кофточке,

В белом сарафане. БЕРЁЗА

  1. Красота её скромна,

И лечебная она,

Белый лепесток,

Жёлтенький глазок! РОМАШКА

  1. Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит,

А всего — то три струны ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка!

 Ну, конечно. БАЛАЛАЙКА

Воспитатель: молодцы, ребята, разгадали все загадки. Вот, ребята, эти предметы и есть неофициальные символы нашей страны, это то, с чем ассоциируется Россия. В любой другой стране, глядя на матрёшку, или балалайку, или березку, сразу вспомнишь о России.

 Воспитатель: итак, ребята, пришло время сорвать следующий лепесток с ромашки. (На лепестке изображены люди)

Воспитатель: я приглашаю вас посетить музей в чемодане «Куклы народов России».

Воспитатель: ребята, наша страна великая, сильная и красивая. Но страна — это не только леса, поля, реки и города. Страна — это, прежде всего, люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много. Русские, казахи, украинцы, чуваши, башкиры, татары чукчи, осетины, Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции.

Воспитатель: Я предлагаю вам провести разминку , которая называется «Российская семья»

Живут в России разные народы ( Руки соединить в «замок»)

И с давних пор

 Одним — тайга по нраву, ( Руки вверх )

Другим — родной простор. ( Руки в стороны )

 У каждого народа язык свой и наряд ( Руки вперед, пальцы соединить ) Один черкеску носит, ( Руки над головой)

Другой надел халат. ( Имитация одевания халата )

Одни — рыбак с рожденья, ( Ладони имитируют плаванье рыбки )

Другой — оленевод ( Пальцы расставлены в стороны, руки перекрещены над головой)

 Одни кумыс готовит, ( Круговое поглаживание живота рукой )

Другой готовит мед. ( Тыльной стороной ладони вытирают рот )

Одним милее осень (Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями) Другим — милей весна ( Приседают, поглаживают «траву»)

А Родина — Россия ( «Домик» )

У нас у всех одна. ( Берутся за руки )

Воспитатель: какие вы молодцы, ребята, давайте узнаем следующее задание. На лепестке ромашки мы видим буквы, чтобы это могло означать? Нам нужно оформить названия нашего музея. Как мы его назовем? (Моя Родина — Россия) На столе лежат карточки с буками, вам нужно из них составить слова — название нашего будущего музея. Обратите внимание, рядом с карточками лежат кармашки, в которые нужно разместить карточки с буквами. Обратите внимание на кармашки, сколько слов должно у вас получиться (три), в первом слове сколько букв? Во втором? В третьем? Приступайте к выполнению задания. Давайте вместе разместим название в музее.

Воспитатель: и остался последний лепесток ромашки, что же он нам покажет? (На лепестке написано слово «7 чудес»). Что вы говорите?! Какие вы молодцы, что смогли прочитать. Я прошу вас пройти к столу с ноутбуком и присесть на стульчики.

Воспитатель: ребята, в каждом из нас есть какое-то чудо, кто так умеет петь, что душу захватывает, кто-то умеет красиво танцевать, читать стихи, вот и у нашей родины есть чудеса. Итак, знакомьтесь, «7 чудес России». (На экране по очереди появляются картинки, воспитатель их комментирует) Это — озеро Байкал, самое большое и пресное озеро нашей планеты, люди всей Земли смогли бы прожить на байкальских запасах пресной воды около 40 лет, а Россию он способен снабжать питьевой водой целую тысячу лет.

Воспитатель: а сейчас, я предлагаю вам оформить 7 чудес России в нашем музее. Ваши рассказы, будут прекрасным дополнением нашего музея.

5. Рефлексивно-оценочный этап Воспитатель: ребята, ну вот мы и оформили музей «Моя Родина — Россия», Родина будет гордиться вами, ведь с помощью вашей работы, другие дети и взрослые смогут побеседовать о нашей родине, вспомнить о ее важных особенностях — а это самый дорогой подарок для нее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к дню России "Россия родина моя"

Работа с детьми и их родителями. Выставка рисунков, аппликаций...

Тема дня «Россия- Родина моя» или «С чего начинается Родина»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию,нетрадиционный подход к чтению стихотворения и использование ИКТ....

Сценарий праздника ко Дню России «Моя Россия – родина моя!»

Сценарий праздника ко Дню России «Моя Россия – родина моя!»...

Праздник. Фестиваль патриотической песни, стихов о Родине «Россия – родина моя»

Воспитание чувств патриотизма и любви к своей Родине; приобщение обучающихся к песням, поэзии, наполненными идеями гражданственности, чувством любви к Отечеству, родному краю....

Наглядный дидактический материал для патриотического уголка "Россия - Родина моя!", "Тыва - малая Родина моя!"

         Неотъемлемая часть становления личности ― патриотическое воспитание с малых лет. Ребенку нужно с раннего детства прививать чувство любви к Родине, гордости за ...

Презентация "Россия - Родина моя!"+ Дидактические игры по теме "Родина моя"

Цель: воспитание в детях нравственно – патриотических чувств, любви и уважения к Родине.Задачи:Закрепить знания детей о государственных символах России;Воспитывать чувство любви к своей Родине ...

Познавательный проект по патриотическому воспитанию «Россия-родина моя. Малая родина»

Данный проект - это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели- воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину....