Занятие по развитию речи творческое рассказывание по картине «Весна»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кузовлева Ольга Валентиновна

Продолжать учить составлять рассказ по картине, опираясь на предметные картинки, схемы. Расширять словарь по теме "Весна";

Совершенствовать грамматический строй речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческое рассказывание по картине «Весна»

Задачи:

Продолжать учить составлять рассказ по картине, опираясь на предметные картинки, схемы;

Расширять и обобщать имеющиеся у детей знания о временах года;

Уточнять и расширять словарь по теме "Весна";

Совершенствовать грамматический строй речи;

Материал: картина «Ранняя весна», предметные картинки с признаками весны, эмблемы с изображением солнышка. 

Продолжать учить составлять повествовательные рассказы по картине;
упражнять детей в составлении распространенных предложений по картине;

Развивать умение связно, последовательно и выразительно рассказывать рассказ, используя образные слова и выражения;

Ход занятия:

Доброе утро мы скажем, друг другу,
С улыбкой посмотрим в глаза.
От этих улыбок глаза засияют,
И добрыми станут сердца.

Воспитатель показывает сундучок. Давайте скажем волшебные слова и узнаем, что в сундучке:
- Чик, Чук, чак, чок – открывайся сундучок. 
Дети поизносят слова и садятся на места.

Воспитатель заглядывает в сундучок, достаёт из него загадку о весне:
Она раскрывает почки в зеленые листочки, 
Деревья одевает, посевы поливает, 
Движением полна, зовут её …. (Весна)
 
- О каком времени года мы сегодня будем говорить? 
- Правильно, это весна. 
Организационно – поисковый:
- Назовите весенние месяцы? (Март, Апрель, Май) 
- И мы сейчас с вами вспомним приметы весны. 
- А теперь давайте разделимся на подгруппы и составим пазлы с признаками весны. (Дети собирают картинки, из сундучка достаются картинки с признаками весны и вешаются на доску).
Составление предложений о весне по картинкам.
Дети собрав картинки, рассматривают их, и рассказывают о тех признаках весны, которые изображены на них. 
(Наступила теплая весна. Ярко светит и греет солнышко. Начали таять снег и сосульки. На дорогах появились ручьи. На деревьях набухли почки. Из теплых стран прилетели птицы. Они стали вить гнезда) .
- А теперь подумайте, какая примета самая главная, самая первая? (Ярко светит и греет солнышко.) Что происходит потом?

Постройте картинки так, как всё происходит в природе. 
– Посмотрите, какая красивая весенняя картинка получилась! 

Физ. минутка (Выходим на середину комнаты).

Ручеёк.

Бежит весёлый ручеёк

У самых моих ног.

Я перепрыгну ручеёк

Вперёд – назад – вперёд.

Скажу «привет» я ручейку,

Помою в нём ладошки.

Потом воды в них наберу,

Побрызгаю немножко.

 
- Посмотрите на доске висит еще одна картина.

(Показ сюжетной картины «Ранняя весна »).
- Какое время года изображено на картине? (весна) 
- Давайте внимательно рассмотрим её. 
- Что Вы видите на ней? 
- Почему девочка удивленно смотрит на снежную бабу? 
- Почему она тает? 
- А как одета девочка? 
- Что появилось на вербе? 
- Как описана погода, природа у художника? 
- Какое время года изображено? 
- Как можно назвать эту картину? 
- Подумайте и составьте рассказ по данной картине? 
- А теперь давайте расскажем про то, что делала героиня картины до того, как увидела снеговика. Например, чем была занята девочка дома. Это будет у нас начало рассказа. 
А теперь давайте придумаем, чем девочка будет заниматься, после того, как вернется с прогулки. Куда она пойдет, кого встретит, что интересного сделает. Это будет конец рассказа. (Дети придумывают своё начало и конец сюжетного отрывка.) 
- Кто из ребят самый внимательный? Кто из вас сможет повторить большой рассказ, который у нас получился, ничего не забыв. 
Игра с мячом
- Приглашаю детей встать со своих мест. 
Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».
Например, день — весенний день; погода — весенняя погода, солнце — весеннее солнце. 
Слова: настроение, проталины, гроза, месяцы, лес, трава, небо, цветы и т. д. 
- Молодцы! 


