Занятие по развитию речи детей Тема: «Экологическая сказка».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Князева Ольга Анатольевна

развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_detey.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи детей

Тема«Экологическая сказка».

Цель: формированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему

Задачи:

1.Дидактическая:

• Продолжать формировать у детей умение задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.

• Развивать у детей умение использовать элементы образной речи: сравнения, эпитеты.

2.Коррекционная:

• Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.

• Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных, углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.

3.Воспитательная:

• Воспитывать бережное отношение к животным и растениям _

• Воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Оборудование: конверт с письмом; карточки для проведения дидактических игр и для составления коллективного рассказа, отражающие изменения, происходящие в природном окружении весной; береза; музыкальная игрушка-птичка ; аудиозапись «Голоса птиц»; круг с лентами; плоскостное изображение солнца по количеству детей.

Формы организации деятельности:

• Фронтальное занятие с элементами игровой деятельности

Структура занятия:

1. Получение письма от волшебника

2. Сочинение продолжения сказки

3. Игра «Сравни и назови».

4. Упражнение на релаксацию «Нарисуем то, о чем мы говорили».

5. Игра «Хорошо – плохо».

6. Пальчиковая гимнастика с прищепками

7. Итоговое коллективное составление рассказа по опорным картинкам

8. Словесная игра «За что я люблю весну»

9. Сюрпризный момент «Солнышко в подарок».

Предполагаемый результат: Выявить у детей умение участвовать в составлении коллективного рассказа с опорой на картинки.

Ход занятия:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром у двери вя обнаружила конверт. Наверное, оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо к нам пришло. Давайте его вместе откроем и прочтем. А еще на конверте есть надпись – «Сказка». Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (Ответы детей).

Дети с воспитателем читают письмо.

Воспитатель: «Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень.Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца - Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»

Воспитатель: «Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат еще карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей – «Солнце» Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).

Воспитатель: «Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно какое?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Проводиться игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель начинает фразу, а дети должны ее закончить.

Солнце желтое, как… (одуванчик).

Солнце круглое, как… (мячик).

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама).

Солнце румяное, как… (блинчик).

Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, сказка закончилась? (Ответы детей). Конечно, нет!

Как же Солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвел яркими красками?

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в конверте есть еще карточки.

Воспитатель: «Я, думаю, что эти карточки помогут нам с вами придумать продолжение сказки.Посмотрите внимательно на них и скажите: Как же Солнце помогло весне?»

Дети рассматривают карточки с признаками ранней весны.

Ответы детей:

Солнце стало ярче и теплее, стало пригревать.

Начал таять снег.

Потекли ручьи.

Зазвенела капель.

Воспитатель«А что же было дальше?»

Воспитатель выставляет карточки с изображением веток с набухшим и почками и лопнувшими.

Ответы детей:

Вода напоила землю.

На деревьях набухли почки, стали появляться листочки.

Воспитатель выставляет карточки с изображением первых цветов.

Воспитатель: «Но еще раньше, чем появились листочки,появились из-под снега первые цветы: подснежники, крокусы, мать-и-мачеха. А потом уже зазеленела молодая трава, и появились листья на деревьях. У нас под березой тоже появились первые цветы на проталине».

Воспитатель: «А что же еще произошло весной? Появились насекомые. Какие?

Ответы детей:

Гусеницы.

Жуки

Муравьи

Мухи

Воспитатель«А как вы думаете, кто этому обрадовался?».

Ответы детей«Птицы».

Звучит аудиозапись «Голоса птиц».

Воспитатель«Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте. Что вы слышите?» («Птичье пение»).

Проводиться игра «Хорошо – плохо».

Воспитатель: «А вы знаете, как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? («Перелетные») Скажите, а что хорошего, что птицы осенью улетают от нас?»

Ответы детей:

Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло.

Зимой у нас птицам голодно, нечем питаться, потому что насекомые зимой спят, а в теплых странах бодрствуют круглый год.

Воспитатель: «А что хорошего, в том, что птицы улетают от нас?

Ответы детей:

Мы не видим птиц, не слышим их пения.

Многие перелетные птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги.

Воспитатель прикрепляет карточки с изображением перелетных птиц к изображению березы.

Воспитатель: «Посмотрите, на нашей березе сидят птицы? Каких перелетных птиц вы знаете?»

Ответы детей:

Скворец.

Жаворонок.

Грач.

Иволга.

Трясогузка.

Соловей.

Воспитатель: «А чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? («Строят гнезда»)

Ну, вот мы и разложили все карточки по порядку. И сейчас все вместе продолжим сказку «Как солнце весне помогало».

Каждый ребенок говорит по одному предложению, используя опорные картинки.

Ответы детей:

Солнце греет ярче, чем зимой. Тает снег, с крыш свисают сосульки, звенит капель. Бегут веселые ручейки. Почки деревьев набухают и лопаются, появляются листочки. На проталинах распускаются первые весенние цветы. Появляются насекомые. С юга возвращаются перелетные птицы. Они проверяют старые гнезда, строят новые. Птицы откладывают яйца, чтобы вывести птенцов. Звери линяют – меняют густой пушистый мех на более легкий, редкий. Меняется и цвет меха. Зацветают деревья.

Воспитатель: «Так в чем же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна?» («Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее»).

Затем воспитатель приглашает детей нарисовать наше солнце с ладошек. Игра ручеек

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель«Скажите, вы любите весну?» (Ответы детей) Дети произносят по предложению (Например«Я люблю весну за веселую, звонкую капель» и т. д.)

Воспитатель: «Посмотрите, что у нас получилось? («Солнце») А вы – его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно».

Воспитатель вынимает и конверта бумажные солнышки и раздает им в благодарность от волшебника за то, что они помогли Весне победить холод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи на тему: "Повторение сказки "Репка""

Открытый урок по развитию речи в группе раннего возраста....

План - Конспект занятия по развитию речи на тему: "чтение сказки К.Чуковского «Телефон».

Цель занятия: Продолжать упражнять детей в инсценировке отрывков из произведений.Задачи:Образовательные: закреплять знания детей о литературных произведениях К. Чуковского.Развивающие: развивать коорд...

Презентация к занятию по развитию речи на тему "Пересказ сказки В.Сутеева "Кораблик"

Данная презентация будет полезна воспитателям при подготовке к занятию по развитию речи....

Открытое занятие по развитию речи на тему: "Любимые сказки"

Данное занятие направлено на развитие познавательных и речевых умений детей на примере любимых сказок....

Конспект занятия по развитию речи по теме «Расскажем сказки руками» для младшего дошкольного возраста

Программное содержание:Продолжать формировать умение четко произносить слова, сочетая их с движением пальцев рук.Развивать мелкую моторику, речь, воображение, внимание, память.Упражнять в образовании ...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Рассказывание сказки "Лисичка со скалочкой" средняя группа

Задачи: - учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по её содержанию полным предложением;- совершенствовать грамматический строй речи;- активизировать словарь; - формировать умение ...

Занятие по развитию речи детей Тема: «Экология – это важно…».

Цель: формировать умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему...