Использование технологических карт при организации сюжетно – ролевых игр в ДОУ
статья по развитию речи

Васильева Наталья Владимировна

Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Основным видом игровой деятельности дошкольников являются сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников таких качеств как инициативность, самостоятельность, способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. Именно на это ориентирует педагогов ГОС ДО ПМР.

Педагогу необходимо наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Этому способствуют следующие задачи:

• научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре;

• тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Работа по развитию сюжетно-ролевых игр должна осуществляться в двух направлениях:

• Создание необходимой игровой среды

• Непосредственное руководство играми детей.

Основными методами педагогического руководства детской сюжетно-ролевой игрой является метод диалога, создание проблемных ситуаций, прямые и косвенные воздействия на игру и играющих. Кроме этих методов, актуальным считается использование технологических карт для организации сюжетно-ролевых игр.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – это описание пошагового процесса освоения сюжетно-ролевой игры, с указанием примерных средств реализации, задач и предполагаемых результатов.

Технологическая карта может быть как для педагога. так и для детей.

Для педгога технологическая карта - это методическая разработка, включающая в себя цели, задачи, игровые темы, методы и приёмы по обогащению содержания сюжетно-ролевых игр, а также взаимодействие с родителями и предварительная работа с воспитанниками.

Примерный алгоритм составления технологической карты

1. Определение темы.

2. Постановка цели.

3. Формулирование задач.

4. Определение этапов.

5. Примерный хронометраж этапов.

6. Наполнение содержанием, подбор материала.

Для детей - это схематическое изображение последовательности игровых действий, выбор игрового материала, развитие сюжета.

Структура технологической карты

- Название игры

- Шаг первый – приглашение друзей.

- Шаг второй – распределение ролей.

- Шаг третий выбор игровых предметов.

- Шаг четвертый игра.

- Шаг пятый – прибери игрушки.

Содержание технологических карт включает в себя четыре компонента метода комплексной поддержки самодеятельных игр (С.Л. Новоселовой, Е.В. Зворыгиной):

  1. обогащение опыта и знаний детей, расширение их представлений об окружающем;
  2. обогащение игрового опыта (формирование игровых действий, способов осуществления игры);
  3. создание развивающей предметной среды;
  4. активизирующее общение взрослых с детьми.

Благодаря взаимосвязи всех компонентов игра с первых ее этапов организуется как самостоятельная деятельность детей. Постепенно она становится все более творческой и саморазвивающейся.

Непосредственное участие родителей воспитанников (их представителей) в образовательной деятельности обязательное условие, поэтому в технологические карты можно включить в раздел «Взаимодействие педагога с родителями» по вопросам развития детской игры.

Направления взаимодействия педагогов ОДО с семьями воспитанников:

1. Изучение положительного опыта семейного воспитания и пропаганда его среди родителей.

2. Повышение педагогической культура родителей.

3. Практическая помощь родителям в решении конкретных ситуаций воспитания и образования ребенка-дошкольника.

Таким образом, результат применения технологических карт следующий:

1. Технологическая карта предусматривает все элементы образовательной деятельности и подготовку к ней.

2. В технологическую карту включены все основные методы и приемы образовательной деятельности, входящие в систему обогащения жизненного и игрового опыта детей.

3. Педагог, используя технологические карты, может:

- полноценно планировать работу по развитию сюжетно-ролевых игр в течении года;

- корректировать процесс развития игровых навыков детей в соответствии с возрастом;

- обогащать предметно-развивающую среду в сюжетно-игровых зонах группы;

4. Применение технологических карт способствует:

- формированию у дошкольников навыков организации сюжетно-ролевой игры;

- формированию у дошкольников таких качеств, как инициативность и самостоятельность;

- развитию адекватной самооценки у дошкольников.

 

Литература

1. Иванкова, Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. - № 4.-2002. -с.53-56.

2. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В.Краснощекова. Изд. 2-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 251 с.

3. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей / О.В. Солнцева.- М.: Речь, Сфера, 2016. - 176 c.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

 Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Основным видом игровой деятельности дошкольников являются сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников таких качеств как инициативность, самостоятельность, способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. Именно на это ориентирует педагогов ГОС ДО ПМР.

Педагогу необходимо наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Этому способствуют следующие задачи:

• научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре;

• тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Работа по развитию сюжетно-ролевых игр должна осуществляться в двух направлениях:

• Создание необходимой игровой среды

• Непосредственное руководство играми детей.