- Предлагаю Вам отгадать
весенние загадки:
- что весной голубое, высокое, чистое? (небо) 
- что весной легкое, белое, пушистое? (облака) 
- что весной бежит, журчит? (ручей) 
- что весной капает и звенит? (капель) 
- что весной греет, светит, припекает? (солнышко) 


Рефлексивно – корригирующий:
А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии. (Говорили о приметах весны; рассматривали говорящую картину, составляли рассказы про героев картины; играли с мячом.) 
Молодцы! Вы все хорошо рассказывали, придумывали, порадовали вы меня.

 А весна приготовила вам подарки. (Эмблемы, маленькие солнышки, но они грустные, подумайте, что нужно сделать, чтобы их развеселить (нарисовать улыбку). Теперь наше занятие закончено.

Воспитатель: У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да.)

В круг ребята становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Давайте поиграем со словом «весенний»: например, месяц (какой?) весенний, день -…, солнце…, лучи-…, небо-…, ручьи-…, погода-…, дождь-…, цветы-…

Следующая станция «Детский сад».

Усаживайтесь на стульчики. Давайте расскажем о том, как все изменилось весной в городе.

Беседа по картине «Ранняя весна».

Какое время года изображено на картине? Как вы догадались?

Что вы можете рассказать о деревьях, птицах?

Кого вы видите на картине? Куда пришли дети, чем они занимаются?

Какое настроение у детей?

Какое у вас вызывает настроение эта картина?

« Рыхлый снег на крыше тает

Ветерок в ветвях играет

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла весна»

- Какое сейчас время года и что лежит кругом?

- Что вы можете сказать о солнце?

- Что происходит с водоёмами, реками и озёрами?

- Чем покрыта земля?

Светит яркое, ласковое солнышко. Дует теплый ветерок. По голубому небу плывут облака. Под теплыми лучами солнца распушилась верба. Снег сползает с крыши дома, капают сосульки. Нина пришла из школы. И решила навестить своего друга снеговика. Увидев, снеговика Нине стало его жалко. Белая шубка его потемнела, а голова его вот- вот упадет.

Дети подходят к картине, рассматривают её, а затем воспитатель задаёт вопросы.

Воспитатель: Какое время года изобразил на картине художник?

Дети: Весна

Воспитатель: Какая это весна?

Дети: Это ранняя весна

Воспитатель: Как вы догадались, что это ранняя весна?

Дети: Снег еще не весь растаял, деревья без листочков, солнышко слабо греет.

Воспитатель: Обратите внимание на небо, посмотрите на землю. Какие слова можно подобрать для описания неба

Дети: Серое, хмурое, затянутое тёмными тучами.

Воспитатель: Какая земля?

Дети: Мокрая, тёмная, покрыта грязным снегом, появились чёрные проталины.

Воспитатель: Какой месяц изображён на картине?

Дети: Март

Воспитатель: Как называют его в народе?

Дети: Протальник

Воспитатель: А за мартом, какие идут весенние месяцы

Дети: Апрель - снегогон, май – травень.

Воспитатель: игра «Узнай по описанию».

Воспитатель: Перелётная птица с чёрным оперением металлически-фиолетового отлива

Дети: Грач.

Воспитатель: Буро-серая птичка из отряда воробьиных, отличающаяся красивым пением

Дети: Соловей.

Воспитатель: У этого красивого дерева белый ствол с чёрными пятнами.

Дети: Береза

Воспитатель: Расскажите о березах, которые находятся на переднем плане. Какие они?

Дети: Старые, изогнутые

Воспитатель: Что творится на берёзах?

Дети: Грачи устраивают гнёзда.

Воспитатель: игра «Кто больше назовёт действий? »

Воспитатель: Что делают грачи?

Дети: Кричат, летают, вьют гнёзда, клюют, ловят жуков, возвращаются, шумят.

Дети подходят к картине, рассматривают её, а затем воспитатель задаёт вопросы.

Воспитатель: Какое время года изобразил на картине художник?

Дети: Весна

Воспитатель: Какая это весна?

Дети: Это ранняя весна

Воспитатель: Как вы догадались, что это ранняя весна?

Дети: Снег еще не весь растаял, деревья без листочков, солнышко слабо греет.

Воспитатель: Обратите внимание на небо, посмотрите на землю. Какие слова можно подобрать для описания неба

Дети: Серое, хмурое, затянутое тёмными тучами.

Воспитатель: Какая земля?

Дети: Мокрая, тёмная, покрыта грязным снегом, появились чёрные проталины.

Воспитатель: Какой месяц изображён на картине?

Дети: Март

Воспитатель: Как называют его в народе?

Дети: Протальник

Воспитатель: А за мартом, какие идут весенние месяцы

Дети: Апрель - снегогон, май – травень.

Воспитатель: игра «Узнай по описанию».

