Занятие по развитию речи детей Тема: «Экология – это важно…».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цаплина Елена Евгеньевна

Цель: формировать умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_detey_ekologiya-eto_vazhno.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи детей

Тема: «Экология – это важно…».

Составила: Цаплина Е.Е.

Цель: формировать умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему

Задачи:

1. Дидактическая:

• Продолжать формировать у детей умение задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.

• Развивать у детей умение использовать элементы образной речи: сравнения, эпитеты.

2. Коррекционная:

• Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.

• Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных, углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.

3. Воспитательная:

• Воспитывать бережное отношение к животным и растениям.

• Воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Оборудование: конверт с письмом; карточки для проведения дидактических игр и для составления коллективного рассказа, отражающие изменения, происходящие в природном окружении весной; плоскостное изображение березы; аудиозапись «Голоса птиц»; круг с лентами; плоскостное изображение солнца по количеству детей.

Формы организации деятельности:

• Фронтальное занятие с элементами игровой деятельности

Структура занятия:

1. Получение письма от волшебника

2. Сочинение продолжения сказки

3. Игра «Сравни и назови».

4. Игра «Четвертый лишний».

5. Пальчиковая гимнастика с прищепками

6. Итоговое коллективное составление рассказа по опорным картинкам

7. Словесная игра «За, что я люблю весну».

8. Игра «разбор слова»

9. Сюрпризный момент «Солнышко в подарок».

Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром у двери в нашу группу я обнаружила конверт с надписью «Детям подготовительной группы». Наверное, оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо к нам пришло. Давайте его вместе откроем и прочтем. А еще на конверте есть надпись – «Сказка». Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (Ответы детей).

Дети с воспитателем садятся на ковер и читают письмо.

Воспитатель: «Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца - Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»

Воспитатель: «Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат еще карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей – «Солнце» Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).

Воспитатель: «Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно какое?

Основная часть:

Проводиться игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель начинает фразу, а дети должны ее закончить.

Солнце желтое, как… (одуванчик).

Солнце круглое, как… (мячик).

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама).

Солнце румяное, как… (блинчик).

Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, сказка закончилась? (Ответы детей). Конечно, нет!

Как же Солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвел яркими красками?

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в конверте есть еще карточки.

Воспитатель: «Я, думаю, что эти карточки помогут нам с вами придумать продолжение сказки. Посмотрите внимательно на них и скажите: Как же Солнце помогло весне?»

Дети рассматривают карточки с признаками ранней весны. И отвечают

Ответы детей:

Солнце стало ярче и теплее, стало пригревать.

Начал таять снег.

Потекли ручьи.

Зазвенела капель.

Воспитатель: «А что же было дальше?»

Воспитатель выставляет карточки с изображением веток с набухшим и почками и лопнувшими.

Ответы детей:

Вода напоила землю.

На деревьях набухли почки, стали появляться листочки.

Воспитатель выставляет карточки с изображением первых цветов.

Воспитатель: «Но еще раньше, чем появились листочки, появились из-под снега первые цветы: подснежники, крокусы, мать-и-мачеха. А потом уже зазеленела молодая трава, и появились листья на деревьях. У нас под березой тоже появились первые цветы на проталине».

Воспитатель выставляет изображение березы весной и с помощью детей закрепляет карточки с изображением цветов под изображением березы.

Воспитатель: «А сейчас я приглашаю вас на лужайку – на зеленую травку».

Воспитатель: «А что же еще произошло весной? Появились насекомые. Какие?

Ответы детей:

Гусеницы.

Жуки

Муравьи

Мухи

Воспитатель: «А как вы думаете, кто этому обрадовался?».

Ответы детей: «Птицы».

Звучит аудиозапись «Голоса птиц».

Воспитатель: «Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте. Что вы слышите?» («Птичье пение»).

Воспитатель: «А вы знаете, как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? («Перелетные»).

Воспитатель прикрепляет карточки с изображением перелетных птиц к изображению березы.

Воспитатель: «Посмотрите, на нашей березе сидят птицы? Каких перелетных птиц вы знаете?»

Ответы детей:

Скворец.

Жаворонок.

Грач.

Иволга.

Трясогузка.

Соловей.