Основными методами педагогического руководства детской сюжетно-ролевой игрой является метод диалога, создание проблемных ситуаций, прямые и косвенные воздействия на игру и играющих. Кроме этих методов, актуальным считается использование технологических карт для организации сюжетно-ролевых игр.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – это описание пошагового процесса освоения сюжетно-ролевой игры, с указанием примерных средств реализации, задач и предполагаемых результатов.

Технологическая карта может быть как для педагога. так и для детей.

Для педгога технологическая карта - это методическая разработка, включающая в себя цели, задачи, игровые темы, методы и приёмы по обогащению содержания сюжетно-ролевых игр, а также взаимодействие с родителями и предварительная работа с воспитанниками.

Примерный алгоритм составления технологической карты

1. Определение темы.

2. Постановка цели.

3. Формулирование задач.

4. Определение этапов.

5. Примерный хронометраж этапов.

6. Наполнение содержанием, подбор материала.

Для детей - это схематическое изображение последовательности игровых действий, выбор игрового материала, развитие сюжета.

Структура технологической карты

- Название игры

- Шаг первый – приглашение друзей.

- Шаг второй – распределение ролей.

- Шаг третий выбор игровых предметов.

- Шаг четвертый игра.

- Шаг пятый – прибери игрушки.

Содержание технологических карт включает в себя четыре компонента метода комплексной поддержки самодеятельных игр (С.Л. Новоселовой, Е.В. Зворыгиной):

  1. обогащение опыта и знаний детей, расширение их представлений об окружающем;
  2. обогащение игрового опыта (формирование игровых действий, способов осуществления игры);
  3. создание развивающей предметной среды;
  4. активизирующее общение взрослых с детьми.

Благодаря взаимосвязи всех компонентов игра с первых ее этапов организуется как самостоятельная деятельность детей. Постепенно она становится все более творческой и саморазвивающейся.

Непосредственное участие родителей воспитанников (их представителей) в образовательной деятельности обязательное условие, поэтому в технологические карты можно включить в раздел «Взаимодействие педагога с родителями» по вопросам развития детской игры.

Направления взаимодействия педагогов ОДО с семьями воспитанников:

1. Изучение положительного опыта семейного воспитания и пропаганда его среди родителей.

2. Повышение педагогической культура родителей.

3. Практическая помощь родителям в решении конкретных ситуаций воспитания и образования ребенка-дошкольника.

Таким образом, результат применения технологических карт следующий:

1. Технологическая карта предусматривает все элементы образовательной деятельности и подготовку к ней.

2. В технологическую карту включены все основные методы и приемы образовательной деятельности, входящие в систему обогащения жизненного и игрового опыта детей.

3. Педагог, используя технологические карты, может:

- полноценно планировать работу по развитию сюжетно-ролевых игр в течении года;

- корректировать процесс развития игровых навыков детей в соответствии с возрастом;

- обогащать предметно-развивающую среду в сюжетно-игровых зонах группы;

4. Применение технологических карт способствует:

- формированию у дошкольников навыков организации сюжетно-ролевой игры;

- формированию у дошкольников таких качеств, как инициативность и самостоятельность;

- развитию адекватной самооценки у дошкольников.

 

Литература

1. Иванкова, Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. - № 4.-2002. -с.53-56.

2. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В.Краснощекова. Изд. 2-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 251 с.

3. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей / О.В. Солнцева.- М.: Речь, Сфера, 2016. - 176 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование технологической карты для организации сюжетно – ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей»

Привлечение интереса к использованию технологической карты сюжетно – ролевой игры в работе с детьми дошкольного возраста и побудить к дальнейшему применению....

мастер-класс «Использование технологической карты для организации сюжетно – ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей»

В презентации рассмотрены трудности при организации сюжетно- ролевых игр, приемы руководства сюжетно- ролевой игрой.  Представлены виды и особенности технологических карт, их значение для детског...

Мастер-класс для педагогов "Использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры"

В данной методической разработке представлено описание мастер-класса по организации сюжетно-ролевой игры, использование технологических карт. Мастер-класс будет интересен педагогам дошкольных образова...

«Использование технологической карты для организации сюжетно – ролевой игры»

Приветствую вас на мастер – классе. Сегодня, я хочу вам предложить составить технологическую карту для организации сюжетно – ролевой игры....

Мастер – класс для воспитателей «Использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей».

Цель: привлечение интереса к использованию технологической карты сюжетно-ролевой игры в работе с детьми дошкольного возраста и побудить к дальнейшему применению....

Мастер -класс для педагогов"Использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры"

Игра рассматривается  как  важное  средство  социализации   ребенка,   его развития.  Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников таких к...