Воспитатель: Перелётная птица с чёрным оперением металлически-фиолетового отлива

Дети: Грач.

Воспитатель: Буро-серая птичка из отряда воробьиных, отличающаяся красивым пением

Дети: Соловей.

Воспитатель: У этого красивого дерева белый ствол с чёрными пятнами.

Дети: Береза

Воспитатель: Расскажите о березах, которые находятся на переднем плане. Какие они?

Дети: Старые, изогнутые

Воспитатель: Что творится на берёзах?

Дети: Грачи устраивают гнёзда.

Воспитатель: игра «Кто больше назовёт действий? »

Воспитатель: Что делают грачи?

Дети: Кричат, летают, вьют гнёзда, клюют, ловят жуков, возвращаются, шумят.

Физминутка. (Выходим на середину комнаты).

Ручеёк.

Бежит весёлый ручеёк

У самых моих ног.

Я перепрыгну ручеёк

Вперёд – назад – вперёд.

Скажу «привет» я ручейку,

Помою в нём ладошки.

Потом воды в них наберу,

Побрызгаю немножко.

Март – первый месяц весны. На земле ещё лежит снег, да и мороз иной раз ударит. Но посмотрите, как ослепительно светит солнце. Его свет густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо, руки. И небо синее – синее, и по нему раскинулись пушистые облака. Начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины. В полях журчат ещё очень маленькие ручейки. Ручьи, проталины, первые кучерявые облака – это и есть самое начало весны.

Воспитатель: О чём этот рассказ? (Этот рассказ о весне, достаю мнемотаблицу. Эта таблица нам поможет пересказать рассказ.

Воспитатель:  С чего он начинается? Вспомните первое предложение. (Март – первый месяц весны).

Воспитатель: Чем март похож на зиму? (На земле ещё лежит снег)

Воспитатель: А как вы понимаете выражение: мороз иной раз ударит? (В марте иногда бывают морозы).

Воспитатель: Что сказано о солнце в рассказе? (Солнце светит ослепительно. Его свет золотистый. Лучи солнца греют лицо и руки).

Воспитатель: Что значит, светит ослепительно? (Светит ярко, слепит) .

Воспитатель: Что сказано о небе и облаках? (Небо синее – синее, а облака пушистые).

Воспитатель: Пушистые? А как сказать по другому? (Пышные, кудрявые, кучерявые).

Воспитатель: Что начинается в марте? Что появляется на буграх? (В марте начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины) .

Воспитатель: Что журчит в полях? (В полях журчат маленькие ручейки) А как по другому можно сказать журчат? (Звенят, поют).

Воспитатель: Что мы считаем самым началом весны? (Ручейки, проталины, первые кучерявые облака – это и есть самое начало весны).

      Воспитатель: Отлично! Посмотрите ещё раз на таблицу с картинками. Подумайте и начинайте рассказ.

Составление и разбор схемы слова март.

Итог занятия.

Воспитатель:  Чем мы сегодня занимались?

Воспитатель: Какие весенние месяца вы знаете?

Воспитатель: Какие приметы  ранней весны вы знаете?

                                                                                                                                               Подготовила: Кузовлева О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассказывание по картине «Прогулка в лесу».

Конспект занятия по развитию речи. Тема:   Рассказывание по картине «Прогулка в лесу»....

Конспект НОД по развитию речи-Творческое рассказывание по картине

Конспект НОД по развитию речи в старше-подготовительной группе.Творческое   рассказывание по картине «Детские забавы весной»  (придумывание начала и конца рассказа).Задачи:У...

Конспект занятия по развитию речи "Творческое рассказывание по картине с использованием технологии ТРИЗ" (подготовительная группа)

Формирование у детей умения составлять творческий рассказ по мотивам содержания картины, используя технологии ТРИЗ: игры: "Сыщики", "Из чего сделаны", "Такого же цвета", ...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект занятия по развитию речи Тема: рассказывание по картине «Собака со щенятами»

Тема: рассказывание по картине «Собака со щенятами»Возрастная группа: средняя группаДлительность: 20 мин.Цель: учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть кар...

Конспект занятия по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»

развивать умение детей составлять простые распространенные предложения по картинеучить рассказывать о содержании сюжетной картины; стимулировать творческую активность детей, ф...

Итоговое занятие по развитию речи "Обучение рассказыванию по картине "Саша и снеговик"

Итоговое занятие по развитию речи "Обучение рассказыванию по картине "Саша и снеговик". Цель: развитие связной монологической речи....