А теперь внимательно послушайте и скажите, кто лишний?

Проводиться игра «Четвертый лишний».

Воспитатель: - Ласточка, грач, воробей, скворец. Ответы детей (воробей)

Сова, аист, голубь, снегирь (аист).

Грач, синица, ласточка, кукушка (синица).

Голубь, лебедь, цапля, журавль (голубь).

Воспитатель: «А чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? («Строят гнезда») Давайте поможем птичке построить гнездо.

Проводится пальчиковая гимнастика с прищепками.

Воспитатель ставит под березу игрушку-птичку. Под веселую музыку дети берут бельевые прищепки и, зажимая ими, как клювиками, веточки несут их в гнездо. Птичка своим пением благодарит детей за построенное гнездо.

Воспитатель: Послушайте загадку:

«Тает снежок, ожил лужок, день пребывает, когда это бывает?»

Ответы детей:

Воспитатель: ребята, а какие месяцы отводятся в календаре весне? Перечислите названия весенних месяцев. Ответы детей (март, апрель, май). Узнать у детей, какой месяц? Послушайте, как в народе называли март (капельник, протальник) Почему, как вы считаете? Апрель- водолей. Май- травень, цветень.

Игра «Распредели на слоги».

На доске выставляются тучки с тремя каплями, двумя каплями и одной капелькой. Задача детей распределить слова на слоги к определенной тучке.

Слова: ручей, капля, лужа, лист, лист, солнышко, туча, дерево, сосульки.

Воспитатель предлагает пройти к столам и взять маленький листок с надписью «Весна». Ребята прочитайте что написано на листе? Ответ детей. Игра «Разбор слова» Весна. Воспитатель задает детям вопрос: в слове весна сколько слов? Ответы детей (Одно). Весна это слово? А теперь возьмите простой карандаш и подчеркните прямой линией слово весна. Это обозначает, что слово весна целое слово. Сколько в этом слове букв? А теперь разделим это слово на слоги. Подчеркиваем. Сколько гласных звуков? Обведите красным карандашом. Сколько согласных звуков? Обведите синим карандашом.

Заключительная часть

Воспитатель: «Скажите, вы любите весну?» (Ответы детей) Сейчас каждый из вас будет говорить, за что он любит весну и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.

Дети произносят по предложению (Например: «Я люблю весну за веселую, звонкую капель» и т. д.) и вытягивают ленту.

Воспитатель: «Посмотрите, что у нас получилось? («Солнце») А вы – его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно».

Воспитатель вынимает из конверта бумажные солнышки и раздает им в благодарность от волшебника за то, что они помогли Весне победить холод.

+ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОС по развитию речи на тему «Все профессии важны» (с использованием ТРИЗ технологии) в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением ФФН речи.

Программные задачи: -расширять знания о различных профессиях, их значимости, профессиональных трудовых процессах, предметах, необходимых для работы;-развивать память, речь;-расширить словарь по д...

КОНСПЕКТ открытого интегрированного занятия по развитию речи лексическая тема «Все профессии важны, все профессии нужны» для детей 5-7 лет с применением методики В.К.Воробьёвой

Участники: дети дошкольного возраста 5-7 лет  группы компенсирующей направленности;воспитатель;учитель-логопед.Место проведения:  групповая комната  «Радуга»  ДОУ &laqu...

КОНСПЕКТ открытого интегрированного занятия по развитию речи лексическая тема «Все профессии важны, все профессии нужны» для детей 5-7 лет с применением методики В.К.Воробьёвой

Участники: ü дети дошкольного возраста 5-7 лет  группы компенсирующей направленности;ü воспитатель;ü учитель-логопед.Место проведения:  групповая комната  «Радуга» ...

Конспект занятия по развитию рече на тему: Кто важнее всех на улице".

Лексическая тема: «Транспорт. Правила дорожного движения»Образовательные задачи:обучение детей пересказу нового текста с опорой на план-схемуформирование способности передавать содержание ...

Конспект Н.О.Д. по развитию речи для детей 3-его года жизни. Тема: «Сказка в гости приходи , малышей развесели"! план-конспект занятия по развитию речи на тему

Цель:1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой.2. Закреплять знание детей об овощах.3. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.4. Продолжать обогащ...